Примерное время чтения: 6 минут
286

Местное сверхуправление: количество МО в Тульской области сократят в разы

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 9. "АиФ-Тула" 26/02/2014
Муниципалитеты то разъединяют, то объединяют, но становятся ли чиновники от таких реформ ближе к народу?
Муниципалитеты то разъединяют, то объединяют, но становятся ли чиновники от таких реформ ближе к народу? Википедия

В самое ближайшее время Тульской областной думе предстоит санкционировать новое слияние поселений в целом ряде районов региона - Алексинском, Белёвском, Венёвском, Чернском, Щёкинском и Ясногорском. Осенью там должны пройти местные выборы (за исключением Белёва и Венёва), вот и торопятся. Суть этих нововведений аналогична тем, что уже были ранее приняты в остальных районах, - количество муниципальных образований сократить вдвое-втрое, на столько же - общую численность депутатов в них.

Посёлки без рабочих - нерабочие

Другим «революционным» шагом должно стать повсеместное упразднение рабочих посёлков с приданием им статуса сельских поселений. Процесс уже идёт. Так, рабочий посёлок Товарковский Богородицкого района был слит с одноимённым сельским поселением в единое МО Товарковское со статусом сельского поселения. Рабочий посёлок Бородинский Киреевского района объединён с МО Большекалмыкское. То же самое ожидается с рабочими посёлками Грицовский Венёвского района, Огарёвка Щёкинского района, станция Скуратово Чернского района, Ревякино Ясногорского района.

Сие «понижение в чинах» инициаторы реформы объясняют так: законом «Об административно-территориальном устройстве Тульской области» определено, что «посёлок городского типа (рабочий посёлок) - административно-территориальная единица, большинство населения которой занято в промышленном производстве». Но, скажем, в щёкинской Огарёвке производства нет вообще. Как следует из пояснительной записки к законопроекту, из 1632 человек трудоспособного населения 1503 человека (92%) работают за пределами посёлка в сфере обслуживания. Похожая картина - в чернском Скуратове: производства нет, из 585 человек трудоспособного населения 110 жителей (18,8%) заняты в сфере обслуживания. В венёвском Грицовском последняя шахта закрылась в 2009 году. Даже в ясногорском Ревякине, где работает металлопрокатный завод, численность трудоспособного населения, занятого в производстве, всё равно недотягивает до нормативного - 548 работников из 1980 человек.

Сообразят на шестерых

Соответствующие законопроекты вносили главы районов - председатели собраний представителей. Но идентичные, почти как под копирку, тексты этих документов наводят на мысль о том, что их пером водила другая, более твёрдая и могущественная рука в более высоких кабинетах.

Впрочем, местные жители, возможно, даже почувствуют некоторые преимущества: поскольку территория станет сельской, у них появятся льготы на жилищно-коммунальные услуги. А вот у учителей, видимо, снимут надбавку, полагающуюся педагогам школ рабочих посёлков. Там, где такие преобразования уже прошли, например, в киреевском Бородинском, детсадовские работники жаловались, что вместо положенной надбавки им просто сократили время работы, что создало серьёзные неудобства для молодых родителей, трудящихся за пределами посёлка.

Ещё одним изменением административно-политического характера станет слияние постов главы муниципального образования и главы местной администрации - как это заведено во всех сельских поселениях региона. До этого в рабочих посёлках, как и в крупных городах, приходилось проводить конкурсы, определять победителя, подписывать контракт. Теперь всё решит кучка депутатов местного собрания - для принятия решения хватит шести голосов.

Сэкономят на людях?

Гораздо больше перемен ожидается в свете дальнейшего укрупнения сельских муниципалитетов. В огромном Чернском районе их останется три, в Белёвском, который по территории не намного меньше - два.

Хотя экономии с этих укрупнений-слияний, без преувеличения, с гулькин нос. Так, в Алексинском районе предполагаемый экономический эффект от объединения поселений составит 1,4 млн рублей, в Белёвском районе - 1,6 млн рублей, в Венёвском - более 3,5 млн рублей, Ясногорском - около 2 млн, Щёкинский район расчёты по экономии не представил.

А теперь другая арифметика. Так, доходная часть МО р.п. Товарковский на 2013 год (здесь и далее - без учёта дополнительных поступлений) составляла 19 млн 347,9 тыс. рублей, расходная - 20 млн 380,7 тыс. рублей. Параметры бюджета МО Товарковское на 2013 год составили 8 млн 305,8 тыс. рублей и 8 млн 492 тыс. рублей соответственно. При этом доходная часть преобразованного (т. е. укрупнённого) МО Товарковское на 2014 год составила 23 млн 480,3 тыс. рублей, расходная - 24 млн 875,2 тыс. рублей. Несложный подсчёт показывает, что по доходной части объединённый бюджет на 2014 год оказался на 4 млн 173,4 тыс. меньше, чем бюджеты на 2013 год, вместе взятые, по расходной части - на 3 млн 997,5 тыс. меньше. Что же мешало чиновникам райфинуправлений, верстающих поселенческие бюджеты, сохранить общие объёмы расходов, а сэкономленные на управленческом аппарате средства пустить на то же благоустройство, например? Вместо этого людям навязываются «народные бюджеты», в которые они должны вкладывать свои кровные деньги, оторванные от детей, внуков, расходов на питание, образование, здравоохранение, оплату коммунальных и прочих услуг. Так что по всему выходит, что сэкономили на жителях, а не на чиновниках.

Федеральный министр поправляет областного

Министр регионального развития России Игорь Слюняев, в недавнем прошлом - губернатор Костромской области, административно-территориальные эксперименты губернатора тульского и его команды воспринял явно настороженно. На недавней пресс-конференции весьма дипломатично, но вполне опредёленно он высказался за то, чтобы подход к вопросам смены статуса муниципальных образований и их укрупнения был взвешенным и исходил из необходимости соблюдения основ местного самоуправления, шаговой доступности местных администраций для жителей населённых пунктов.

Нарушаем?

Кстати, этого требует и Федеральный закон №131 «О местном самоуправлении в РФ»: «…границы поселения, в состав которого входят два и более населённых пункта, устанавливаются с учётом пешеходной доступности до административного центра сельского поселения и обратно в течение рабочего дня для жителей всех населённых пунктов, входящих в состав поселения». Так называемым «реформаторам» можно посоветовать взять в руки посох и попытаться пройти из села Большое Савватеево Алексинского района в посёлок Авангард, которые разделяет 20 км - и это всё будет одно муниципальное образование! Считаем: со скоростью 4 км/ч (не забываем про пенсионеров!) дорога в одну сторону займёт 5 часов, столько же - обратно, итого: 10 часов, а это уже больше продолжительности рабочего дня, а значит - нарушение федерального законодательства.

А в Черни пошли ещё дальше и придумали посадить всех сельских глав в здании районной администрации. Видимо, чтоб под присмотром были. Народ успокаивают: на местах оставим специалистов с правом подписи. Но наверняка многие документы всё равно придётся визировать у главы поселения, а значит, ехать в райцентр.

…Все эти эксперименты могут свидетельствовать не только о нарушении 131-го закона в отдельно взятом регионе. Здесь он настолько вольно интерпретируется чиновниками, что попросту не работает.

Читайте нас в твиттере @aiftula

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах