Деревни и сёла, которые веками стояли в самых что ни на есть благодатных местах, где и лес, и чистые речки и до административных центров недалеко, с богатой историей исчезают по ряду причин. В худшем случае от этих жемчужин остаются фундаменты добротных сельских усадеб. В лучшем они становятся дачными посёлками, владельцам которых, по существу, важны только природная благодать, уединённость и асфальтированный подъезд. Ярчайший пример этого – село Осаново.
В конце 80-х в округе Осанова в летнее время палаточным лагерем стояла археологическая экспедиция под руководством Олега Заидова. Откапывали артефакты Каменного века. Археологи по случаю познакомились с местным жителем по имени Витам. Цыган-отшельник преклонных лет поведал, что вода, взятая из родника, поодаль от села, обладает чудодейственными свойствами. Она якобы и помогает ему выглядеть лет на 20 моложе. О целебных свойствах местных родников ещё скажем. Сначала окунёмся в Историю.
Вода, взятая из родника, поодаль от села, обладает чудодейственными свойствами.
Рейдеры XVI века
Первые упоминания об этих местах в исторических документах датируются 16-м веком. На берегу Прони имелась Маковская пустошь, именовавшаяся по названию сельца Маково. В веке 17-м многочисленными родниками пользовались жители Беломестной слободы средневекового города Гремячий (ныне село Гремячее Новомосковского городского округа – прим. ред.)
В Гремячем жили казаки, стрельцы, пушкари, о чём говорят и нынешние названия окрестных поселений. То есть народ самодостаточный, боевой. Каково же было их негодование, когда некий дворянин Семён Фёдоров Полтев, неизвестно откуда понаехавший, самочинно захватил место с дивными родниками, где уже был возведён храм Пресвятой Богородицы. Гремячевцы, само собой, пошли недруга воевать. Но потерпели поражение. После чего одумались и нашли другой путь. Дипломатический. Послали жалобу в Разрядный Приказ. Цитата: «В пустоши возведён храм Пресвятой Богородицы с приделами и двор барский, и дворы крестьянские, и мельница на Иваньковском колодезе есть с 6172 (в современном летоисчислении с 1664) от Рождества Христова». Чем уж там закончилась междоусобная свара, история умалчивает. Документов нет. Во всяком случае, нам они не доступны.
Это по-русски?
Окрест Гремячего, которое исконно русское название носит, полным-полно топонимов тюркского происхождения. Слегка со временем русифицированных. Араповские пещеры, речка Тетяковка, урочища Артемы, Кобляково, село Каркадиново, Яцкое, Ерзовка. В окружении Беломестного, Березовки, Толмачевки, (от русского слова ТОЛМАЧ-переводчик), Казаки, Пушкари, Стрельцы. Горностаево, Александровка тож. Слияние языков в лучшем его понимании.
В самом Осаново и ближайших его окрестностях археологи насчитали свыше десяти историко-археологических памятников, относящихся к самым разным эпохам. Во все времена здесь жили люди. Оно и не удивительно. Обилие воды, лес, защищающий от набегов с севера, и крутой обрыв, защищающий с востока. Изобилие зверя, рыбы, иных природных даров. Самые ранние свидетельства пребывания здесь человека относятся, как установил Олег Заидов, к эпохе мезолита.
Кино и немцы
В 1998 году местные жители рассказали археологам про то, как они пережили оккупацию в 1941 году. В селе стояли, по домам, а где ещё? - служаки Вермахта. Позиционно. Не стреляли, окопов не рыли, народ не третировали. Отдыхали-грелись, надеясь на то, что Москва вот-вот будет взята и без них, и они поедут в свой родной фатерлянд.
В одной из семей квартировал отдельно немецкий офицер. Занял маленькую комнатушку, не докучал, не хамил, всегда говорил хозяевам «битте - данке шён» и даже угощал сладостями, которые ему прислала из Германии жена к католическому Рождеству. Закрывал глаза на то, что старший сын хозяев воевал в это время немца в Красной Армии, тоже под Москвой. «Хороший фашист был», – как сказал ныне пожилой человек, а тогда подросток Семён Журавлёв.
Не стреляли, окопов не рыли, народ не третировали.
«Однажды позвал и стал показывать им на аккумуляторном проекторе фотографии своей семьи, которая оставалась в далёкой Баварии. Жена, дочка, сын. Плакал и смеялся при этом. Обнимал нас. Угощал отца шнапсом. По вечерам что-то чертил на картах при керосиновой лампе. Ходил по избе, взмахивал руками, похоже, сокрушался от чего-то. Ранним утром вызвал отца во двор и сказал, как мог, на ломаном русском, что нам надо уйти куда-нибудь, чтобы спастись. Красная Армия наступает, будет артобстрел, под которым погибнут все, кто здесь есть!» – продолжил Журавлёв.
Как в воду глядел картограф. То есть в свои карты. Штурм дивизии Мартиросяна и конницы генерала Белова состоялся, мощный, на освобождение Сталиногорска (ныне Новомосковск - ред.), буквально опрокинул Вермахт заодно с эсэсовцами, квартировавшими в Дудкино. Основной удар пришёлся на Гремячее и Дудкино, однако немцы бежали стремглав и из Осаново, оставляя технику, а также рядовых своих бойцов, спрятавшихся в лесу и взятых в плен красноармейцами. Старшие офицеры пытались срезать дорогу и на мерседесе рискнули прорваться по краю оврага. Но застряли в сугробах. Как там что было с ними потом – неизвестно.
Германское авто разобрали вернувшиеся с войны местные герои-мужики. На хозяйские нужды. Рама, которая в хозяйстве не пригодилась, валялась в овраге до 90-х годов. Может, и сейчас там лежит. Мы не проверяли.
Четверо в приходе
Пожалуй, главная достопримечательность села Осаново – Церковь иконы Божией Матери Казанской. Как отмечалось выше, храм построен во второй половине 17-го века. В анналах истории не осталось свидетельств, каким он был изначально. Более поздний – каменный вид – он обрёл в 1811 году. Величественный собор построили на деньги местного землевладельца Николая Александровича Загряжского.
«Теперь храм отнесён к историческим памятникам федерального значения, – рассказывает нынешний его настоятель иерей Александр Степанчиков. – Кроме прочего, собор характерен тем, что имеет три придела: Никольский (в честь Николая Мирликийского – чудотворца), Александровский (в честь святого патриарха цареградского) и по названию церкви – в честь Казанской иконы Божьей Матери. Таким образом, у нас три престольных праздника».
Сам отец Александ – из соседнего села Гремячее. К православной вере пришёл уже будучи взрослым. Стал посещать службы в храме своего села, а потом попросил благословения на учёбу в Тульской духовной семинарии. Успешно её окончил и был благословлён в церковь Осанова.
Три года отец Александр по субботам, воскресеньям и великим двунадесятым праздникам проводит здесь службы. Приход правда, меньше не бывает – всего 4 человека. Остальные – приезжие дачники, храм не посещают. Иногда люди из Гремячего приезжают.
В советское время в здании церкви хранили зерно и горюче-смазочные материалы. А потом и вовсе забросили. Ещё лет десять назад архитектурный шедевр лежал в руинах. Но постепенно усилиями неравнодушных людей начал восстанавливаться. Ремонт и теперь ещё не закончен.
Когда наша репортёрская группа вошла в храм, на лесах под самым куполом стояла с мастерком в руках женщина средних лет. Штукатур Елена замазывала трещины в стенах. Видимо, по скромности своей отрываться от дел и общаться с нами не захотела, даже батюшку не послушала. Да и то сказать: объём работ – огромный, она – одна, а впереди зима.
