Примерное время чтения: 8 минут
722

Дрались и побеждали. Как лётчик Постнов стал Героем Советского Союза

В марте исполнилось 110 лет со дня рождения одного из героев Великой Отечественной — лётчика Алексея Постнова. Родился он в Епифани Тульской губернии, в семье рабочего. На войне находился с первых дней. Трижды был сбит. В 1943 году ему присвоили звание Героя Советского Союза. А ещё он признавался: дважды жизнь ему спасала собака. Подробнее о лётчике — в материале tula.aif.ru.

«Меня воспитала мама»

В 1915 году, когда Алексей появился на свет, в бою под польской Ломжей во время Первой мировой войны погиб его отец — рядовой Алексей Иванович Постнов. Они так и не виделись никогда, но отец успел узнать, что у него родился сын. Много лет спустя в этих же местах был подбит самолёт младшего Постнова, но он успел выпрыгнуть из горящей машины с парашютом и спасся.

«Меня воспитала мама, — вспоминал Алексей Алексеевич. — Выжить в провинциальном городке в то время было очень сложно. Поэтому мама решила перебраться в столицу. Когда мы переехали в Москву, она устроилась работать на фабрику Красный Октябрь. Первое время ходил по городу и любовался Москвой. Боялся только заблудиться и не найти дороги домой. В 17 лет поступил в фабрично-заводское училище при заводе «Серп и Молот». На заводе плавили сталь, делали прокатные листы. Станция метро «Маяковская» до сих пор украшена нашей работой».

В 1937 году по комсомольской путёвке Алексей Постнов в числе двадцати рабочих завода был командирован в Запорожье на строительство Днепрогэса. Работал такелажником, затем участвовал в возведении корпуса сталелитейного цеха завода «Запорожсталь». Рассказывал: «Было очень тяжело, но помогали молодой задор, энтузиазм и вера в то, что твоя работа нужна Родине».

После окончания строительства вернулся на родной завод и начал работать электрокрановщиком — разливал расплавленную сталь по формам. А ещё без отрыва от производства учился в московском аэроклубе Мосавиахима. Летали на кукурузниках У-2 и ПО-3.

«В первую смену работал на заводе, вечером ехал в Щёлково, где был аэродром Мосавиахима. Скорость у самолетов была 100 километров, но тогда нам казалось, что это очень много. Над нами иногда пролетали истребители. Профессиональные летчики всякий раз подбадривали нас — делали над нами фигуры высшего пилотажа — «горку» или «бочку». Пилоты говорили нам: хотите стать настоящими лётчиками, идите в лётное училище».

Он прислушался к советам, поступил в Борисоглебское училище, стал лётчиком-истребителем. После его окончания, в 1938 году, был направлен служить в Бобруйск. В финскую кампанию имел 96 боевых вылетов, в основном на разведку территории и войск противника. Вспоминал, что самые большие сложности не от боевых столкновений, а от мороза — было очень холодно, а кабины тогда были открытыми, без отопления.

За финскую кампанию получил свою первую награду — медаль «За отвагу».

После окончания войны с Финляндией его 4-й истребительный авиационный полк был переброшен в Одесский военный округ, под Кишинёв.

Пять героев

Начало войны он встретил в Кишинёве. Вспоминал: «Мы, молодые офицеры, собирались в этот день в город погулять с девушками. Вместо этого получили боевое задание предупредить бомбежку. Первые бои были очень тяжелы. Немцы бомбили всё подряд — идущих по дороге людей, обозы с людьми, железнодорожные пассажирские составы, деревни, города».

За первые четыре месяца войны в условиях тотального превосходства немецкой авиации в воздухе Алексей Постнов на истребителе И-16 произвёл 75 боевых вылетов. Но в июле 1941 года звено И-16, в составе которого был и Постнов, разбило вражескую переправу через Днестр в районе Ямполя. В августе лётчики звена Постнова уничтожили скопление вражеской конницы. Этим воспользовались советские наземные части. Перейдя в контратаку, они продвинулись на несколько километров и освободили три населённых пункта.

К середине июня 1943 года старший лейтенант Алексей Постнов совершил 457 боевых вылетов, провёл 136 воздушных боёв, в которых сбил 7 самолётов противника лично и 3 в группе.

Вспоминал: «24 августа 1943 года мне и моим четверым боевым товарищам было присвоено звание Героя Советского Союза. У меня в эскадрилье были: я — русский, В. Князев — белорус, В. Колесник — украинец, Аметхан Султан, дважды Герой, — татарин, Кубати Карданов — кабардинец. Пять национальностей было. И все, как одним кулаком, дрались друг за друга. Нам даже звания Героев Советского Союза присвоили в одном приказе. Приказ о награждении зачитывал командующий воздушной армией маршал Вершинин прямо на лётном поле под Новороссийском, непосредственно перед очередным боевым вылетом. В выступлении 1943 года в армейской газете от имени награждённых героев я сказал: «Не жалея сил, не щадя жизни, мы дрались и побеждали. Клянёмся и впредь умножать славу русского оружия. Россию нельзя победить»».

А ещё считал важным уточнить: «Всегда с уважением вспоминаю своих друзей-однополчан и делюсь радостью, что все они до конца войны дошли живыми. Это желание — помочь, спасти, прикрыть подбитого друга — было важнее и сильнее собственного благополучия, собственной жизни. Во время боёв в Великой Отечественной войне моя эскадрилья не потеряла ни одного человека, ни одного».

Она учуяла врага

За время войны его сбивали трижды. Вспоминал, что во второй раз жизнь спасла полковая собака, дворняжка Дутька.

«Дутик — это у самолета заднее колесико, дутое, небольшое. На северной границе аэродрома мы вели воздушный бой, в котором я был сбит и вместе с самолетом упал. Самолет взорвался, загорелся, а меня от этого удара выбросило с кабиной в кусты в крапиву, метрах в 10 — 15 от самолета. Когда машина загорелась, к ней подбежали наши лётчики и техники, ещё надеялись меня спасти, да куда там — огонь из самолета так и ревел. Дутька подбежала туда же, но не к самолёту, а к тем кустам, куда меня выбросило. Нашла меня там и подняла такой лай, что решили поинтересоваться, чего она расшумелась. А я там без памяти, весь разбитый. Чуть живой. Меня на носилки в самолёт — и в Москву, в Сокольники, в госпиталь.

Меня там привели в сознание, подлечили и написали «Летать не годен, только к штабной работе». Я эту бумажку убрал — и снова на фронт».

Второй раз был уже во время боёв за Крым.

«Иногда я брал Дутьку с собой в воздух, сажал в фюзеляж позади себя, там за спиной пространство было. А она изловчится, положит мне голову на колени. Мне вроде не так одиноко летать. Однажды утром мы перебазировались на другой аэродром. Не вели воздушный бой, надо было только перегнать самолёты. И вдруг она вскакивает с коленки, лай поднимает и в сторону смотрит. Я голову повернул и обомлел: «мессершмидт» прямо около меня вплотную. Только успел ногой отвести самолет в сторону, слышу — трассирующие пули мимо меня. Ушёл самолет к земле, «мессершмидт» улетел. Я, значит, не видел, а она учуяла, что сзади подходит враг».

Войну Алексей Постнов закончил под Берлином. 8 мая полётов не было, все отдыхали. Неожиданно началась стрельба. Подумалось, что неожиданно прорвались немцы, но оказалось, что люди радовались подписанию акта о капитуляции.

Вскоре они с друзьями тоже съездили в Берлин и расписались на стенах Рейхстага.

В составе двадцати Героев Советского Союза от 2-го Белорусского фронта он участвовал в параде Победы на Красной площади.

Скончался Алексей Постнов 4 января 2013 года в возрасте 97 лет.

В 2021 году в Епифани в честь своего земляка, Героя Советского Союза генерал- майора авиации Алексея Алексеевича Постнова открыли мемориальную доску.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах