Примерное время чтения: 5 минут
121

Что это откопали? Секреты работы тульских реставраторов

В июле отмечается неприметный праздник – День Реставратора. Он призван привлечь внимание к профессии, представители которой сохраняют культурные ценности, от крошечных пуговиц до икон и дворцов. Специалисты Государственного музея-заповедника «Куликово поле» в честь своего профессионального праздника провели мастер-классы и рассказали об особенностях профессии.

Технологии и инструменты реставраторы нередко заимствуют у других профессий. Массу для снятия слепков и бормашинки – у стоматологов, у хирургов – скальпели. У химиков – едкие растворы.

 Не попасть в замок

«Прежде чем клеить черепки горшка, реставратор долго перекладывает их, обдумывая порядок сборки. Если начать ее в случайном порядке, то между фрагментами может получиться «замок», место, куда черепок трудно или невозможно вставить», - рассказывает Екатерина Лапынина, реставратор по керамике и стеклу.

В ее учениках сегодня – любознательные туляки и гости оружейной столицы. Первоклассница Алиса Шкаева приехала с мамой из Москвы, планирует посетить Музей самоваров и оружия, но начали с мастер-класса по реставрации. Им предстоит собрать воедино осколки глиняного сосуда.

«Думаю, у каждого получится, нужно просто внимательно слушать, и делать в точности, как сказали», - считает Алиса.

Фото: Пресс-служба Государственного музея-заповедника "Куликово поле"

На примере предметов, найденных на раскопках, Екатерина Лапынина объясняет различие глиняной и фарфоровой посуды, показывает, как действует реставратор.

«К нам поступают предметы от хранителей, которые отобрали артефакты, нуждающиеся в реставрации. Они могут быть в разном состоянии – от руинированного, полностью разбитого, до условно целых. Цель реставратора – восстановить предмет так, чтобы мы имели представление о его внешнем виде», - рассказывает реставратор.

Утраченные куски восстанавливаются при помощи специальной массы, гипсополимера. Образцом может служить уцелевшая часть горшка или рисунки в каталогах. Они используются, в частности, чтобы восстанавливать изразцы печей XIX вв.  В финале предмет тонируется, и издалека он будет казаться абсолютно целым. Только при ближайшем рассмотрении станет ясно, что некоторые его части воссозданы с нуля – цвет восстановленных элементов делается на полтона светлее. 

Инструменты хирургов и стоматологов

Технологии и инструменты реставраторы нередко заимствуют у других профессий. Массу для снятия слепков  и бормашинки – у стоматологов, у хирургов – скальпели. У химиков – едкие растворы.

Реставратор высшей категории по металлу Государственного музея-заповедника «Куликово поле» Виталий Шмелев много лет восстанавливает железные, брозновые, серебряные предметы.

«Сначала я фотографирую предмет, а потом приступаю к ручной и механической расчистке гравером. Использую бормашину с твердосплавными и алмазными насадками. Постепенно удаляю окалину и поверхностную ржавчину до «родной» поверхности. Обрабатываю ортофосфорной кислотой, снова повторяю весь процесс, чередуя механическую расчистку с химической. Позже долгий процесс стабилизации и консервации», - описывает процесс Виталий.

Сейчас у него в работе – находки с места Судбищенской битвы. Из бесформенных кусков ржавчины Виталий получает гарды мечей, дужки котлов, стремена и другие узнаваемые и готовые к экспозиции предметы.

Секреты бумажного реставратора

Реставраторов-универсалов почти нет. Каждый материал требует долгого изучения, понимания. Специалисты со временем начинают его чувствовать по-особому. Например, Виталий Шмелев говорит, что нередко соли бесповоротно уничтожают железо, металл «умирает», его уже нельзя восстановить.

Для реставрации книг, фотографий и документов в Государственном музее-заповеднике есть отдельный эксперт, Любовь Поваляева. Она начала работу хранителем письменных источников, потом отучилась на реставратора, и вот уже более 20 лет восстанавливает то, что кажется, невозможно восстановить – тонкую и непрочную бумагу. Подбирает кусочки, склеивает их при помощи клея из муки, восстанавливает утраты реставрационной хлопковыми листами...

Фото: Пресс-служба Государственного музея-заповедника "Куликово поле"

«Почему берем клей из муки? Она экологична, проста в использовании и ее легко смыть водой. Ведь в работе реставратора важна обратимость – при необходимости всегда можно вернуть предмету его первоначальный вид», - рассказывает Любовь Поваляева.

По словам реставраторов, профессиональный праздник они обычно отмечают ударным трудом. У каждого в работе постоянно находится несколько предметов, работа идет кропотливая, долгая.

«Конечно, в какой-то момент наступает своеобразная профдеформация. Я вижу сколы на посуде в кафе. А в музеях оцениваю не экспонаты, а работу реставратора, хорошо ли она выполнена, или можно было бы лучше», - смеется Екатерина Лапынина.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах