Порядка 800 предпринимателей пришли на долгожданную встречу с губернатором в «белый дом». Их угостили чаем и пирожками с вишней, а затем почти три часа «кормили» отчётами чиновников. На втором часу, как и следовало ожидать, предприниматели погрустнели, зазевали, а некоторые и вздремнули.
Владимир Груздев тоже от отчётов, видно, устал и, судя по радостной улыбке и активной «игре» с планшетом, занимался перепиской с приятными людьми или изучением не менее приятных новостей.
Ищи окно!
Все резко просыпаются, а губернатор отвлекается от планшета, когда на трибуну выходит руководитель областной налоговой службы Сергей Алёхин. Его ликбез вызывает бурю эмоций - от аплодисментов до откровенного смеха. Вера Алёхина в то, что в области уже нет рейдерских захватов, рождает возглас из зала: «Есть!» Его забота о чужом бизнесе умиляет.
- Скажу по секрету, - понижает голос Алёхин. - У нас накопилось много переплаченных вами налогов. И многие из них уже просрочены. Если вы сейчас решите вернуть то, что переплатили три года назад, вы уже это не вернёте. Как поступить с более поздними переплатами? Можно перевести их в счёт предстоящих платежей, в счёт погашения задолженности и вернуть на расчётный счёт. Но в этом случае вы обрекаете себя на жизнь, полную опасностей и приключений.
Зал смеётся - все знают, о чем он говорит.
- Не оттого, что мы такие злые, - продолжает главный налоговик. - А потому, что в первом и во втором случае деньги уходят в бюджет, а в третьем - они просто уходят. Так что мы проверим вас, всех ваших контрагентов, найдём всё, что вам даже в голову не приходило. И знайте, если мы вас проверяем, значит, на самом деле мы уже нашли.
И ещё. Наши сотрудники, оставившие наши ряды, нередко подвизаются около полукриминального и криминального бизнеса. Советую к ним не подходить. Для нас это сигнал - ищи и найдёшь.
Сергей Николаевич добавляет оптимизма, напоминая народную мудрость: если бог закрывает дверь, где-то он открывает окно.
«Так что в сложных ситуациях ищите, ищите его! - советует «главный друг предпринимателей».
Губернатор рекомендует чиновникам учиться ораторскому мастерству у Алёхина. А взбодрившиеся представители тульского бизнеса поднимают проблемные темы развития бизнеса и экономики региона, предлагая свои варианты их решения.
Бери и делай!
Президент Тульской торгово-промышленной палаты Юрий Агафонов отмечает: «По макроэкономическим показателям мы, конечно, продвинулись на фоне других регионов. Но деятельность естественных монополий не даёт организовывать экономическое развитие.
Надо учиться лоббировать свои интересы так, как это делают энергетики. Полагаю, в Туле надо сделать сектор генерации розничного рынка электроэнергии. Помимо гарантирующего поставщика должно быть ещё несколько поставщиков. И они есть. Собственная генерация тоже появляется. Но нужна программа, чтобы понимать, как это всё делать, чтобы создавать полноценную систему.
С ним соглашается и Сергей Казаков, председатель Тульского отделения Союза промышленников и предпринимателей: «Наше предприятие получает предложения от других энергетиков снизить энергосбытовую надбавку на электроэнергию на 50%. Значит, резервы есть. В других регионах существует практика объединения потребителей в группы точек поставки электроэнергии. Это даёт возможность хорошей экономии. А в нашем регионе нет ясности формирования тарифов. Союз рассматривает создание региональной сбытовой компании с долевым участием тульских предприятий, и мы хотим получить поддержку власти. Если создать такую и передать в доверительное управление правительства, это станет весомым аргументом в общении с энергетиками».
Кошмарят меньше, но иезуитствуют
Юрий Агафонов считает, что не способствуют техническому перевооружению и кредитные ставки банковской системы. «Уровень промышленных технологий, производительности труда, инвестиционной активности мал, - отмечает он. - Некоторые эти проблемы должны решаться на федеральном уровне, а некоторые имеют региональную основу.
Он отмечает: «…кошмарить бизнес стали меньше», число плановых проверок вдвое уменьшилось. И дипломатично умалчивает о том, что почти вдвое увеличилось количество неплановых проверок.
Правда, не сдерживается: «Если раньше кошмарили пожарники и милиция, то сегодня «Росреестр» со своими структурами. Проверки на соответствие использования земельных участков с видом разрешённого использования, указанных в кадастровом паспорте, - иезуитство в высшей степени. Скоро нас, частников, владеющих землёй, будут заставлять согласовывать создание на ней каждой грядки. Прошу проверить нормы, существующие в области, на их соответствие нормам федерального земельного законодательства. Если есть правовой тупик, значит надо или устранить его, или привлечь к решению вопроса депутатов Госдумы.
Ещё одна тормозящая развитие экономики в регионе проблема - затихшая работа по продвижению продукции тульских инновационных предприятий в российскую сеть инновационных технологий. Есть программа развития научной инновационной деятельности, но программа куцая. Её надо расширить. Ребята, которые работают в «белом доме» и курируют это направление, сами пишут концепции, но нет серьёзного научного подхода. Давайте мы закажем настоящие программы, привлечём специалистов и не просто деньги заплатим за создание программы, а получим толковые ответы на наши вопросы. В Туле мало своих инновационных разработок. Мы их должны брать из близлежащих регионов».
За что деньги платим?
Взбудоражившей зал становится и тема непроизводственных расходов, куда входят всевозможные государственные услуги.
«Огромные суммы запрашивают за всевозможные справки, обучение персонала, - под одобрение зала перечисляет Сергей Казаков. - Нас интересует, как складывается стоимость, скажем, обучения специалистами Природнадзора, Ростехнадзора и других предприятий. Любая справка по земле - и вот уже нет 40-50 тыс. рублей. Справку центра гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды по формам загрязнения территорий, которая за секунду выводится на компьютер, умудряются продавать за 30 тысяч.
Это уже не оказание услуги, это торговля информацией. Мы будем объединяться, создавать свою структуру и по себестоимости оказывать такие услуги».
Бизнес-элита отмечает, что регион рискует потерять целые отрасли, когда уйдут на пенсию старые кадры. Привлечение мигрантов, по мнению промышленников и предпринимателей, - тупиковый путь. Говорят, погоня за сиюминутной выгодой уже привела к тому, что в строительстве нет ни отделочников, ни штукатуров, ни каменщиков.
Если не составить перечень востребованных профессий, не подготовить региональный заказ на создание бюджетных мест в образовании, не поднять престиж рабочих профессий, не поработать над изменением психологии современных родителей, ориентирующих своих чад на получение вузовских корочек, но не знаний, будут потеряны кадры и в других отраслях.
Промышленники готовы активно участвовать в создании такой программы.
У кого в кармане фига?
Предприниматель малого бизнеса Ольга Федоткина огорошивает:
- Хочу вас расстроить, Владимир Сергеевич. В следующем году вряд ли бюджет будет пополняться. Летом прошлого года предприниматели среднего и малого бизнеса, а это порядка 1000 человек, получили уведомления о расторжении договоров аренды участков земли. Без причин и объяснений. Как сказали ваши чиновники, для пополнения бюджета. Мы готовы были платить большую аренду, но у нас, по сути, пытались забрать готовый бизнес, выставив на аукцион.
Как говорит другая предпринимательница, во время проведения очного аукциона были драки: «Мужчина душил другого мужчину, мы, женщины, визжали… На каждом лоте - 8-10 человек. Но можно же было цивилизованно всё сделать».
- Ну обратите на нас внимание, Владимир Сергеевич! - просит Ольга Федоткина. - Мы хотим с вами работать, мы хотим платить налоги. Вы же на самом деле умный человек и знаете, что происходит. Все лазейки знаете. Ну дайте нам возможность работать! Мы ответим вашей власти добром - на выборы пойдём все. Не надо нас уничтожать!
- Мы вас не только не уничтожаем, а наоборот…
- Да ни фига.
- Фига фига…
Кого надо «зачищать»?
Почти домашняя перебранка дам с губернатором переходит в жалобы мужчин-предпринимателей на взятки, якобы вымогаемые некоторыми врачами и полицейскими.
Один из них рассказывает: «В Щёкинском районе умер родственник моей жены. Приехали в больницу, там говорят: у нас есть свой человек в морге. Заказывайте у него похороны. Иначе положим труп в морг и отдадим вам только через неделю. Так через неделю похоронили. Это ужас что происходит. А откаты полицейским платим по 5-6 тысяч рублей. И ведь не разово.
Эта тема неожиданно оказывается остро болезненной для областного прокурора Олега Черныша.
- У вас есть фамилии таких врачей, полицейских? - нервно-напористо интересуется он.
- Мы обращались…
- Вы сейчас голословно говорите.
- Все имена в этой папке.
- Ну вопрос понятен, чего вы от нас ещё хотите?
И чего непонятного? Хотели взяток не давать. А прокурор, наверное, расстроился так оттого, что был уверен: в Тульской области взяточников извели под корень, и тут на тебе - такой оговор….
Владимир Груздев удивляется взяточничеству врачей: «Врачам и медперсоналу подняли зарплату. Некоторые за прошлый год получили несколько миллионов рублей». Оно и понятно, такие богатые люди и вдруг мелочатся - взятки берут… Даже думать об этом как-то совестно.
Губернатор предлагает руководителям правоохранительных органов проверить информацию о взяточничестве полицейских: «Если факты имели место и это системно, надо таких зачищать».
Встреча подходит к концу. Глава региона просит предпринимателей поддержать сбор средств для братского народа Украины.
- Пока деньги сдают правоохранители, чиновники, бюджетники, - говорит он. - Очень прошу, помогите, кто сколько может. Это лучше делать от души, чем мы бы работу организовывали централизованно.
Кстати
Владимир Груздев:
- У нас только что закончился аукцион на строительство трёх физкультурных комплексов. Цена контракта - 242 млн рублей. Заявки на участие подали четыре компании. По разным причинам все отклонены. Конкурс надо заново проводить. Все компании - не тульские. По моим примерным прикидкам, рентабельность контракта 10 %. Ну что, 25 миллионов на дороге валяются? Мы ж ни с кого три шкуры при приёмке объектов не снимаем. Основная задача - построить, а не нагнуть предпринимателей.
Тульские строители так прокомментировали своё неучастие в аукционе:
- Во-первых, о проведении многих аукционов нет широкой информации. Во-вторых, невыгодно работать по таким контрактам. Прибыль в 25% существенно снизится, будучи «съеденной» инфляцией. Цены за работу низкие, а залоговые цены, обеспечивающие контракт, кабальные. К тому же на госконтрактах идёт обман, воровство на разных уровнях, взятки, откаты. Проверяющие замучивают проверками. И в лучшем случае это нервотрёпка. Есть рыночные цены оборудования, материалов, работы, но поскольку выигрывает аукцион самый дешёвый исполнитель, он не будет использовать то, что заявлено заказчиком. Соответственно, в ходу липовые накладные, часть работ не выполняется, подкупаются принимающие объект клерки. Так достигается выгода.
А потом стены трещины дают, потолки падают, фундамент проваливается. Чтобы изменить это положение, надо менять систему проведения аукциона. На сегодня она демонстрирует полный обвал. Давно пора выстраивать новую систему в нормальном соотношении цены - качества и калёным железом изничтожать коррупцию. А как именно это делать, можно поучиться у американцев, немцев. Из системы тендеров работают чётко. Оттого наши строители с ними работают в удовольствие. Ты выполнил качественно работу, определённую заказом, без обмана получил деньги. Всё просто. Надо лишь хотеть строить и делать дело, а не ставить себе иные задачи.
Юрсовет для бизнесменов
На вопросы предпринимателей отвечает юрист Григорий Кейн.
У врачей нет права
Некоторые диспетчера «скорых» заинтересованы в том, чтобы «скорая» к больному приехала позже, чем похоронный агент. Мы с этим сталкивались. А есть люди, которые ещё живы, и - сделай укол - человека возможно было бы спасти. На деньгах все свихнулись, а как же человеческая жизнь? И какое право имеют врачи сообщать похоронщикам информацию о возможной или состоявшейся смерти человека?
А. Панина, Тула
Что до разглашения такой информации, то, разумеется, это нарушение ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», ст. 13: «1. Сведения о факте обращения гражданина за оказанием медицинской помощи, состоянии его здоровья и диагнозе, иные сведения, полученные при его медицинском обследовании и лечении, составляют врачебную тайну. Не допускается разглашение сведений, составляющих врачебную тайну, в том числе после смерти человека, лицами, которым они стали известны при обучении, исполнении трудовых, должностных, служебных и иных обязанностей».
Как доказать взятку?
Как предпринимателю доказать, что вымогательства взятки и их выплаты уже были и планируются?
Н. Земцов, Щёкино
- Чтобы доказать взятку, запишите разговор с взяточником на диктофон или видеокамеру. Второй вариант: обращаетесь в службу собственной безопасности правоохранительных органов с заявлением о том, что взятку уже дали (такое обращение является основанием для освобождения от уголовной ответственности за дачу взятки). И там уже действуете по сценарию правоохранителей. Есть и третий вариант: обратиться в прокуратуру.
Ответственность за получение взятки прописана в ст. 290 УК РФ, за её дачу - в ст. 291. В последней - есть интересная оговорка, про которую мы говорили выше. Звучит она так: «Лицо, давшее взятку, освобождается от уголовной ответственности, если оно активно способствовало раскрытию и (или) расследованию преступления и либо имело место вымогательство взятки со стороны должностного лица, либо лицо после совершения преступления добровольно сообщило о даче взятки органу, имеющему право возбудить уголовное дело».