В МЕСТНЫХ СМИ появились заказные статьи, порочившие поставивших свои подписи под обращением. В "белодомовских" кабинетах обсуждали, кого из предпринимателей допустить на встречу с президентом, чтобы быть уверенными - скажет не более того, что президенту надо услышать, без последствий для местных руководителей.
О том, что волнует бизнес-сообщество Тулы, почему было принято решение обратиться к президенту и решаются ли обозначенные в обращении проблемы, рассказывает гость нашей редакции депутат Тульской городской думы Сергей ФИЛАТОВ.
Конфликт
государства
и налогоплательщика
- ИЗВЕСТНО ли, по каким причинам не состоялась встреча Президента РФ с тульскими предпринимателями?
- Информация о том, что она готовится, имела косвенные подтверждения. А в результате встреча не только не состоялась, но и вся естественная активность в Туле в день приезда президента была подавлена. В приказном порядке были закрыты рынки и магазины. В частности, во многих торговых предприятиях, расположенных на улице Октябрьской, внезапно случился санитарный день.
- Это боязнь показать высокому гостю безобразное состояние необустроенных рынков, "Копеек" с товаром сомнительного качества?
- Скорее всего, так оно и есть. И в этом есть доля чиновничьей и житейской мудрости. Может быть и хорошо, что Дмитрий Анатольевич увидел именно ту картинку, которую ему пытались показать.
- Так что вынудило вас "вынести сор из избы"?
- На обращения к главе государства провоцирует местная власть. Закрывает рынки, лишая малообеспеченных горожан качественных, недорогих продуктов. Отнимает заработок у 5 тысяч туляков, работающих в торговой сфере, лоббируя интересы сетевых магазинов и давая добро на их строительство чуть ли не в каждом дворе.
Отбирает помещения у предпринимателей, за аренду которых те не один год исправно платят в городской бюджет, вкладывают средства в содержание, ремонты и так далее. Предпринимателям пришлось затратить немало времени и сил, чтобы добиться преимущественного права выкупа. Часть таких помещений сегодня включена в план приватизации, утверждённый городской думой. Но есть опасение, что остальным предпринимателям, чтобы попасть в него, придётся немало помучиться в поисках индивидуальных подходов к чиновникам и депутатам. В общем, налицо конфликт государства и налогоплательщика.
Высокие риски
для бизнеса
- В ТО ЖЕ время мелкий и средний бизнес - это основа государства...
- Мелкий бизнес, как правило,- семейный бизнес. Предприниматель, благодарный государству за возможность заработать, добросовестно платит налоги в бюджет. Но он рассчитывает и на услуги государства при решении вопросов отведения земельных участков, прав собственности и других. Подоходный налог с доходов домохозяйств формирует практически 1/3 муниципального бюджета. Налогоплательщики ждут согласованных действий всех уровней власти: государственной, региональной, муниципальной. И контролируют эти действия: платить налоги - наша обязанность, но у нас есть и права... Источник власти по конституции - народ. Лишая его этого права, общество приходит к проблемам и перегибам. Отсюда - неэффективное использование бюджетных средств, коррупция и т.д.
Общеизвестно, что уровень инвестиционной привлекательности Тульской области падает. Первая причина: увеличение политических рисков в условиях монополии на власть. Я вёл разговор с некоммерческой структурой, занимающейся развитием регионов через привлечение в них инвесторов. Координатор проектов мне чётко сказал: "Тульский глава ничего не решает. Власть сосредоточена в руках одного человека. Если губернатор что-то захочет сделать - дело пойдёт, передумает - всё развалится. Поэтому у нас нет желания вступать в переговоры - риски слишком велики". Подобный подход мешает экономическому развитию области, расширению малого и среднего бизнеса.
- ...который и без того создаётся в непростых условиях: население региона стареет, сокращается доля активного, работоспособного и платёжеспособного населения...
- В то время, когда треть населения - пенсионеры, на малый и средний бизнес влияет даже задержка пенсионных выплат. Вовремя не выплачены пенсии, их уровень невысок, и бизнес теряет в оборотах и доходах. Опять же, сказывается и тяжёлое экологическое положение региона. Тульская область занимает лидирующие позиции в чёрном списке регионов с высоким уровнем больных раком лёгких мужчин, средний возраст которых 43 года. Если так пойдёт дальше, то здесь будут лишь одни заводы дымить да бабушки говорить, как плохо живётся.
Причём бабушки военной закалки. Другие не доживут до возможности стать бабушками.
"Пороть, и никаких гвоздей!"
- ПОНЯТНО, что проблем много и неравнодушных людей они волнуют. Но "семья" никогда не прощает тех, кто вытаскивает из шкафов её скелеты.
- Когда-то я изучал структуру масонских обществ: чем выше, тем замкнутее становится система, тем больше информации она скрывает. Тула в этом смысле - масонская ложа. Когда человек попадает сюда, он ходит в лабиринтах разных уровней, и доступ к информации для него закрыт. Человеку во всем этом сложно разобраться. И написав письмо президенту, мы исходили не только из своих интересов, но и из интересов большого количества людей. Проблема тогда начинает решаться, когда о ней начинают говорить. Обсуждая, обнаруживаешь то, что должно быть иначе, видишь промахи и пути решения.
Если ты долгое время болен, а потом вдруг обращаешься к врачу, тебя могут просто не успеть спасти.
- Но для начала логичнее обратиться к терапевту, а не вызывать реанимобиль...
- Мы обращались и к руководству города, и к прокурору, предприниматели объявляли голодовки, пытаясь привлечь внимание власти к проблемам, но в ответ - тишина. Естественно возникает потребность обратиться к специалистам повыше.
- Вас ещё не начали "пороть" за обращение к президенту?
- Если рассуждать философски, когда тебя ругают, тебя дарят. Когда хвалят, у тебя отнимают. Меня все считают учредителем и руководителем ООО "Демидовские ряды". Когда-то я участвовал в создании этого рынка. Но, занявшись политикой и увидев, что власть превращает мой бизнес в рычаг давления на меня, и не желая мешать соучредителям развивать дело, я продал свою долю и вышел из этого бизнеса. После публикации открытого письма президенту глава города закричал на оперативке: "Закрыть к чёртовой матери рынок!". В итоге у директора "Демидовских рядов" добавилось головной боли. Начались всевозможные проверки, не выявившие существенных нарушений.
Щёлкают по носу директора, чтобы показать, кто в доме хозяин. Но это тупиковый путь!
Я же не очень боюсь порок. Возможно потому, что трижды разорялся до нуля. Когда начинал бизнес в 1991 году - галопировали цены. Через короткое время пришлось закрыть челночный бизнес. На то, что осталось от продажи активов, мы с партнёром смогли купить лишь ящик водки.
- Утолить свои печали?
- Нет, мы продали эту водку. Так начинался для нас новый вид бизнеса, от которого я отошёл, поскольку он мне не нравился. Как видите, закалка у меня неплохая.
Свобода одних - головная боль других
- ПОЧЕМУ, по-вашему, власть не хочет поддерживать предпринимателей?
- Многие годы говорится о необходимости строительства бизнес-инкубаторов, о создании программы поддержки малого бизнеса. Программу "пробивали" долго, а в итоге на реализацию выделили миллион рублей. Это, конечно же, даже в малой толике не позволяет изменить положение. И я полагаю, что беда не в бюджете, не в слабости бизнес-сообщества, а в головах чиновников. Начиная своё дело, предприниматель изучает нормативную базу, законодательство, свои обязанности и права. Он становится более свободным, приходит к чиновнику и задает вопрос: а почему вы отказываете, когда есть разрешающий закон?.. Чиновникам от этого неуютно. Куда как проще иметь массу медленно мыслящую: дай им дешёвую водку, скажи им, что они молодцы, и все будут довольны. А с активной частью населения надо общаться на уровне аргументов и законодательной логики.
- Вы не думаете, что проблема власти и бизнеса в Туле вызвана конкуренцией двух бизнес-структур: бизнеса, в котором существуют скрытые кровные интересы чиновников, и собственно предпринимателей?
- В чистом виде скорее нет, чем да. Психология чиновника такова, что он сам никогда ничего не станет делать. Он находит бизнесмена, интересы которого будет лоббировать за деньги. В какой-то части бизнес срастается с властью, но это происходит не часто. Бизнес также лоббирует свои интересы. К примеру, все знают, что двоюродный брат главы администрации Тулы Альберта Уколова, Тимофей Шарыпов, руководит в Туле управлением транспорта и связи. Человек контролирует пассажирские перевозки через свои связи. Как правило, власть и бизнес от власти срастаются там, где не надо сильно напрягаться. Перевозки, энергосбытовые компании. Имея стол, стул и рубильник, получаю большие деньги за то, что возьму в одном месте, передам в другое. Есть рубильник: хочу - включу город, хочу - отключу. Что касается торговли, то скорее всего, слияния власти и бизнеса в этой сфере нет. В бизнесе сообщество устроено иначе: один субъект оказывает услугу другому, тот - третьему, там много завязано на сотрудничестве и взаимном доверии.
- Вывод: или власть сама должна работать, изучать и исполнять законы, или можно превратиться в профессионального жалобщика.
- Именно так. И я уже не раз задумывался над открытием фирмы "Тульский сутяжник". Вы смеётесь, а надо с утра до вечера писать письма в суды, отстаивая свои интересы, и бороться с попранием прав окружающих тебя людей. Как-то Владимир Сергеевич Могильников сказал мне: "Филатов, ну смотри, если ты так будешь много говорить и думать, тебе жизнь каторгой покажется". Но я абсолютно убеждён: надо делать то, что считаешь нужным, а всё остальное встанет на свои места.