Примерное время чтения: 21 минута
3681

Иваньковские легенды и реалии. Где Пётр Великий в Тульской области квас пил

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 38. "АиФ в Туле" 16/09/2020 Сюжет Первопроходцы. Проект АиФ-Тула
Первое упоминание о селе относится к 1571 году.
Первое упоминание о селе относится к 1571 году. / Кирилл Романов / АиФ

Много ли людей по-настоящему знают прошлое малой родины? Многие ли задумывались о её тихой красоте, забытых уголках, нераскрытых тайнах? Если не считать скромной кучки местных краеведов, остальным похвастать нечем. Так было до недавнего времени.

Но в прошедшие три года в Тульской области многое изменилось, в том числе, в плане развития территорий и туристических маршрутов. Тула впервые справилась со статусом «Новогодней столицы», регион готовится к празднованию 500-летия Тульского кремля и Большой засечной черты. Запущенные, но оставившие след в истории державы, муниципальные центры со своими достопримечательностями возвращают былую идентичность.

Одним из людей, кто поставил целью стряхнуть пыль веков с забытых мест и вызвать интерес к ним у всей страны, была Марина Панова. Хотя, она и не тулячка. Официально – председатель комитета по печати Тульской области, а неофициально – человек-энергия, ставивший цели и достигающий их. Жаль, что увидеть плоды своего беспрецедентного по масштабам труда ей не дала болезнь.

В память о Марине Пановой мы начинаем проект, посвящённый истории тульского края, под названием «Первопроходцы». 

На вновь открытых для читатлей территориях АиФ- Тула установит свой фдаг. Фото: АиФ/ Кирилл Романов

Для вас, дорогие читатели, мы будем вновь «открывать» потерянные для большинства, но заслуживающие внимания уголки родной земли, писать о «белых» пятнах её истории. Мы отправимся в любопытные места области и напишем оттуда познавательные материалы в газету, иллюстрируя их яркими фотографиями. На вновь открытых для читателей территориях, мы, как первопроходцы установим свой флаг.

Первой такой публикацией стала статья о Красивой Мече и Конь-камне. Тогда ещё вне проекта «Первопроходцы». Второй будет рассказ о селе, в которое заезжал Петр I, посещая строительство канала в Иван-озере.

Кстати, рассчитываем, что со временем группа аифовцев пополнится другими добровольцами из числа читателей, которые захотят поделиться с нами своими интригующими маршрутами.

Селом Иваньково стало в 1753 году, когда был построен храм Казанской Божией Матери. Фото: АиФ/ Кирилл Романов

Практически на стыке трёх административных единиц региона – Донского и Новомосковского городских округов и Кимовского района – стоит село Иваньково. Мало ли сёл на Руси с таким названием?

Однако не каждое из них может похвастать тем, что его окрестности за красоту пейзажей хвалил сам Пётр Великий, изволил здесь испить квасу и отметил тогдашнего владельца Иванькова дворянина Власова за исправное ведение дел и образцовый порядок.

Возвратившись с канальной работы….

Признаться, когда в начале 2000-х годов местный житель рассказал про визит Петра Великого, про то, что на Казанском храме, от которого оставались одни развалины, некогда были часы с боем, а иваньковские лошади считались чуть ли не лучшими в губернии – много лучше, чем у Бобринских, живших по соседству, – веры ему было мало. Какая уж тут патриархальная история, если вокруг сплошная урбанизация – промышленные Новомосковск, Северо-Задонск и Кимовск, основанные уже ближе к середине XX века, сеть железных и автодорог. И куда ни глянь – тёмные силуэты терриконников, оставшихся после консервации шахт и разрезов Подмосковного угольного бассейна. Напридумывал дед, не иначе, желая от скуки развлечься разговором с заезжим незнакомцем. Ну да, развалины храма имеются. Настолько безнадёжные, что и не поверилось тогда, что он вообще когда-либо может быть восстановлен.

Село на картах 18 века именовалось Иваньково-Богородицким.Фото: АиФ/ Кирилл Романов

Однако в историко-мемориальном комплексе «Бобрики», что в Донском, на Бобрик-Горе, огорошили: «Мужик ваш, конечно, сумбурно наговорил, но факт есть факт, бывал царь Пётр Алексеевич в Иванькове. Проездом со строительства Ивановского канала, который должен был стать водной артерией, соединяющий Дон с Волгой, через Шат, Упу и Оку».

И предъявили письменное свидетельство: «…возвратившись с канальной работы на Иван-озере (село, являвшееся отправной точкой строительства, и сейчас существует за восточной окраиной Новомосковска, а само озеро давно стало заливом Шатского водохранилища. – Ред.), останавливался в селе Иваньково с любимым своим Лефортом, похвалил местоположение, изволил пить квас, поднесённый ему местным помещиком – действительным статским советником Власовым…».

Слова эти как будто были списаны с обелиска, который установил в Иванькове в честь визита самодержца помещик Власов, о чём сообщается в известном труде богослова Петра Малицкого «Приходы и церкви Тульской губернии», изданном в 1895 году». 

Ещё одно свидетельство приведено в Правительственном вестнике, в котором сообщалось, что в Иванькове царь Пётр «…забавлялся стрельбою из ружья, попросил пить и кушать квас, поднесённый ему от приказчика, и, похвалив население деревни, изволил отбыть».

Но и это не вся ещё историческая глубина Иванькова. Первое о нём упоминание относится к 1571 году. В Писцовых книгах Московского государства (Санкт-Петербург, 1887) сообщается: «Деревня Иванкова, на реке на Дону, усть речки Иванковы, а в ней княж Ивановских людей Ивана Федоровича Мстиславского, троюродного племянника Ивана Грозного, который был в то время в этих местах полновластным хозяином на правах удельного князя». Селом Иваньково стало в 1753 году, когда «иждивением помещика генерал-майора Михаила Власова» построен был храм Казанской Божией Матери».

К концу позапрошлого века прихожан мужского пола было 1039 человек, женского – 1037. В приход, именовавшийся Богородицким, входили окрестные деревеньки, да и само село на картах того времени обозначено как Иваньково–Богородицкое.

В музее «Бобрики» порекомендовали навестить в Иванькове Марию Богомазову, которая вообще – живая история, вроде как из потомков последних владельцев имения.

К тебе из Англии едут!

На вопрос, правда ли из потомков, радушнейшая Мария Ивановна рассмеялась:

«Нет, конечно, но к последним помещикам Базилевичам отношение имею. Отцова тётка, умершая в 1945 году в возрасте 105 лет в Англии, была в барском доме экономкой и до последних дней оставалась при барыне. Уже в 30-е годы прошлого века им каким-то непостижимым образом удалось эмигрировать из СССР».

Предшествовали этому вот какие события. Мария Петровна Базилевич слыла демократкой, дом стоял прямо посреди села. Имея родную дочь, барыня взяла ещё и приёмную, а также брала под крыло девушек из разорившихся дворянских семей. И лошади, подтвердила собеседница, действительно были в барской конюшне хороши. В доказательство чего показала старинную фотографию, на которой барыня едет по мосту через речку Иванькову на тройке роскошных белых рысаков. На других фотографиях – к сожалению, утраченных после смерти Марии Ивановны – барский дом, каретные дворы, сад, пруды, церковь, колокольня которой и правда была украшена часами с боем. У Богомазовой впоследствии выпросил эти уникальные фотографии начала прошлого века знаток кимовской старины Николай Федькин, якобы для районного краеведческого музея. С обещанием непременно вернуть оригиналы. Однако Мария Ивановна так этого и не дождалась. Федькин в середине 90-х умер, а фотографии так и не нашлись. Какова их судьба - неизвестно.

Мария Богомолова и леди Валерия, встреча через полвека.
Мария Богомолова и леди Валерия, встреча через полвека. Фото: Из личного архива/ Мария Богомолова

Всё усадебное великолепие было разрушено активистами-комбедовцами, которых отец Марии Ивановны – крепкий крестьянин, обходившийся без батраков, – величал «гольтяпой беспортошной». Барский дом, конюшни и все хозяйственные постройки имения Базилевич спалили. Позже разрушили и храм. Мария Ивановна припомнила, как, будучи маленькой девочкой, плакала над церковными ангелочками, крепившимися на фасаде над входом. Плыли, рассказывала, вниз по речке как куклы. А соседка Богомазовых, не убоявшись греха, стянула из храма поповскую ризу, распустила на ниточки и вязала на продажу чепчики.

Удивительное событие случилось в жизни Марии Богомазовой в середине 80-х годов, когда работала она в совхозе. Развозила на телеге по полям обеды. Однажды везла, как обычно, а тут ей кричат:

«Маша, зайди в контору! К тебе из Англии едут!»
Валерия Базилевич, покинувшая Иваньково в пятилетнем возрасте, приехала на родину в 82, с сыном, снохой и внучками Барбарой и Александрой. От щей и каши, которые наварила им на радостях Мария Ивановна, по-английски вежливо отказались. Походили по местам, где стояла усадьба, зашли, конечно, и на погост, где нашли некую надгробную плиту с едва сохранившейся надписью. Погрузили в багажник и уехали. Несколько лет ещё совхоз получал из Англии гуманитарную помощь от потомков Базилевич, посылки с джинсами, футболками и тому подобным импортным ширпотребом. 

В советское время дома в селе состоятельные люди скупали под дачи. Фото: АиФ/ Кирилл Романов

В пруду утопили

Что касается обелиска, воздвигнутого помещиком Власовым в память о посещении Иванькова царём Петром, то и сейчас старожилы укажут место, где он стоял, – неподалёку от барского дома, в конце липовой аллеи, вырубленной относительно недавно. Сам обелиск, согласно указу большевистского правительства об уничтожении памятников самодержцам, якобы утопили в пруду. Однако старики рассказывали, что хозяйственные иваньковцы топить реликвию не стали – разобрали на кирпичики. Кто знает, может быть, и чугунная доска со словами о пребывании царя в Иванькове до сих пор служит чьим-нибудь хозяйственным целям. 

Ещё в советские времена на добротные дома в Иванькове возникла мода среди состоятельных людей. Приобретали их под дачи. А уж в перестроечные и более поздние годы, когда иваньковская молодёжь хлынула в ближайшие города, а то и в столицу, село стало превращаться совсем уж в дачную зону. Однако «новые иваньковцы» дома ставят капитальные, а с появлением почти у каждого хозяина личного автотранспорта многие живут и круглый год. Чему в немалой степени поспособствовало восстановление Казанского храма, ставшего подлинным украшением возрождающегося села.

В 2003 году руководители сопредельных районов договорились меж собой о создании за околицей Иванькова мусорного полигона, якобы высокотехнологичного. Под это дело посулили селянам регулярный рейсовый автобус, телефон и – главное! – газ. Селяне пошумели, поспорили, но согласились. Получилось так, что строительство полигона заглохло, но вожделенный газопровод таки построили.

Рассказывают иваньковцы

Богородица село хранит

Фото: АиФ/ Кирилл Романов

«Я семь лет служу настоятелем Свято-Казанского храма в Иваньково и, конечно, не могу не видеть, что население наше, его нравы, отношение к Богу меняются к лучшему, - говорит Иерей о. Артемий (Зубарев). - Прихожан, как видите, не так уж и много, но ведь многие десятилетия их вообще не было. Были лишь остатки стен да горка кирпичей.

Вообще, можно считать истинным чудом, что наш храм восстановлен, в это поверить никто не мог, а чудо свершилось. Доброй волей и искренним желанием и спонсоров, и обычных прихожан один из старейших храмов Тульской епархии восстановлен, и процесс продолжается. А если посчитать, сколько средств вложено и вкладывается в этот богоугодный труд, то, конечно, храм таких сумм никогда не соберёт. Но ведь это и не его задача. 

И разве не чудо, что в Иванькове не было зарегистрировано ни одного случая заражения коронавирусом, который, к несчастью проник едва ли не во все окрестные деревни, сёла и посёлки. А ведь это не глухой угол, здесь и дачники столичные, а местные жители ездят на заработки в разные города. Когда эта напасть добралась до наших мест, мы после каждой службы осеняли и храм, и само село образом Казанской Божией Матери. Богородица Иваньково хранит».

Прихожан немного, но долгое время их вообще не было. Фото: АиФ/ Кирилл Романов

Занимаемся отхожим промыслом

«Какая нынче в Иванькове жизнь? - задётся риторическим вопросом Михаил. - Пожалуй, самая обычная для подобных населённых пунктов. Из плюсов – магазин недавно возобновил работу, почта есть, храм восстановлен, рейсовый автобус пустили. Минусы тоже есть, и весьма существенные. Во-первых, местным приходится заниматься отхожим промыслом, то есть выезжать на работу в окрестные Новомосковск, Кимовск, а некоторые ездят и в Москву, Тулу. Конечно, это ненормально, особенно для сельского жителя, у которого практически не остаётся времени на своё хозяйство, а ведь именно оно веками являлось главным объединяющим звеном для каждой сельской семьи. Мусор вот ещё не регулярно вывозят, несмотря на весь шум вокруг этой проблемы. Дороги по селу «убитые». Но это частности. Оставшаяся в селе молодёжь не видит перспективы, а это – сами понимаете, чем в итоге закончится…» 

Местным приходится уезжать в другие города, чтобы заработать. Фото: АиФ/ Кирилл Романов

Перелески, пруды старинные. Для кого?

«Иваньково люблю, конечно, - уверяет Иван. - Природа у нас красивая, перелески, пруды старинные. Малая родина, в общем, как не любить? И ещё больше бы любил. Но, как и всем иваньковцам трудоспособного возраста работать приходится в городах, в том числе и вахтовым методом. Здесь просто негде. Короче, и уезжать не хочется, а оставаться – значит, так и мотаться всю жизнь туда-сюда. Как-то не радует. Ладно, молодые пока. Но ведь когда-нибудь надоест».

Молодым нечего тут делать

«Всё- всё, ребята, расскажу, даже не верится, что кто-то нашим Иваньковым заинтересовался!,- удивляется Валентина Желонина. - Я местная, коренная, тридцать третьего года рождения. Мне было девять, когда уже, во время войны, с матерью в поле на работу пошла. Она снопы вязала, а я носила, босая, сноп больше меня! В Иванькове было аж три колхоза, никто без дела не сидел. После войны такая радость была, все люди весёлые, работящие, дружные. 

Здравпункт в селе.Фото: АиФ/ Кирилл Романов

Потом я замуж вышла, за фронтовика, дочери родились. Жизнь у нас хорошая была, не буду жаловаться. Да мне и сейчас неплохо. Давно вдова, но дочки не бросают, пенсия хорошая. Фельдшер в медпункте у нас очень заботливая, Ольга Борисовна. Ко мне на дом ходит, самой-то не дойти до медпункта. В общем, не жалею, что всю жизнь тут прожила. Вот только за молодых обидно. Нечего им тут делать».

Как тут интерес привить?

«Вот вы спрашиваете, знаем ли мы историю родного края. Те, кто моего возраста, ещё знают и про Петра Первого, который здесь бывал, и про другие исторические события, - заверил Вячеслав. - Старики передавали из поколения в поколение, с искажениями, наверное, но всё-таки представление имеем. А малышня? Что они могут узнать, как им заинтересоваться, если в селе нет ни школы, не детского сада, где им могли бы привить этот интерес? Дети ездят в школу кто куда, в соседние города и посёлки. Хорошо, если у родителей свой транспорт. В общем, Иваньково окончательно не превратится в дачный посёлок, которых уже многое множество, только если будет в округе достойная работа и инфраструктура. А за то, что опишите историю села, большое спасибо. Обязательно почитаем, вместе с детьми». 

Чтобы село жило, нужна работа и занятия для молодежи. Фото: АиФ/ Кирилл Романов

Добросердечные и безработные

«Мы с мужем Иваньково просто обожаем! Долго искали, где купить дом под дачу, а приехали сюда и очаровались. И природа чудесная, и история богатая, - восхищается дачница Татьяна. - Про храм в Интернете что нашли - прочитали, а если вы ещё и в целом про историю села напишете, считайте, что подписчиков у вас прибавилось.

Природа, история само собой, но и люди тут добросердечные. Никто косо не посмотрит, всегда здороваются, и взрослые, и детвора, в том числе и те, кого впервые видим. В городе такие отношения между согражданами не часто встретишь. Вот только местных, увы, больше не становится. От безработицы, отсутствия инфраструктуры ни история, ни природа не удержат». 

Фото: АиФ/ Кирилл Романов

Как добраться

Тульская область, Кимовский район, село Иваньково. 

Доехать можно автобусом «Новомосковск–Сокольники» до поворота на Иваньково, далее 2 км пешком (тел. автовокзала 8 (48762) 6-31-34) или «Кимовск–Сокольники» до отделения Почты России в Иванькове (тел. автостанции 8 (48735) 5-71-57.

Фото: АиФ/ Кирилл Романов

 

Как стать участником проекта «Первопроходцы»

Звоните нам по телефонам 8 910 155 85 95, 8(4872) 70 -44-19. Пишите на электронную почту glavred-tula-aif@yandex.ru. Предлагайте свои маршруты, рассказывайте о почти забытых интересных местах.
Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах