проверка контрольной комиссии облдумы показала: квартирный вопрос испортил туляков. На какие только хитрости не идут люди, чтобы увеличить "квадратуру жизни"!
Анализу были подвергнуты далеко не все квартирные дела, а лишь та их часть, которая касалась областной целевой программы по переселению людей из ветхого и аварийного жилого фонда. Разработана и утверждена она (в виде регионального закона) была в 2002 году и предусматривала ликвидацию ветхого жилья в нашей области за период до 2010 года. В тот момент ее общая стоимость оценивалась в 11,7 миллиарда рублей.
Не вдаваясь в историю вопроса, скажем, что программа та была сорвана. Оказалось, что федеральный уровень сей документ не утверждал, а потому на прописанные в ней суммы никто не обращал внимания. В 2004 году, например, из запрошенных областью 546 миллионов рублей Москва дала лишь 86,7, в следующем, 2005‑м, - 37,7 миллиона. Область в те же годы смогла выделить 230,4 и 245,3 миллиона рублей соответственно, что было явно недостаточно. К тому же, районы за все время реализации программы не выделили ни рубля, тот же "ноль" красуется в графе "привлеченные средства".
В 2004 году в рамках программы было построено 35,2 тыс. кв. метров (19 % от
планов), в 2005 - 13,8 тыс. кв. метров жилья. Это даже не крохи, а еще меньше...
Сегодня программа оценивается уже в 25 миллиардов рублей, которые нам никто давать не собирается. Даже несмотря на слова президента Владимира Путина, посетившего Тулу два с половиной года назад и назвавшего город-герой "столицей ветхого жилья". Он обозначил такую ситуацию как "нетерпимую". Но средств для туляков в столице не нашли, а сама область с этой задачей не справится никогда.
Контрольная комиссия посмотрела дела не по всей области, а только в Туле, Суворове, Белеве и в Узловой. Обнаружив при этом множество "мелких" недостатков типа отсутствия принципов, по которым формируется очередность сноса таких домов и постановка их обитателей на очередь, "забывчивости" в принятии соответствующих постановлений местных органов власти, зачисления домов в разряд аварийных без наличия необходимых документов, подписанных задним числом актов и проч.
Любопытно, что даже те относительно скромные средства, которые выделялись на переселение, умудрялись расходовать кое-как. То подписывали договор о долевом участии в возведении дома со строительной фирмой, а потом оказывалось, что в этом доме почти нет одно- и двухкомнатных квартир для такого переселения. Деньги бюджету вроде бы возвращали, но - из-за инфляции - в сильно урезанном виде. В частности, 3,76 миллиона рублей так и числятся в разделе "неэффективное использование бюджетных средств".
Самые любопытные факты выявлены в вопросе пропорциональности предоставления новых квартир жителям "авариек". Обнаружен ряд случаев, когда люди, получив квартиру, разводились и снова прописывались в предназначенном на снос доме (хотя это вроде бы запрещено). Имеются единичные факты повторного получения такими "умельцами" нового жилья.
По-своему "замечательна" ситуация, когда некоторые дома давным-давно разрушились, их нет в природе по 5‑7 лет, но в них по-прежнему прописаны люди. Они продолжают стоять в очереди на получение нового жилья. Наверное, таких страдальцев можно пожалеть: где они проживают в реальности - загадка.
Полный спектр уловок по многократному прописыванию, разводам, приватизации, продаже и "потере" жилплощади по "объективным причинам" продемонстрировали 9 семей в городе Узловая общим составом в 24 человека. Вместо положенных 9‑ти они получили 18 новых квартир, причем на каждого гражданина и гражданку пришлось почти по 29 кв. метров площади при норме в 18 "квадратов". Поверить, что местные чиновники "не знали" про такие махинации, невозможно. Размышлять о причинах их "слепоты" можно сколько угодно. Тем не менее, виновных, как обычно, нет...
Комиссия, выявив эти факты, дала несколько рекомендаций для всех ветвей и уровней власти в области. В частности, речь идет о корректировке программы, разбивке финансирования по годам, привлечении муниципальных и внебюджетных средств, наведении порядка в очередности, эффективном использовании бюджетных денег, принятии необходимых нормативных документов.
Всё это верно. Только вот загадка: зачем заниматься реализацией документа, заведомо нереализуемого?