Пока в холода храм наполовину закрывается, и служение идёт только в двух приделах. А в перспективе отец Александр планирует провести здесь печное отопление. Только вот помощников нет.
На вопрос, есть ли у церкви будущее, батюшка уверенно отвечает: «А почему нет? Пока я здесь, будем служить потихонечку во славу Божию. Всё по его воле».
Вместо клада – сапоги
Ещё до начала реставрационных работ местные археологи вызвались на добровольных началах расчистить подвал Свято-Казанского храма.
Вот что рассказал нам участник археологической партии Павел Юдаков: «В первый раз мы спускались не без некоторого трепета, потому что сразу поняли – здесь давным-давно никого не было, во всяком случае, с дореволюционных времен. А значит, был шанс обнаружить что-нибудь эксклюзивное, например, церковную утварь, а может быть даже и клад. С энтузиазмом и тщанием (мы же археологи) стали рыться в хламе. Нашли пару учебников. Один по математике с пометками, сделанными явно пером. Другой – учебник русской словесности. Оба довольно ветхие, 19-го века издания, буквально рассыпались в руках. А уж когда наткнулись на объёмистый сундук, то сердце замерло, что в нём?! Увы, набит он был старинной, добротно сработанной кожаной обувью, принадлежавшей некогда, вероятно, состоятельным казакам. Правда, от долгого хранения, вся эта обувка спрессовалась и не годилась даже в качестве музейного экспоната.
Когда наткнулись на объёмистый сундук, то сердце замерло.
Был там и клад. Только нашёл его кто-то задолго до нас. Нам достались маленькие витые стеклянные браслетики, очевидно, женские украшения, времён совсем уж древних. Были также осколки керамики и масляных ламп. Запомнилось то, что церковный фундамент выполнен был капитально, что называется, на века. Ни монет, ни каких-либо ценностей мы не обнаружили».
Чудодействие родников
Всякий год, в июле и октябре, на Казанскую, тысячи православных устремляются к мощному источнику. Струя воды буквально вылетает из высокого холма близ Осанова. Народу собирается столько, что желающим с помощью освящённой воды смыть грехи и избавиться от недугов, приходится стоять в долгой очереди.
Этот источник почитался в народе всегда. В 19-м веке над ним возведена была небольшая кирпичная часовня. Стояла долго. Во времена гонений на Православие, при Хрущёве, часовню местные начальники и активисты атеизма взорвали, окропив снежок красненькими осколками кирпича.
Прошли десятилетия. На месте порушенной появилась деревянная часовня. И к ней опять устремились православные. Ноябрьской ночью часовню кто-то спалил, плеснув бензину и зажегши спичку. Виноватых не нашли. Списали на молнию либо на свечку, поставленную якобы накануне, от того, мол, и пожар случился. Это официальная версия.
Но так или иначе, вот она, часовня. Краше прежнего.
Что до родников, то поистине чудодейственной силой, по рассказам местных, обладают другие два родника, менее приметные. Один из них бьёт из-под небольшой ниши под скалой. Его вода способствует излечению желудочных болезней и всяческих язв на коже. Другой, выбегающий прямо из-под сельской околицы, по левую сторону от малой речки Колычёвки, из образовавшейся за века каменной чаши, лечит от почечных и печёночных недугов.
Прямая речь
За водой – в источник
«Я коренной, осановский, прожил тут всю жизнь, и, конечно, никуда уже не собираюсь. Дети разъехались, кто в Москву, кто в Смоленск. Навещают, –делится своим житьём-бытьём ветеран труда Анатолий Валуев, – На жизнь с женой не жалуемся, справляемся пока. Магазина у нас нет, автолавка тоже не приезжает, да вообще ничего давно уже нет. Но есть машина, на которой и ездим в Гремячее, за продуктами и за всем иным по мелочи, в посёлок Первомайский – за свет заплатить. На ней же и за водой – на наш знаменитый Казанский источник. Бутылей пятьдесят пятилитровых загружу, и порядок. Это для приготовления обеда. Для стирки и огорода пользуемся водой из колонки.
К зиме дачники разъезжаются, село пустеет.
Всё вроде бы и ничего. Однако претензию имеем. Сколько лет уж идёт разговор о том, чтобы провести в Осаново природный газ. У соседей в Первомайском есть. Если брать по прямой, то совсем ведь рядом. А нас обошли. Ну, сказали бы тогда ещё, не ждите, мол. Так нет – разговоры не прекращаются, но дальше дело не идёт. Пользуемся привозным. Конечно, когда совхоз был, была и работа. А сейчас что тут делать? Разве что дачникам отдыхать. И ещё печалит то, что хоть я пока ещё более-менее в силе, но далеко ездить опасаюсь уже, километров за десять, не больше. И силы убывают, и зрение подводит. Ну, а дальше – как Господь даст.
К зиме дачники разъезжаются, село пустеет. В храм вот теперь ходим. Батюшка наш, отец Александр, душевный человек, своими руками храм восстанавливает, да и поговорить с ним всегда приятно, потому что наш, деревенский, понимает сельскую жизнь».
Из благ – один автобус
«Родом я из Северо-Задонска – городская, – вторит Валуеву его супруга, тоже ветеран труда Валентина Фёдоровна. – Но живу здесь аж с 1960 года, тоже давно деревенская. К сказанному добавлю только, что из благ цивилизации у нас только рейсовый автобус из Новомосковска. Ездит три раза в неделю утром и днём.
Топим дровами. На зиму уже запаслись, обошлось в 36 тысяч рублей. Нас тут мало совсем, кто постоянно живёт. Из дачников есть дети, уже и внуки тех, кто тут жил. Природа-то у нас – сами видите – благодать. Пока совхоз был, какая-никакая жизнь тут наблюдалась. И хорошего много было, и плохого.
Из благ цивилизации у нас только рейсовый автобус из Новомосковска.
Помню, как в 1962 году взорвали часовню, которая над самым большим родником стояла. С религией боролись. Дело было зимой. И ведь не приезжие какие взрывали – свои. Бога не побоялись. И знаете, что? – все они погибли. Одного током убило, другой упал неудачно, сильно головой ударился, третьего мотоцикл сбил. А четвёртого парализовало».
Вместо газа – хворост
На отсутствие в селе магазина и газопровода посетовала Галина Свистухина: «Родом я из Осиново, уезжала было в Москву, но не прижилась там, всё-таки сельская душа, наверное. Есть у нас с мужем машина, поэтому пока особых хлопот не испытываем. Вот с дровами, конечно, проблема. Дороги дрова, да и трёх машин не хватает на зиму, приходится за хворостом, валежником ходить по окрестностямВ 2014 году нас обнадёжили. Собрали в Гремячем, где наша администрация. Даже из Тулы вроде как начальники приезжали. Обсуждали проведение природного газа. Подписи собирали. Сейчас 2020-й. До сих пор пользуемся привозным, причем теперь за баллонами приходится ездить самим».
Святое место умиротворяет
Новомосковец Максим поделился своим отношением к Свято-Казанскому источнику со сдержанным восхищением: «Мы с отцом приехали сюда впервые три года назад почти случайно. Прочитали или кто-то нам рассказал про это место. С тех пор ездим регулярно за водой. Но не только. Здесь удивительная какая-то атмосфера спокойствия, умиротворения, такой в городе не бывает. И красиво необыкновенно. Посидим на лавочке у источника, походим по окрестностям. В общем, отдыхаем душой. Я человек верующий, это место для меня святое».
Как добраться
Добраться до Осаново можно рейсовым автобусом из Новомосковска, маршрут №126. Расписание лучше уточнить в диспетчерской автовокзала. Тел. (848762) 6-31-34. Остановка неподалёку от Свято-Казанского храма.