Примерное время чтения: 5 минут
519

Костры и пирожки. Как отмечают Рождество на постсоветском пространстве

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 50. "АиФ в Туле" 11/12/2019
Konstantin Kokoshkin / www.globallookpress.com

Рождество Христово – один их главных христианских праздников, установленный в честь рождения во плоти Иисуса Христа от Девы Марии. TULA.AIF.RU узнал, как празднуют Рождество в Бывших странах СССР, где были как католики, так и православные христиане.

Семейный и весёлый

В дореволюционной России празднование Рождества было многодневным и сопряжённым с весёлыми святками до Нового года. Но, как ни странно, и в СССР до 1929 года это был нерабочий день, правда, по григорианскому календарю, то есть 25 декабря. Тот факт, что церковь вместе с государством отказалась признавать календарную реформу, советская власть проигнорировала.

 В течение нескольких дальнейших лет не праздновали вообще ничего, но в конце декабря 1935 года многие рождественские традиции перенесли на новый праздник, привычный нескольким поколениям советских людей и уже россиян. Правда, выходным 1 января сделали только с 1948 года. 

В 1990 году 7 января выпало на воскресенье, а в декабре того же года Верховный Совет РСФСР сделал Рождество Христово официальным праздником. 

Справка
Католики и протестанты, а также некоторые православные церкви – например, Элладская, Болгарская, Румынская – отмечают Рождество по григорианскому календарю, то есть 25 декабря. А большинство православных церквей, включая Русскую, Сербскую, Грузинскую – по юлианскому календарю, то есть 7 января. Армянская апостольская церковь – днём ранее – 6 января. В некоторых странах, в том числе бывшего Советского Союза, нерабочими днями являются как 25 декабря, так и 7 января. Это Украина, Белоруссия, Молдова, Северная Македония. Примечательно: в некоторых странах, где христиане составляют меньшинство, Рождество, тем не менее, тоже празднуется официально. В частности, это Казахстан с Киргизией (7 января), Иордания и Южная Корея (25 декабря).

Как его отмечают на постсоветском пространстве?

Анастасия Клышникова, предприниматель, уроженка города Березино Минской области Белоруссии, с 2008 года живёт в Туле:

«В детстве я ходила в воскресную школу при храме в моём городке. Мы ответственно готовились к Рождеству, пели на ночной рождественской службе в церковном хоре, потом и на утренней тоже. В дни каникул ездили по деревням, выступали там. А ещё колядовали – наряжались, у нас были такие персонажи, как дед, бабка, их внучка и козёл с козой. Ходили по домам, квартирам, пели, получали конфеты. В России, как я заметила, нет или почти нет такой традиции. 

Ходили по домам, квартирам, пели, получали конфеты.

Дома, конечно, тоже праздновали – как и на Новый год, накрывали стол, собирались семьёй. Став чуть постарше, гадали на святках с девчонками на суженого.

В Беларуси, как и в России, православное Рождество отмечается 7 января, но так как в западной части республики живёт много католиков, то и 25 декабря тоже официальный праздник. У нас в городе католиков почти нет, как нет и костёла. Но, например, в Минске и католическое Рождество празднуется достаточно широко. Ещё шире, скажем, в Гродненской или Брестской областях».

И ангелы-покровители

«У осетин до календарного Нового года отмечается праздник Цыппурс, по времени он совпадает с католическим Рождеством, – рассказывает кандидат педагогических наук, уроженка города Орджоникидзе, с 1978 года живущая в Туле, Белла Адырхаева. – Но это не христианский праздник, а гораздо более древний. Цыппурс олицетворяет зимнее солнцестояние. Декабрь даже называется по имени празднества «Цыппурсы мæй» (букв. месяц Цыппурс)

В Цыппурс разводят костры, огонь – это очищение, он не позволяет нечисти перейти в новый год: в эти дни открываются врата между двумя мирами, и нельзя из нижнего мира пропустить в верхний мир зло. Поэтому ангелы покровительствуют людям и люди разводят костры, свет и огонь побеждают зло. 

Ангелы покровительствуют людям и люди разводят костры, свет и огонь побеждают зло.

В наши дни осетины, принявшие православие, отмечают Рождество, как и в остальных частях России, 7 января. Рождество – христианский праздник, это не осетинское торжество, и он не является аналогом Цыппурса».

А тулячка Инга Титова рассказывает: «Наш отец был коммунистом, директором леспромхоза. Мы жили в СССР – стране атеизма. Потому в церкви не ходили, нас не крестили. И о том, что вера для наших родителей не пустой звук, я догадывалась, замечая под подушкой у мамы иконку в трудные для семьи времена, в дни болезней папы, нас – детей. Но родители не развивали эту тему и даже избегали её. А вот Рождество мы праздновали исправно. Только болтать об этом было не принято. И очень любили этот праздник. И не потому, что ждали подарков, хотя они всегда были. Уже не помню, какие именно. Зато помнится, как родители все дела оставляли на потом. Не говорили о работе, во что нас одеть и как при этом уложиться в семейный бюджет, не обсуждали наши школьные проблемы, не ругали за прогул музыкальной школы. Мы с сестрой прекращали конкурировать за внимание родителей. Просто были вместе, шутили, смеялись и много обнимались. И все было как-то нежно, трепетно, с глубокой любовью друг к другу. 

На столе – варёная картошка, квашенная папой очень вкусная капуста.

Мама жарила пирожки. Печёные у неё никогда не получались. Пекла разное печенье. Накрывала на стол. Мы ей помогали. На столе – варёная картошка, квашенная папой очень вкусная капуста, им же солёные грибочки, огурчики. Казалось бы, обычный ужин, но всё казалось особенным. И настроение, и мы, и снег за окном, и чуть приглушённый свет в комнате. И удивительно спокойный, уютный сон в Рождественскую ночь.

Я уже сама не только мама, но и бабушка, а Рождество для меня до сих пор наполнено светом, уютом, теплом и нежностью. И в моей семье, как и в родительской, в этот праздник все собираются вместе и нам не суетливо, а хорошо, надёжно и спокойно».

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах