Вечер, посвященный одной из красивейших женщин XIX века Наталье Николаевне Пушкиной-Ланской, собрал барышень, обладающих не меньшим шармом, чем их известная предшественница.
На бал в старинную усадьбу съехались гости из Москвы и Тулы. Кавалеры во фраках и мундирах сопровождали милых дам в прелестных вечерних нарядах по моде начала позапрошлого века. Такое триумфальное появление не могло остаться незамеченным, поэтому мазурка, вальсы и кадрили танцевались под любопытные взгляды посетителей музея, время от времени заглядывавших в бальную залу. Неудивительно, ведь подобное действие теперь встретишь не часто. Со стороны слаженное костюмированное представление, на деле – настоящая жизнь, импровизация, но имеющая определенные правила, что, впрочем, не лишает танцевальные вечера веселья и легкости.
В этот раз у бала было несколько мотивов, одним из них стала девятилетняя годовщина тульского клуба-организатора встречи - «Хрустальный замок». Именно столько лет молодые люди из тульского и алексинского отделений занимаются возрождением бальных традиций и светского этикета в нашей области. Участники клуба частые гости в соседних городах, а вот орагнизовать бал не в родном регионе им довелось впервые, и, стоит отметить, с этой задачей туляки справились на отлично. Другой темой вечера стала красота женского образа, ведь бал был посвящен супруге Александра Сергеевича Пушкина Наталье Николаевне Пушкиной-Ланской (урожденной Гончаровой), потомки которых много лет проживали в усадьбе Лопасня-Зачатьевское. Наталья Николаевна безоговорочно считалась красавицей своего времени, недаром она покорила сердце великого поэта. Прекрасные дамы, прибывшие на бал, так же, как и несколько веков назад, не уступали героине бала в очаровательности манер, прелести улыбок и красоте платьев. Наряды – это вообще отдельный и всегда животрепещущий для женщины вопрос, а уж для такого торжественного события как бал, их подбирают особенно тщательно.
Конечно, со времен Натальи Гончаровой изменилась не только мода, изменился образ мыслей, темп жизни. Современной женщине тяжело одновременно учиться, заниматься карьерой, вести хозяйство и воспитывать детей - повсюду нужно успевать. На балу хотя бы на время можно забыть про с боем доставшуюся независимость и эмансипацию и почувствовать себя хрупкой и беззащитной, а заодно покрасоваться в изысканном убранстве.
Мы выбрали абсолютно разных прелестных девушек и представили для наших читателй look по моде первой половины XIX века. А заодно узнали, почему дамы решили надеть именно это платье, как они соединяют повседневность с историческим образом, и какое место занимает реконструкция бальных вечеров в жизни современных красавиц.
Яна Ведмедь, хозяйка бала, руководитель клуба «Хрустальный замок», аналитик, Тула:
«Я была на балу в платье по моде начала 19-го века, эпохи ампир. Сшито оно по моде того времени с завышенной линией талии, с небольшим шлейфом сзади, который в бальной зале во время танцев принято было подкалывать сзади (как было у меня) или носить в руке. Платье украшала винтажная брошь из керамики с рисунком пасторали. Современных светских дам я не очень знаю, а вот образы дам 19-го и начала 20-го века мне, наверное, даже ближе. Мне в повседневной жизни очень нравятся перчатки, гипюровые или лайковые. Их я достаточно часто ношу. Кроме того, люблю классический стиль: осенью обязательно будет пальто со шляпами.
Мода мне больше нравится старинная, но в повседневной жизни я предпочитаю современный женственный стиль: юбки, платья, броши».
Анна Баталина, сотрудник лаборатории антикоррупционной политики НИУ ВШЭ, Москва:
«Бал был чудесен! До сих пор нахожусь в некоторой эйфории. Какое надену платье не знала до последнегомомента. Еще утром думала, ампир в полосочку или романтизм в цветочек, но потом встала и поняла, хочу легкости и воздушности, хочу летать, и чтобы мое платье парило вместе со мной. Ткань на это платье я купила давно. Шла по улице, увидела краем глаза в витрине ткань и поняла, не будет в моей жизни счастья без платья из этой ткани! Ни эпохи, ни фасона будущего платья я тогда не думала, но на всякий случай взяла 5 метров. Так оно и получилось: платье-порыв. Потом я пошла на курсы по пошиву корсетов, и свой первый корсет решила сшить из этой ткани. Потом сделала к нему и юбку.
Что касается повседневной жизни, то я затрудняюсь ответить. Я очень ценю возможность перевоплощения. Нет, ни в коем разе не по схеме "я серая мышка в повседневной жизни, зато на балу я перевоплощаюсь, как золушка и меня не узнать". Я ношу современную одежду, люблю платья, но именно по моде нашего времени. Из танцев я стараюсь перенести в жизнь одно, особое настроение. Когда под звуки полонеза, в прекрасном платье и с чудесной прической под руку с кавалером входишь в зал, то нельзя тушеваться. На тебя все смотрят, ты выходишь для того, чтобы со всеми поздороваться, вне зависимости от того, идет ли он с тобой в колонне или не участвует в танце. Это учит выдерживать взгляды, преподносить себя. Именно это чувство я пытаюсь перенести в повседневную жизнь. Именно этот настрой, я пытаюсь воспроизвести, когда вношу предложения на работе. Именно это чувство, того, что не надо бояться, того, что новое, будь то зал, платье или танец - это интереснее проверенного и надежного старого, сподвигло исполнить старую детскую мечту и заняться парусным спортом. Ведь побывать на настоящем балу, тоже когда-то было детской мечтой, взятой из сказок про принцесс, романов про мушкетеров и тоски по дореволюционному прошлому нашей страны».
Екатерина Данникова, программист, Тула:
«Бал был объявлен, относящимся по времени к началу XIX века, а наиболее подходящим потому был стиль ампир. У меня не одно платье этой эпохи, но выбор пал на то, которое мне нравится больше других: оно красиво, оно женственно, оно исторично. Очень трудно было отказать себе в удовольствии снова его надеть. Хотя не только оно, но и любое из исторично-бальных платьев преображает хозяйку. И тут даже не обязательно в нем постоянно находиться, достаточно помнить, что я бываю и такой, светской и элегантной, а это помогает в жизни».
Елена Зайчикова, студентка Факультета систем автоматического управления, Тула:
«Мой наряд относится к эпохе ампира. Когда я начала заниматься историческими танцами, появилась необходимость обзавестись некоторым количеством бальных нарядов. И я стала самостоятельно учиться шить. Собственно на бальных нарядах я и училась. Этот платье у меня второе. И хотя опытные швеи наверняка найдут в нем множество ошибок, я им очень горжусь. Во-первых, у меня получилось воплотить в жизнь тот образ, который сложился в моей голове. Во-вторых, на этом платье я очень хорошо вижу, как "выросла" со времен своей первой сшитой вещи. При подготовке к балам приходится очень глубоко погружаться в нужную эпоху, чтобы максимально приблизить свой внешний вид к заданной тематике бала. И конечно, на повседневный стиль образ светской дамы влияет. В первую очередь это привычка держать осанку, следить за тем, как ты выглядишь. К тому же, теперь я часто шью себе сама, делаю украшения и бижутерию, и, естественно, в образ закрадываются какие-то небольшие элементы ушедших эпох. Это могут быть какие-то ажурные вязаные перчатки, брошка или кулон с камеей, кружева в отделке. Я считаю, что при правильном использовании они очень органично вписываются в современный образ, украшая и дополняя его. Одежду я все-таки больше люблю современную. Я считаю, что раз уж мы родились в эту эпоху, значит она наша. По сравнению с дамами предшествующих веков наша жизнь стала более активной и подвижной. Мы каждый день ходим на учебу или работу, ведем более активный образ жизни, больше путешествуем, меньше сидим дома. В современной одежде удобно жить именно в этих реалиях. А старинные наряды все-таки рассчитаны на другое время, на другой образ жизни. Они, несомненно, очень красивые, но это хобби. Так приятно и интересно прийти на бал, сменить современное платье на бальное и окунуться в 19-й век. Но потом не менее приятно возвращаться обратно в свой 21-й век. Да и кто сказал, что современная одежда менее красива?»
Елена Потапова, мастер исторического костюма, Москва:
«Для бала я выбрала ампир. Шью сама, большая часть вручную из батиста и винтажного и антикварного шитья. Модель – компиляция из модных картинок 19-го века. Не смешиваю эпохи: каждому времени свое. Каждая одежда удобна для своих целей и своего времени».
От себя добавлю, что согласно с основной мыслью наших героинь: прекрасно, когда у тебя есть возможность забыть о рутине и суете и выбраться на самый настоящий бал, однако нужно идти в ногу со временем и умело сочетать навыки светского общения с современными реалиями. Да и кто знает, возможно, пройдут десятки, сотни лет, и уже наши потомки захотят быть похожими на нас. Романтично настроенные барышни, будут шить джинсы по историческим выкройкам и подражать глянцевым образам девушек из Vogue.
Да, модные тенденции меняются, но мы-то знаем: настоящая красота всегда идет от сердца. Сколько бы времени ни прошло, если женщина нежная, добрая, мудрая и ловкая, если она окружает любовью и заботой своих близких, то она несомненно красива, будь то XIX или XXI век.