Примерное время чтения: 6 минут
70

Жертвы новоселья (28.07.2009)

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 31 29/07/2009

В микрорайоне Южном города Венёва построили дом для переселения туда местных обитателей ветхого и аварийного жилищного фонда. И вокруг этого радостного события разразился ураган страстей вплоть до возбуждения уголовного дела.

Условия,

приближённые

к экстремальным

Переселение граждан из ветхого и аварийного жилья - самая актуальная и наиболее острая проблема Тульской области. Его объём на территории региона составляет около 2 млн. квадратных метров.

Своими корнями эта проблема уходит в послевоенные годы, когда создавался Подмосковный угольный бассейн. Для скорейшего решения государственных задач людей размещали во временном жилье - бараках, срок службы которых не должен был превышать 10-12 лет.

На сегодняшний день все эти времянки давно уже отметили "золотые" юбилеи. Условия жизни в них приближаются к экстремальным. Ежегодно на территории области рушится несколько бараков. К счастью, пока обходится без жертв, хотя они вполне могли бы быть. Ведь в ветхом жилье в основном обитают пенсионеры.

Усугубляет ситуацию тот факт, что более 90 процентов таких бараков находится в малопривлекательных для вложения инвестиций шахтёрских поселках и городах. Навряд ли там будет востребовано коммерческое жильё. Бывшим обитателям бараков и коммуналок нужны социальные дома и квартиры...

"Перед прочтением - сжечь"

В течение последних лет регион активно включился в реализацию национального проекта "Доступное и комфортное жильё - гражданам России". В частности, реализуется долгосрочная целевая программа "Переселение граждан из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания, и (или) жилищного фонда с высоким уровнем износа по Тульской области на 2009-2012 годы".

В рамках этой программы в микрорайоне Южном шахтёрского города Венёва и был построен дом N 34, вокруг которого разгорелись страсти-мордасти.

Конечно, очень многим хочется из опостылевшего барака-развалюхи перебраться в нормальную современную квартиру. Не ютиться родителям с взрослыми детьми и внуками в одной комнатушке и не спать "друг у друга на головах", а жить достойно.

Но таких желающих - легион, а квартир в новостройке всего 180. Поэтому при их распределении неизбежно должен был возникнуть ажиотаж, появиться обиженные и обделённые. Казалось бы, местная администрация заранее была обязана позаботиться о том, чтобы успокоить людей, смягчить напряжённость, ликвидировать почву для негативных слухов и разговоров.

Лучше всего решить эту задачу помогает прозрачность и открытость в работе.

Венёв - город маленький. Если уж говорят, что вся Тула спит под одним одеялом, то весь Венёв - на уголке подушки. Здесь все друг про друга всё знают и создание "информационного вакуума" чревато последствиями: у населения может разыграться воображение, а вслед за ним и социальная агрессия.

Однако по непонятной причине полные списки новосёлов местная администрация сделала наисекретнейшими материалами чуть ли не под грифом "перед прочтением - сжечь". И по городу поползли упорные слухи, что венёвская "верхушка" выделила себе квартиры в новостройке, "отодвинув" многих, действительно нуждающихся в жилье.

"Информация

умышленно

скрывалась"

Отчаявшись найти правду в других инстанциях, четыре венёвские жительницы отправили коллективную жалобу в администрацию Президента РФ. У каждой были свои претензии к местной власти, связанные с жилищным вопросом.

В частности, Любовь Жемчугова жила в доме, который ещё до 2001 года был признан ветхим, а с 2001 года - аварийным. Однако, сетовали женщины, эта информация "должностными лицами администрации г. Венёва умышленно скрывалась". Точно так же "документы, постановления, нормативные акты... не представлены для всеобщего обозрения и скрываются".

"Социальная очередь,- пишут далее женщины,- движется только путём исключения очередников из очереди, как поступили с Оксаной Зайцевой - матерью троих детей (двое до трёх лет)". Акт обследования жилья, в результате которого женщину вычеркнули из списков, был составлен с нарушениями.

Доказать это удалось после нескольких судов. Оксану восстановили в очереди под каким-то странным номером 6-а. А буквально на днях она узнала, что в прошлом году, оказывается, многодетным семьям давали субсидии на покупку жилья.

Разумеется, в то время ей никто об этом не сообщил...

Выселить

в общежитие!

"Татьяну Щербинину вместе с сыном выселяют в общежитие в пятикомнатную квартиру с четырьмя подселенцами".

А проживающую в аварийном доме Светлану Кирюхину, что ещё интереснее, вместе с тринадцатилетним сыном и бывшим мужем собираются разместить в однокомнатной квартире. Опираясь при этом на постановление N 150 администрации Тульской области от 28.03.2008 года. В нём говорится, что предоставляемое гражданам в рамках Программы жилое помещение должно быть равнозначным по общей площади жилому помещению, занимаемому ими на 01.01.2002 года.

Казалось бы, хорошее постановление, направленное на то, чтобы новые квартиры переселенцев были не меньше прежних. Однако в данном случае чиновники ухитряются его трактовать вразрез и с правом человека на достойную жизнь, и даже со ст. 58 Жилищного кодекса РФ. Согласно этой статье заселение по договору социального найма одной комнаты лицами разного пола, за исключением супругов, допускается только с их согласия. Но местную власть, судя по всему, такое противоречие ничуть не волнует.

Впрочем, что Светлана Кирюхина с бывшим мужем! В двухкомнатную квартиру дома N 34 собираются запихнуть восемь человек - три семьи Новиковых: родителей и двоих взрослых сыновей с жёнами и дочерями.

А многие боятся...

Таким вот образом в Венёве "обеспечиваются доступность жилья для граждан, безопасные и комфортные условия проживания" (цитата из федеральной целевой программы "Жилище").

Что интересно: на женщин, отправивших жалобу в администрацию Президента РФ, заведено уголовное дело по ч.1 ст. 129 УК РФ. За клевету. Причём в качестве обвинительных документов в суде им предъявляется только упомянутая жалоба. В нарушение статьи 33 Конституции РФ, согласно которой гражданин имеет право обратиться в любой государственный орган, не опасаясь гражданско-правовой ответственности. Тем более - уголовной.

- У нас люди, кто поумнее, борются за свои жилищные права, - говорит Оксана Зайцева. - А многие боятся. Им в администрации прямо говорят: "Не хотите вселяться в квартиры, которые мы сейчас даём,- идите жить в свои бараки. У нас уже четыре бабушки умерли - не пережили этой нервотрёпки...

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах