На встречу с Владимиром Машковым и мастерами-педагогами приехали больше 400 школьников из всех районов области.
Родители Владимира Машкова служили в тульском Театре юного зрителя. «Известная формула, которой всегда придерживались мои мама и папа - «Для детей надо играть так же, как для взрослых. Только лучше», - отметил актёр.
Счастье Буратины
Владимир Машков: Актер – профессия для искренних, открытых людей, истинно чувствующих и не жалеющих своих чувств. Это трудоёмкая, постоянная работа над собой. Занимайтесь спортом! Наша профессия требует невероятной выносливости! Занимайтесь танцами и пластикой! Ваше тело – это ваш язык, а ваша речь и голос – это зеркало вашего характера. Работайте над собой!
Основания проблема в том, что современные дети и их родители, зачастую не обращают внимание на «дефекты». Причём, это может быть, и как особенности речи, так то, что мало внимания уделяется образованию. И это касается всех. Чем больше у человека, в его круге общения, образованных и духовноразвитых людей, тем сам он будет становиться более образованным и развиваться духовно. При этом, нельзя забывать: нравственное и физическое здоровье взаимосвязаны. Нет, я не призываю всех «не есть после шести вечера». Но и пускать на самотёк свою физическую форму нельзя.
- Что является самым трудным в актёрской деятельности?
- Нет сложностей, когда они превращаются в радость. Актёрское ремесло это и есть радость. Вот только необразованным тут нельзя быть. Вдруг нужно будет сыграть Эйнштейна? Хотелось бы, чтобы внутренняя энциклопедия современной молодёжи постоянно расширялась.
Актер – профессия для искренних, открытых людей.
- Вы из театральной семьи. Это как-то сказалось на выборе профессии?
- Мои родители служили в тульском ТЮЗе. Отец прямо на сцене узнал о моём рождении. И произошло это весьма символично. Он играл папу Карло в спектакле «Буратино». Сидел на сцене, строгал полено и приговаривал «Будет у меня сын, будет у меня сын». К нему незаметно подкрался Карабас-Барабас и прошептал на ухо: «У тебя родился сын!». Отец повеселел, начал с ещё большими усилиями строгать полено и приговаривать: «У меня сын, у меня сын!». Вскоре после моего рождения мы переехали сначала во Фрунзе (сейчас – Бишкек, столица Киргизии – прим. ред.), а затем - в Новокузнецк (Кемеровская область – прим. ред.).
На мой выбор профессии никто не повлиял. Сначала хотел быть биологом, потом передумал. Сам захотел стать актёром. К сожалению, мои родители уже не увидели этого, они рано ушли из жизни.
Мой путь в артистическую карьеру вообще был не простым. Сначала я поступал в творческий вуз в Красноярске. Но не прошёл. Потом поступил в Новосибирское театральное училище. Кстати, туда меня приняли «в связи с недобором мальчиков». Много девушек хотели стать актрисами, а вот парней тогда не хватало.
Сработали фиксы?
- Что читали на вступительных экзаменах?
- Что именно - сейчас не вспомню А вот как читал, отдельная тема. Во времена моей молодости было очень модно носить фиксы на зубах. И у меня было такое же «украшение». Под золото. Но это был не благородный металл, просто внешне похоже. И уже в привычку у меня тогда вошло – задирать верхнюю губу как можно выше, чтобы все эту самую фиксу видели. И вот – стою я перед экзаменационной комиссией и читаю стихотворение. Верхняя губа – как можно выше, стиль чтения – немного «приблатнённый». Преподаватели были сильно впечатлены.
В 1984 году я отправился из Новосибирска в Москву, где поступил в Школу-студию МХАТ, в мастерскую Михаила Тарханова. Потом устроился декоратором во МХАТ. Вскоре после этого я стал заниматься у Олега Табакова. А позже и играть в театре, которым он руководил. Таким образом, всего я отучился «на артиста» целых восемь лет.
- А какие напутствия и советы можете дать землякам, желающим связать свою жизнь с театром?
- Помните, что вы из Тулы. Из того благословенного места, где родился, жил и творил Лев Толстой. Абитуриентам из Тулы, поступающим на творческие специальности, всегда задают на экзаменах вопрос: «А что из Льва Толстого вы нам прочитаете?»
И нужно всегда оставаться собой. Не надо делать что-то со своим лицом, экспериментировать с волосами, набивать татуировки. Когда нужно будет, вам это всё «нарисуют». Артистическая карьера – это большой путь ограничений. Это постоянное формирование себя настоящего для будущего. Нужно развивать своё воображение и внимание. Это две главные актёрские и общечеловеские составляющие, какой бы деятельностью не заниматься. Из них и выходят чувства. Ведь есть и такие чувства, которые человек не ощущает. И без развитого воображения их нельзя будет ни осознать, ни передать.
И сосредоточьтесь на театральной сцене, забыв про кино.
- Вдохновение – основа творчества. А что такое вдохновение?
- Надо рассчитывать на свои действия, силу воли. Ждать вдохновения – дело безнадёжное. А вот стремиться к нему – это правильный путь. Любой успех восстанавливает и даёт силы. И это не обязательно личный успех. Это и успех всего коллектива.
- А как определить «успех в театре»?
- В нашей деятельности нет победителей и проигравших. Нам самим трудно оценить эту профессию. Оценку ставят зрители на внутреннем уровне. Хочу особо отметить, что известный и хороший актёр не есть одно и тоже. Хороший партнёр по сцене делает и тебя лучше. А плохой, пусть даже и очень известный, может прямо на сцене и «утопить». Тут всё зависит от коллектива.
- «Жизнь – театр, а люди в ней актёры». Что для вас главное в жизни?
- Воля. А она включает в себя не только свободу. Воля – это путь к состраданию, путь к переживанию. Не надо сразу что-то резко принимать или отвергать. Надо просто всё взвесить. И тогда возникнет желание – сказать «да» или «нет».
Кина не будет
- Год назад, 15 февраля, вы объявили об уходе из кино. Мы больше не увидим вас на экранах в новых ролях?
- Кино — это тоже серьёзная деятельность, на неё надо тратить много времени. Его у меня просто физически нет. Поэтому «кина не будет, электричество кончилось». Хочу отдельно коснуться темы кино для молодых туляков, желающих поступить в творческие вузы. Помните: кино не всегда сможет отразить и передать вашу уникальность. Там ведь есть такие моменты, как монтаж, переозвучка… Вы можете выглядеть не «самими собой», говорить чужим голосом. К тому же – фильм может выйти в прокат через год, после окончания съёмок. А за это время актёр, сыгравший нём, может очень сильно измениться. Как внешне, так и внутренне. А театр – это и есть то само «здесь и сейчас». Прямой энергический контакт со зрителем.
- Вы часто акцентируете на моменте «здесь и сейчас». Что это для Вас?
- «Здесь и сейчас» - это значит не замыкаться на прошлом, а думать о будущем. И жить именно в этот момент. А ведь время, оно так быстро летит. Я был в родной Туле год назад. А сегодня, войдя в колонный зал, где собрались ребята, я подумал, что прошла неделя. Время очень быстротечно и мы его практически не ощущаем. Поэтому – надо жить и действовать сейчас.
Земляки, раскрывайте по-максимому гармошку тульскую! И помните, всё, что вы познали в жизни, науки и личный опыт, это всё ценно и пригодится в будущем.