Лидер группы ВОРОН КУТХА Дмитрий Мулыгин презентует тулякам новый альбом «Зарев», но разговор наш сегодня совсем не о музыке.
Где жить хорошо?
Олеся Степанова, «АиФ в Туле»: Кризис, санкции. Жить трудно. А где, по-твоему, сегодня хорошо?
Дмитрий Мулыгин: Если говорить об обывательском уровне, хоть при царе, хоть при коммунистах было хуже. И если нынешний довольно высокий уровень жизни несколько снизился, это не повод кидаться в уныние. Надо просто работать на совесть, чтобы вывести страну из кризиса.
«Всё плохо!» кричат те, кто может много потерять, у кого есть это много. Средние люди живут, растят детей, ухаживают за своими стариками, сажают огороды на дачах. Им кричать недосуг. Понятно, что денег мало. Но их опять же никогда много не было ни у учителей, ни у врачей, ни у рабочих и крестьян.
А время сегодня, не столько кризисом отмеченное, сколько зарождением патриотизма. У нас такие прекрасные спецы работают на внешней политике, что гордость за страну берёт.
У многих людей глаза заблестели, достоинство появилось, вызванное уважением к себе, к стране, к президенту.
А вот во внутренней политике косяков полно, да и уродов хватает на местах. Но так тоже было во все времена. Вспомним героев Салтыкова-Щедрин
Так что жизнь продолжается. И страна хорошеет. В городах появляется масса красивых вещей, памятников, ремонтируются и строятся дороги.
- Наш областной центр тоже активно благоустраиваетс
- Это история благоустройства страны. Есть масса регионов, где дела обстоят гораздо веселее. Там, где денег больше, всё резвее происходит. Сургут, Нижневартовск, Новосибирск хорошеют на глазах. Много чего интересного происходит на Урале, в Поволжье. Наверное, Тюмень - наиболее яркий пример замечательных перемен. Совсем недавно про неё говорили «Тюмень - столица деревень». Сегодня это прекрасный город, там всё здорово.
Подпитка культуры
- Власть пытается смягчить кризис, развить туризм, развернуть россиян к своей стране и привести зарубежных туристов…
- И это правильно. Камчатка в этом году очень гордится своими туристическими достижениями. Если в прошлом году у них было порядка 2 тысяч туристов, то в нынешнем - 6 тысяч. Это мизер, но это приятно. Значит, что-то сделали, смогли завлечь. Молодцы. На Алтае строят курорты. У нас приводится в порядок кремль, раскручивается музей оружия. Возводится комплекс на Куликовом поле.
Всё это подпитает интерес к культуре и истории, уважение к стране. Мы ж не знаем, в какой стране мы живём. Привыкли ездить в Египет греть пупок, чтобы потом вернуться на свою стройку и пахать на следующий турецкий отпуск.
Не знаем народы, населяющие нашу страну. В Туле до сих пор развиты ксенофобские настроения. Нам надо научиться узнавать и понимать друг друга.
У нас такая культурища! Возможно, сейчас, когда нас пытаются изолировать от остального мира, появляется шанс не только научиться себя кормить, одевать, достойно содержать армию, но разглядеть и полюбить не абстрактную Родину, а Родину во всем её многообразии.
Важен пример
- Ты любишь Тулу?
- Куда ж деваться, я же здесь родился (смеётся).
- По принципу «а любить-то мне больше и нечего»?
- В какой-то степени. Вот приехал с гастролей, хотел посмотреть в кинотеатре фильм «Иерей сан. Исповедь самурая». В прокате по всей стране идёт. У нас была только премьера. Для меня это показатель.
- Может, спроса нет?
- Это самое большое заблуждение. Продюсеры телеканалов говорят: мол, вы же сами хотите г… смотреть, которое мы вам показываем. И это неправда. Ведь выбора-то у зрителя нет.
Обратите внимание, как президент популяризирует дзюдо, хоккей, горные лыжи. Человеку самому это интересно, он от этого испытывает кайф. Люди смотрят на него и хотят такого же драйва. И всё начинает происходить. Уверен, у каждого высокопоставленн
У Сталина в кинотеатрах и театрах были всегда ложи забронированы. Сталин состоял в переписке с деятелями культуры, в частности, с Дмитрием Шостаковичем, Михаилом Булгаковым. Он был в контексте современной культуры. Знал от токарного дела до музыки. Нынешние ничего не знают. И мы про них тоже ничего не знаем как о личностях. Они просто менеджеры, просто управленцы, просто временщики, которые выполняют, как могут, свои функции. Соответственно они ничего не могут и создать. Не личности, не харизматы. И могут только бабло считать, пилить, делить.
- Но некоторые тоже пытаются личным примером увлечь людей. Тульский глава администрации Евгений Авилов сел на велосипед, возглавил веломарафон, дал установку на создание велопарковок и велодорожек. И масса горожан увлеклась этим движением. Губернатор Владимир Груздев как-то вышел на лыжню в Центральном парке.
- Велосипедную историю надо продолжать. Сделанных велодорожек уже мало. В парк привлекать людей, выбираясь туда лично, особого смысла нет. Люди и так ходят туда испокон веков. Гораздо важнее было то, что его привели в порядок.
К тому же в лицах наших руководителей так мало позитива. Они почти всегда очень напряжены и суровы. Смотришь и думаешь – если у них столько проблем, и они столь агрессивно и пессимистично настроены, чего ж нам от них ждать и стоит ли идти за ними?
Где личности?
- Чего глобально не хватает нашему городу?
- Лидеров. Настоящих, а не назначенных. Созидающих людей, которые бы могли вдохновлять на большие дела.. Были в своё время у нас яркие оружейники, красные директора. Делали реальные дела, их мнение было важно, с ними хотелось быть вместе.
А какие были театральные представители! В частности, Беловский театр. Театралы, артисты, режиссёры, писатели, журналисты, студенты… Все общались, что-то придумывали, что-то делали, создавали спектакли, писали сценарии. Это же свежий воздух. Писатели устраивали литературные встречи. И какие были личности! Вокруг них кипела жизнь. К примеру, Иван Фёдорович Панькин, чьи произведения полны человеческого достоинства, мудрости, уважения к труду и бескорыстия.
Сегодня или нет таких, или они общественно вялые. Впрочем, у нас признают людей тогда, когда они становятся общим местом везде. Менталитет провинции.
- Думаю, это не только наша «чёрная метка»?
- Чем дальше от Москвы, тем у людей самостоятельнее мышление. Они себя больше чувствуют на месте. Ощущают самодостаточным регионом, краем, городом. А у нас ориентир на столицу, чтобы всё как там. Как там не выходит, зато приводит к размытости мироощущения.
Показательный пример - история фестиваля «Театральный дворик». Начался ярко, красиво, театральные коллективы разных регионов представили себя тулякам. Идея здоровая. Но за два года, как видится, фестиваль превратился в смотр массовиков-затей
- Для приглашения хороших мастеров нужны деньги…
- Прежде всего нужен вкус. А его, на мой взгляд, нет. Люди надевают костюм клоуна и думают, что это уже смешно, при том что ничего не делают. Ну что это? У нас же есть специалисты, с которыми можно работать, с которыми можно консультироватьс
- Зато у нас много мероприятий проводится: конференции, презентации, форумы…
- Мыльных шаров много можно надуть, и какое-то время кажется, что это очень красиво. Но они лопаются.
Вот открыли памятник Успенскому в Туле. Долго мы его все ждали. Хорошо, что дождались.
Открыли памятник Жуковскому возле педуниверситета. Но хотя бы посмотрели, где его открывают. Рядом облупленное здание, помойка. Постучишь по памятнику, пустота: тонкая-тонкая «железка». А Жуковский - учитель императора нашего…
Неужели нельзя было на его памятник и на уборку свалки копеечку найти?
А вкус-то где?
- Когда к тебе приезжают гости, что ты им показываешь?
- Большой интерес вызывает старая деревянная Тула. Смотрят то, что ломают, то, что уже не увидишь, что уходит.
- Тульская область обуреваема идеей строительства деревни Фёдора Конюхова. Может, вскоре ты повезёшь своих друзей в эту деревню.
- История создания деревень имени известных людей не нова. Их, как правило, создают и привязывают к чьему-то имени для того, чтобы успешнее и выгоднее продавать коттеджи рядом с домом такого человека. Это не культурный, а всего лишь бизнес-проект с симпатичным мотыльком на крючке для покупателей.
Зачем городить этот огород? У нас есть прекрасная история. Скажем, оружейная слобода в Заречье. Ну создайте эту оружейную слободу. Народ поедет к нам смотреть, как работали оружейники. Прекрасное начало туристического маршрута, ведущего в музей оружия. Только делать это надо сейчас, пока совсем не угробили старую Тулу.
От множества домов, которые мы могли бы включить в экскурсионные программы по старой Туле, остались нелепые фрагменты.
О чём думают люди, занимающиеся архитектурой и учившиеся ею заниматься? Создаётся ощущение, что просто выполняют свои функции, мечтая побыстрее отсюда удрать. Потому и архитектуры нет, и в кинотеатрах Голливуд. Менеджерам неинтересно поддерживать своих, проще быть как все. Впрочем, возможно, это опять же вкус у представителей власти такой.
- Как-то всё безрадостно получается…
- Совсем нет. И в нашей области, и в других регионах много чего доброго и настоящего происходит.
В нашем посёлке Свобода, к примеру, построили музей. Не власть, а люди, которые думают о возрождении деревни, о ее культуре, о людях, живущих в ней.
В деревушке другого района, в практически заброшенной деревне, местные священник и монах сохраняют церковь. В когда-то большой деревне осталось два дома, в которых живут семья священника и монах. Остальные дома или заброшены, или в них приезжают дачники летом. Но местная церковь действует. Сюда приезжают из других деревень.
Недавно тут случилась, на мой взгляд, важная история.
Вдруг приехал грейдер, начали дорогу чистить. Священники монах выяснять, что случилось. Оказывается, телевизионщики едут, снимать программу с сомнительной репутацией.
Местные говорят: «Так дело не пойдет. У нас тут храм, дома без хозяев». Но их не услышали. Пошли отцы в соседнюю деревню, рассказали, что делается. Мужики соседские говорят: «Не пустим». Пригнали свой грейдер, навалили снега на дорогу, а сверху – сухие деревья.
Приезжают телевизионщики, деньги предлагают за съемки. Деньги местные не берут.
Пригоняют грейдер расчищать дорогу. Чистят.
- А мы только молимся. Что можно сделать? - рассказывают священники и монах. – Молимся и молимся.
И тут грейдер ломается. Водитель выскакивает: «Именно такую поломку впервые вижу! Разбирайтесь тут сами!». И был таков.
- Наше время в некотором смысле переломное. Даже ты записал не обычный для твоей группы альбом – дуэт гитары и клавишных. С чего это?
- Я давно хотел сделать такой альбом, но не складывалось. А тут мы как-то совпали во времени и в интересе с Алексеем Зайцевым, прекрасным академическим пианистом, служащим в тульской филармонии. Нам обоим хотелось такое играть. И у нас получилась такая лёгкая вещь. Я в своей деятельности не мог это сделать, он по роду работы тоже.
«Зарев» - антикоммерческий проект. Даже независимые радиостанции вряд ли возьмут что-то из него. Это не традиционный рок, не джаз, а камерное исполнение. И это исключительно потребность души.
Р.S.: Куда потребность души привела Дмитрия Мулыгина вы узнаете на презентации альбома, которая состоится 12 декабря в Туле в клубе «ПАБ Ирландец» (ул. Вильяма, 14. Тел: 8 (4872) 57-01-08).