Примерное время чтения: 5 минут
1211

Вовсе и не о балете. Валерий Тодоровский о фильме «Большой»

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 44. "АиФ в Туле" 01/11/2017
Кирилл Романов / АиФ

Фильм «Большой» повествует о непростой, витиеватой, насыщенной взлётами и падениями судьбе балерины Юлии Ольшанской, оказавшейся вместо глухой провинции на сцене Большого театра. 

Реалистично

Поначалу кажется, что главная героиня – просто баловень судьбы. Фортуна, в лице спившегося солиста балета, каким-то чудом заглянувшего на малую родину будущей примы, ведёт её за руку. И первое же направление такого руководства – из «тьмутаракани» прямиком в Москву, в хореографическое училище при Большом театре. Там обнаруживает себя следующий покровитель – влиятельная, со связями «где надо», но с прогрессирующей старческой амнезией, заслуженная артистка балета Галина Михайловна Белецкая.

Несмотря на то, что перед необузданной провинциалкой постоянно маячит перспектива отчисления (при очевидном природном таланте), ветеран профессии помогает ей перешагивать из класса в класс и даже устраивает горничной в свою необъятную квартиру. Однако при очередном провале памяти Белецкая становится причиной того, что и без того проблемную ученицу обвиняют в воровстве (покровительница сама подарила ей серьги, о чём напрочь забыла) – и это далеко не единственный случай острой несправедливости в жизни балерины. Чего стоит одна только перекупка права исполнять роль Авроры в выпускном спектакле «Спящая красавица» с последующей перспективой оставаться всегда на вторых ролях.

В общем, типажи в фильме Тодоровского неоднозначные. Нет сверху донизу положительных персонажей и опереточных злодеев тоже нет. И это добавляет картине схожести с реальной жизнью, в которой добро и зло перемешаны в мутный коктейль и всё, по меткому выражению Венедикта Ерофеева, «должно происходить медленно и неправильно – чтобы не возгордился человек».

Сам режиссёр говорит, что собственно балет в его фильме не главное, несмотря на то, что он потратил изрядное количество времени на попытки проникновения в этот жестокий и специфический мир. А фильм – про людей, которые хотят чего-то в этой жизни добиться и про то, через что им иной раз приходится пройти, чтобы доказать право заниматься тем, чем они занимаются. А ещё о том, что очень часто бывает так, что в кажущейся полным провалом и тупиком ситуации начинается совершенно новая история – история подъёма.

Фильм – про людей, которые хотят чего-то в этой жизни добиться и про то, через что им иной раз приходится пройти, чтобы доказать право заниматься тем, чем они занимаются.

Рельефно

«Мир балета отлично подходит для иллюстрации такого рода идей, - считает Валерий Тодоровский. – Там ведётся беспрерывная и страшная война со временем. Эти люди к 34 годам должны успеть всё. То, что нормальный человек проживает лет за 70, они должны сделать почти в два раза быстрее. Если в 21 год не стать солисткой – всё, про балетное будущее можно забыть. Поэтому артисты живут в состоянии постоянного напряжения – и этот высокий градус переживаний способствует тому, что все типичные человеческие страсти выглядят особенно рельефно».

Режиссёр признаётся, что сам испытал сильный страх, приступая к съёмкам картины. «Я носился с этой идеей, рассказывал о желании снять такой фильм, но я очень долгое время думал, что дело разговорами и закончится». Страх возникал из-за абсолютного незнания мира балета. Это теперь, как говорит Тодоровский, он в состоянии отличить среднюю балерину от хорошей, хорошую – от очень хорошей, а её – от примы. А вначале было полное непонимание этого искусства. Фильм, к слову, снимали три года, и ровно треть этого срока ушло на поиски актёров – нужно было найти балетных героинь, способных исполнять ещё и драматические роли. А также воспитанников балетной школы, которые сыграли бы их в детстве.

Сцены с малой родины главной героини снимались в шахтёрском городке Кировск Мурманской области, неподалёку от города Апатиты. Режиссёр рассказывает, что многие кадры, снятые в этом по-своему красивом населённом пункте, не вошли в сегодняшний вариант картины. Но их можно будет увидеть в полной, телевизионной версии фильма, который должны показать в марте.

Обнадёживающе

«В фильме нет прототипов, а есть, можно сказать, архетипы, - говорит режиссёр. – Такая история может случиться с очень многими. И в самых разных сферах. Этот фильм также о том, что судьба может давать не один шанс. Об этом свидетельствует и моя личная история.

В фильме нет прототипов, а есть, можно сказать, архетипы.

Я поступал на режиссёрский факультет два раза. Сначала во ВГИК, потом на высшие режиссёрские курсы. Оба раза меня не взяли. А надо понимать, что мне тогда было 27 лет – и я находился только в самом начале пути. И в то время нельзя было снимать фильмы, не имея диплома – это была ещё советская система. Я впал в тяжелейшую депрессию, понимая, что это всё – тупик. И спустя каких-то три месяца после этого, раздаётся телефонный звонок с «Мосфильма»: «Здравствуйте, мы проводим эксперимент – решили дать возможность снимать фильмы людям без режиссёрского образования. Не хотите попробовать?». Так что всякое бывает. Как-то так».

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах