Рождественские праздники были значимы как для людей знатных, так и для бедных. Последним в Тульской губернии благотворительную помощь оказывали церковно-приходские попечительства Тульской епархии, об этом говорится в отчете об их деятельности за 1897 год. Отметим, что также в некоторых приходах пожертвования выделялись на особые обстоятельства, например, свадьбы и праздники. Например, в попечительстве Петровское Одоевского уезда за 1897 год собрали 52 рубля 25 копеек и «к празднику Рождества Христова бедной вдове с малолетними детьми выдано муки на три рубля».
Время благотворительности
Как правило, рождественские праздники всегда сопровождались организацией досуга. В Туле для детей рабочих и городской бедноты его устраивал Тульский отдел Русского общества охранения народного здравия.
В отчёте Общества за 1909 год секция гигиены школьного возраста докладывала о катках на пруду в Арсенальном саду в Заречье и на пруду за полотном Сызрано-Вяземской железной дороги в Чулкове (нынешнем Пролетарском районе – прим. ред.) Катки наряжались ёлками, флагами, на них устраивались даже состязания с выдачей призов. На организацию праздника было пожертвовано 56 рублей, 10 из которых – благотворительный взнос купца I гильдии Сергея Степановича Ермолаева. Кроме денег, поступали такие пожертвования, как 30 аршин коленкора, колбаса на бутерброды для всех детей, карамель, орехи, пряники, дерево ёлки и украшения. Праздник вышел замечательный: «Но вот ёлка зажжена и дети, налюбовавшись роскошно убранной ёлкой и домашним фейерверком, стали играть и танцевать. Неподдельное детское веселье передавалось и взрослым. Параллельно с этим детей группами угощали чаем и бутербродами, и по окончании чаепития приглашённый фокусник давал представление, очень понравившееся детям. Закончились праздники раздачей полезных подарков...»
Как рассказывает сотрудник Тульской областной библиотеки Инна Куканова, праздновали Рождества и в церковно-приходской школе 12 Апостолов. «К 4 часам в школу собрались 106 детей. Во время этого детского праздника устроены были игры, танцы и пелись детские песни. Ученики местной школы исполнили в лицах несколько басен Крылова. К концу даны фрукты, конфеты, орехи и игрушки. Беднейшие из детей получили более ценные подарки в виде материалов и рубашки. Весёлые детские голоса и радостные лица говорили, что дети оживлены и счастливы, и это праздничное настроение не покидало детей до конца – с большой неохотой разошлись они по домам по окончании праздника».
Для учителей Тульской губернии рождественские каникулы означали уменьшение денежного пособия. Как рассказывается в «Историческом обзоре народного образования в Богородицком уезде Тульской губернии» 1898 года, земство производило точный расчёт по количеству учеников и учебных дней, и из заработка «вычиталось за пропущенные дни даже в такие праздники, как Рождество Христово и Пасха».
Прибавка и гостинцы
Помогали не только бедным и сиротам, также заботились о беженцах. В полугодовом отчёте о деятельности Белёвского комитета по оказанию помощи беженцам с 1 августа 1915 года по 1 февраля 1916 года отмечено, что «праздники Рождества Христова ознаменовались для беженцев повышенной ассигновкой на питание.
Так как Столовая первые три дня не работала, всем беженцам был отпущен хлеб и выдано на руки по 25 копеек в день на человека. В сочельник же беженцы получили деньги по обычному расчёту - 15 копеек на человека. Детям беженцев, кроме того на специально собранные для этой цели пожертвования были розданы гостинцы: пряники, орехи, конфеты и яблоки, завязанные в платок. В деревне всем беженцам было прибавлено к пайку по 20 копеек».
Канун Рождества и Святки, как отмечает Инна, считались днями особой благотворительности и участливости по отношению к тем, кто лишен по каким-либо причинам возможности быть причастным к празднеству. Ведь Рождество и Новый год – это особое время, и праздник должен быть у всех.
Материал подготовлен совместно с Тульской областной универсальной научной библиотекой