aif.ru counter
371

Тульские археологи обнаружили остатки Епифанского шлюза

Тула, 28 августа - АиФ-Тула.

Археологи музея-заповедника «Куликово поле» обнаружили остатки Епифанского шлюза, как сообщает пресс-секретарь музея Любовь Котикова. 

11 лет кулковцы вместе с представитеями Института истории естествознание и техники РАН проводят комплексные исследования объектов и сооружений Ивановского канала. Это один из самых ранних гидротехнических проектов в России, лично задуманный Петром Великим и осуществлявшийся под его непосредственным контролем. 

За прошедшие годы научные сотрудники Москвы и Тулы совершили десятки пеших маршрутов вдоль речных русел. Археологам музея-заповедника «Куликово поле» улыбнулась удача. В шурфе, на глубине всего 80 см обнаружены остатки каменного основания пола шлюза в виде скопления дикого известнякового камня, среди которого попадались большие глыбы известняка. В самом углу шурфа были расчищены два белокаменных известняковых блока с остатками известкового раствора, из которых были сложены стены шлюза. Оба блока были извлечены на поверхность и вскоре станут экспонатами будущей музейной экспозиции в Епифани, посвященной Ивановскому каналу. 

Справка
Работы начались не позднее лета 1701 года. В первые шесть лет было построено 24 шлюза. Чтобы представить себе объемы работ, надо сказать, что одновременно на канале в отдельные годы трудилось более 20 тысяч рабочих. Стройку обеспечивали 66 тысяч дворов из 15 уездов и городов центральной России. Спрямлялись речные петли, углублялись русла рек, строились земляные дамбы, каменные шлюзы, дороги, хранилища строительных материалов. Весной 1707 года из Упы и Шата в Дон прошли первые 300 купеческих судов. Стройка активно продолжалась еще четыре года. Но… в 1711 года после неудачной для России войны с Турцией пришлось вернуть обратно Азов, уничтожить все новые крепости в Приазовье, сжечь Воронежскую флотилию. Товары и припасы по Дону везти уже было некуда. Ивановский канал стал не нужен. Но столько средств и сил было вложено в этот проект, что канал продолжали строить вплоть до 1720 года. Всего было построено 33 шлюза устроено более 40 км рукотворных каналов вдоль верховий Шата и Дона. Но умер Петр, последующие царственные особы иногда вспоминали об Ивановском канале, посылали комиссии и рисовали новые проекты. Талые воды постепенно разрушали шлюзовые сооружения, местное население потихоньку разворовывало строительные материалы, предприимчивые хозяева переделывали шлюзы на водные мельницы. Окончательно проект был закрыт при Николае I в 1839 году как экономически невыгодный.

Оставить комментарий (0)
Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах