Она одновременно притягивает и обескураживает: такое редко услышишь, вот так запросто. Гусляр Александр Субботин старается приходить сюда регулярно. Он живёт неподалёку, на улице Льва Толстого, а играет здесь, в соседнем дворе – считает: аура тут хорошая.
Родовая память
Александр сам себя именует Любомиром. Скорее, это его творческий псевдоним. Распущенные седые волосы и окладистая борода действительно делают его похожим на старца из былин, а гусли дополняют этот образ как нельзя лучше. Сегодня во дворах обычная картина – группки матерящихся подростков, а вот увидеть гусляра…
Он садится на лавку, достаёт свои гусли, играет, поёт. Часть его песен – собственное творчество, другие заимствованные, музыку пишет сам. Говорит, что получается своего рода коллективный труд, и это, уверен Любомир, отводит его от такого греха, как гордыня.
Звуки гуслей активируют глубинную родовую память, а некоторым силам это не нужно
«Когда-то гусли были очень популярны, без гусляров не обходился ни один праздник, а потом был период, когда гусли оказались «вне закона», инструменты изымались у людей и сжигались. Тогда представители церкви обнаружили на языковом уровне связь между гуслями и колдовством. Но я уверен: звуки гуслей активируют глубинную родовую память, а некоторым силам это не нужно. Они хотят, чтоб люди заснули, забыли свои традиции. Почти так происходит и сейчас. Народ отошёл от исконных укладов, но постепенно всё возвращается «на круги своя». И есть позитивные примеры. Посмотрите: в некоторых странах Европы есть очевидные проблемы с сохранением семейных ценностей. В России же люди понимают, что семья – главная ценность», – говорит Любомир. У него свои взгляды на жизнь, своя философия. Так, например, он считает, что на земле долгое время царила «космическая ночь» и только сейчас наступает рассвет, который подарит людям единение и гармонию. Одним из проявлений этого явления он видит тягу людей к природе: жители больших городов тянутся хотя бы на выходные покинуть свои дома, чтобы прикоснуться к чему-то естественному и, в определённой степени, первозданному. Другое проявление – растущий в народе интерес к гуслям, однако сам признаёт, что конкретно в этом дворе, на улице Демонстрации, пока лишь немногие интересуются его творчеством.
«Людей тут много, но лишь некоторые подходят, удивляются, вопросы задают, и это хорошо», – уверен гусляр.
Любомир, как принято говорить в народе, самоучка. Любовь к музыке привили в семье. Отец играл на аккордеоне, брат – на гитаре. Говорит, что к гуслям душа всегда тяготела, но освоить игру на этом инструменте не получалось. «В какой-то период у меня были небольшие гусли. В принципе, что-то получалось исполнять, но душевного единения с инструментом не было, наверное, судьба так предопределила. Как-то пошёл в кинотеатр и кофр со своими гуслями поставил у стенки. В зале темно, ничего не видно, я только услышал жалобный стон струн. Подошёл посмотреть – а кофр-то мой на полу оказался, и кто-то на него наступил. В итоге инструмент тогда я потерял. И только потом согласился с утверждением: «Что бог ни делает – всё к лучшему», – вспоминает Любомир. Спустя несколько лет волею случая он оказался в Суздале, где познакомился с женщиной, которая собственноручно делала гусли. Он поговорил с ней, посмотрел на её работу и решил, что и самому по силам попробовать сделать инструмент.
Русские гусли из немецкого рояля
«Одна знакомая спрашивала меня: как ты мог разломать немецкий рояль «Шрёдер»? На самом деле я его взял, опять же по случаю. Покупал уже вечером, темно было, не обратил внимания, что инструмент в аварийном состоянии и не подлежит восстановлению: всё дерево какие-то жучки-паразиты изгрызли. Но внутри осталась хорошо сохранившаяся резонаторная ель, качественное дерево, вот из него-то и получились русские гусли. Выходит, я подарил третью жизнь этой ёлке. Сначала было собственно дерево, потом рояль, а сейчас то, что у меня на коленях лежит», – говорит Любомир.
Родом он из Орла, по образованию художник, окончил училище, занимался в институте имени Репина при академии художеств в Санкт-Петербурге. Потом познакомился с будущей женой Светланой, она из Тулы. Так и оказался в городе оружейников. Сейчас выступает на творческих вечерах в музеях, в школах.
Про шоу «Голос» и «Металлику»
Любомир уверен: пришло время, когда тяга людей к народному творчеству только растёт. В пример приводит шоу «Голос». «Вы посмотрите, начиналось-то всё там в основном с западного репертуара – джаз, блюз, рок-н-ролл, а в этом году победила женщина, которая исполняла народные песни. Кстати, мне тоже позвонили продюсеры этой программы и предложили поучаствовать в категории старшего возраста. Я согласился, и вполне возможно, что поеду в Москву», – строит перспективы музыкант. Возможное участие в «Голосе» Любомир рассматривает лишь как возможность популяризировать именно свой инструмент. Но вместе с тем признаёт, что время не стоит на месте и, например, молодёжи можно открыть иные возможности гуслей. Правда, о предпочтениях подрастающего поколения он мыслит своими категориями. Под занавес нашей беседы Любомир вспомнил, что несколько лет назад для участия в небольшом проекте его знакомый попросил включить в репертуар гусляра одну самую известную лирическую песню группы «Металлика». И он сыграл эту мелодию сейчас, но видно было: всё же своё родное, народное ему гораздо ближе.