Долг малой родине
Встреча с артистом состоялась по инициативе губернатора Тульской области Алексея Дюмина. Общение со студентами Машков начал с детских воспоминаний, связанных с Тулой. Его отец – Лев Петрович Машков – был актёром Тульского театра кукол. Вплоть до 1960 года, когда состоялся их переезд в Новокузнецк, семья проживала в городе оружейников. В Туле же похоронен и дед Машкова (он работал начальником депо), на могиле которого артист в день своего приезда не преминул побывать.
«Я помню, что когда мне было года четыре, мы с мамой и папой пошли гулять в парк, - рассказывает артист. – А когда вернулись, рядом с нашим домом (квартира наша была на первом этаже) стояли «красивые» пожарные машины, которые меня тогда очень впечатлили. Люди кричали: «Артист горит!». Оказывается, родители забыли выключить утюг, что и стало причиной возгорания. И я помню, что испытывал прямо-таки гордость за то, что нами заинтересовались такие серьёзные и важные люди, как пожарные. И вот теперь – после долгих-долгих лет – я наконец-то вернулся на родину…
Куда бы ни отправились по окончанию учёбы студенты, рано или поздно наступит момент возвращение к родным пенатам – считает артист. Для того, чтобы отдать долг той землю и тому месту, где началось чьё-то становление».
Система не сработала
В основе сюжета фильма «Движение вверх», который показали тульским студентам – события мюнхенской Олимпиады 1972 года. Тогда советским баскетболистам удалось обойти американскую команду, долгое время обладавшей репутацией непобедимой.
Как рассказывает Владимир Машков, идея экранизировать эту историю пришла в голову продюсеру картины Леониду Верещагину, который крайне трепетно относился к этому матчу и гордился победой советской сборной.
«Я и сам помню тогдашнюю трансляцию, - вспоминает артист. – Это было что-то потрясающее: ребята выкладывались по полной, были на пределе сил. Готовясь к своей роли, я изучал биографию тренера Кондрашина. Он был своего рода «снайпером» в баскетболе – настолько был ориентирован на точечность попадания. Перед теми Олимпийскими играми он изучал систему игры американцев, понял, что их защита рассчитана на то, что наши спортсмены играют только одной рукой: правши – правой, левши – левой. Кондрашин изменил эту систему, что стало для американцев неожиданностью и принесло нашим игрокам победу».
Кстати, все актёры, снимавшиеся в фильме, профессиональными спортсменами не были, поэтому довольно часто их заменяли дублёры. Но в процессе съёмок, что интересно, постепенно приобретали соответствующие навыки – да так удачно, что ближе к концу для дублёров оставалось всё меньше и меньше работы.