Всякий раз по возвращении из очередного заповедного уголка нашего региона, где бываем в рамках проекта «Первопроходцы», мы стараемся не только воспеть его природные красоты, пересказать нашим читателям связанные с этим местом легенды, дошедшие из глубины веков, и поведать о порой удивительных событиях, случившихся здесь в разные времена.
Мы пытаемся также выяснить, кто виноват в том, что некогда густонаселённые, процветавшие сёла и деревни превращаются в пустоши и с определённого момента обозначаются в атласах мёртвым, заключённым в безнадёжные скобки термином «нежил.». А ещё понять – что можно сделать, если это вообще возможно, чтобы окончательно не дать уйти в небытие такому фундаментальному пласту национальной самоидентичности, как русское село, с которого, собственно, и началась наша Родина.
Сегодня мы расскажем о селе Туртень, что в восточном краю Ефремовского района, близ границы с Липецкой областью.
Нередко приходилось наблюдать такое явление: над районами, расположенными севернее и западнее Ефремовского, чернеют тучи, и льёт дождь, а здесь светит солнце. О чистоте местных вод вообще спорить не приходится. Взять хотя бы чудодейственный источник, выбегающий из-под высокого холма, среди прочих образующего живописнейшую, уютную долину, в которой и расположился некогда многолюдный, а ныне тихий, со стороны почти неприметный Туртень. С родника и начнём рассказ об этом удивительном селе.
«Поэтому не болеют и живут долго»
Никто уже точно не скажет, когда образ Казанской Божией Матери явился людям, но жива легенда, что сразу после этого здесь забил источник, популярность которого в народе необычайна на протяжении уже нескольких веков. Сюда едут отовсюду, и не только на Казанскую, а каждый день. Одни паломники давно и твёрдо убеждены, что вода сия целебна, и ездят сюда годами. Вторые, прослышав про волшебные свойства, очень скоро примыкают к первым.
«Если ежедневно делать несколько глотков натощак, – уверяют и те, и другие, – в жизни не пожалуетесь на желудок. Употребляя регулярно воду из источника, можно также не беспокоиться за печень и почки». Очень востребована вода из святого источника у девушек и женщин, надеющихся, и небезосновательно, на её омолаживающий эффект. Рассказывают также, что любой, кто окунётся в купель, минимум на полгода избавлен от риска подхватить грипп либо простуду.
По нашим сведениям, в своё время специалисты провели исследования и пришли к выводу, что вода из источника насыщена множеством полезных веществ, в том числе серебром, что и объясняет её целебные свойства. Жительница соседнего Ступина, с которой удалось переговорить у источника, прямо так и сказала, что «туртенским все завидуют: они пьют воду только из своего источника, поэтому не болеют и живут долго».
Однако были и такие люди, которые боялись этой воды, как чёрт ладана. В эпоху богоборчества, как рассказывают старожилы, родник не раз пытались буквально уничтожить. Говорят, возили мусор даже из райцентра, чтобы наглухо его засыпать. А вода всякий раз пробивалась. Не удалось истребить его, и когда запрудили речку – якобы для того, чтобы устроить здесь рыбоводческое хозяйство. Источник на какое-то время скрылся в акватории пруда, но позже всё вернулось на круги своя. Ныне он заново заботливо обустроен, обсажен хвойными и иными деревьями, располагает просторной купелью. Стоит отметить, что обустройство источника началось ещё в 1848 году, когда была возведена первая крытая железом часовня. Сегодня святое это место, безусловно, является, одним из самых привлекательных в Ефремовском районе.
Обретение образа
Согласно древнему преданию, местная молодая крестьянка подняла на берегу малой речки Туртенки (нынешнее название Дубрава. – Ред.) дивную икону – образ Казанской Божией Матери. Поскольку своего храма в деревне не было, обретённый образ отправили в соседнее село Круглое, однако со временем икона вернулась, а на месте её обретения появилась сначала часовня, а затем и деревянный храм. Забегая немного вперёд, сообщим, что из-за ветхости деревянный храм разобрали, взамен его построен был на противоположном холме другой, из дикого камня. Ныне на околице Туртеня возвышается третий по счёту храм. О нём и его драматической истории немного позже.
В архивах Тульской епархии имеются следующие сведения от благочинного Ефремовского округа Александра Успенского, датируемые 1891 годом: «Святочтимая явленная икона Казанской Божией Матери писана старинной иконописью на доске 6 верш. высоты (около 30 см. – Ред.). Краска на ликах и одежде стала подниматься – вздуваться от древности и держится благодаря только слюде, которою покрыта иконопись. Но лики Богоматери и Предвечнаго Младенца совершенно ясны…»
Добавим, что есть версия, согласно которой святочтимая икона могла попасть в окрестности Туртеня из Москвы, на что натолкнула благочинного надпись: «Сия риза возобновится от усердствующих девицы Мавры и Трифона московского купца сына Добрекова на вечный помин души их июля 8 дня 1794 года».
Богоборцам вопреки
Ныне существующая во имя Казанской иконы Божией Матери церковь в Туртене построена в 1802 году князем Петром Ивановичем Одоевским. Спустя 40 лет в храме устроен придел в честь св. мучеников Флора и Лавра.
И без того живший довольно активной жизнью, Туртень переполнялся ежегодно 21 июля, на Казанскую, приезжим людом всех сословий. Здесь проводилась широкая ярмарка. Приезжавшие в том числе из соседних Липецкой, Рязанской, Орловской губерний крестьяне и ремесленники чем только не торговали! От гончарной и кузнечной продукции до домашней птицы, крупного и мелкого скота, лошадей. Словом, кипела жизнь.
Впервые храм закрыли в 1937 году. Тогда же его, наряду со многими другими по всей России, новые власти попытались разрушить. Предание народное гласит, что помешала этому якобы змея, ужалившая водителя техники со стенобитным шаром. Ещё одна местная легенда повествует о том, что ни один из местных богоборцев-добровольцев, сровнявших с землёй часовню на источнике годом позже, не вернулся с войны.
Почти сразу после Великой Отечественной, в 1947 году, на Пасху, к радости верующих, в храме вновь стали проводиться службы. Радость православных продолжалась до 1961 года. Именно тогда, согласно сохранившимся архивным сведениям, уполномоченный по делам Русской православной церкви СССР по Тульской области довёл неприятную для властей информацию: «В религиозный праздник «Казанскую» паломников из Тульской, Рязанской, Орловской и Липецкой областей приходило до 5–6 тысяч человек». Следствием доноса – а как иначе назвать подобные действия уполномоченного? – стало повторное закрытие храма, приспособленного впоследствии под зернохранилище.
Драматическую судьбу храма разделил служивший в нём священник Дмитрий Вознесенский, которого в 1932 году раскулачили, арестовали и приговорили к 10 годам лагерей. Где он сгинул в итоге, неизвестно.
Возрождение храма во имя Казанской иконы Божией Матери началось в 1989 году и продолжается стараниями его настоятеля иерея отца Павла, почти всё делающего своими руками, о чём свидетельствуют прихожане, которых, кстати, единицы, – слишком мало для того, чтобы оказать существенную материальную помощь в богоугодном деле.
Ныне в храме имеются два Престола – во имя Казанской иконы Божией Матери и во имя св. мучеников Флора и Лавра. Богослужения совершаются в воскресные и праздничные дни.
Прямая речь
«Из села нас выгнал Хрущёв»
Вот вы спрашиваете, почему в таком благодатном месте не осталось почти местных, а всё сплошь дачники, – говорит уроженка Туртеня Татьяна Агапова. – Только что я вышла замуж, как указом Хрущёва у нас, деревенских, «обрезали» личные хозяйства. На семью полагалось иметь одну корову, трёх овец и поросёнка. Всё! Свёкор сказал, что придётся делиться – не жить одной дружной семьёй то есть, потому что не прокормимся. Чем кормиться – трудоднями? Если формально разделиться, то будет две коровы, шесть овец, ну и так далее. Понимаете? А как делитьcя, где жить? Можно было разделить дом стеной надвое, сделать отдельный вход, мол, мы теперь сами по себе, без родителей и бабушек-дедушек.
Кроме того, каждый год перемеряли огороды, как будто за зиму у кого-то земли прибавится. Был тут у нас один такой, Иван Васильевич, заявится с саженем и меряет, а сам ухмыляется. Издевательство да и только! Мы посчитали всё это постыдным, неприемлемым. В общем, собрали с мужем и детьми шмотки и подались в Ефремов. 30 лет прожила там, вернулась, 20 лет уже на малой родине.
«Душа моя деревенская»
«Родилась я в городе Донском, получила медицинское образование, но всегда тянуло к сельской жизни, и чтоб непременно церковь была, – делится Надежда Ухабова. – В Донском тогда в храме помещался музей и работал планетарий: не помолишься, свечку не поставишь. И возможность представилась – мужу дали квартиру в Ступине, это рядом с Туртенем. Он работал в совхозе, я распределилась сюда медсестрой в сельскую больницу, сорок с лишним лет проработала. В нашем храме пою на клиросе. Не жалею, что из городской жительницы превратилась в сельскую. Видно, Господу так было угодно, да и мне в радость».
Не таких перемен ждали
«Мой отец родился в Туртене, это и моя малая родина, которую очень люблю, – рассказал Сергей Косарев. – Туртень помню большим, шумным, весёлым. Не потому, что на каникулы приезжал маленьким, когда всё вокруг кажется большим, а потому что было несколько улиц, полностью населённых местными. Население резко стало таять с приходом сами знаете каких перемен. Люди начали разъезжаться в конце 80-х, в начале 90-х произошёл уже обвальный исход работоспособного населения. Когда-то был колхоз «Прогресс», потом «Ударник», завершилась работа в совхозе «Соревнование».
Уехали и мои родители – в Ефремов, где я и родился. Сейчас живу со своей семьёй в Москве, но бываем здесь регулярно. Вот сейчас окунусь в купель, и все невзгоды смоются. Для меня Туртень – место силы.
Нырнёшь в купель – голос прорежется
«Живу в Ефремове, но в Туртене бываю часто, – сообщает преподаватель колледжа Максим Ханин. – Я, можно сказать, фанат этого места, не могу уже без него. Жить помогает. Недаром считается, что воды Казанского источника излечивают не только тело, но и душу, гонят дурные мысли, настраивают на позитив«.
«Если вам ещё не рассказывали, из всех окрестных мест и даже отдалённых привозили в былые времена сюда на лечение людей, имевших проблемы с речью. Вышел из купели человек – и заговорил. Это ли не чудо? – говорит иерей Павел Мананкин. – Верующий человек никогда не спросит, зачем восстанавливать храм, если прихожан единицы и вряд ли будет больше. Неверующему же объяснять бессмысленно, всё равно не поймёт».