Подводное братство. Водолазов тренируют, как космонавтов

Дмитрий Борисов / АиФ-Тула

В конце апреля тульские водолазы начинают обследовать дно водоёмов и рек. А 5 мая они отмечают профессиональный праздник. Туляку Алексею Панину, пять лет назад впервые спустившемуся под воду в качестве штатного водолаза структуры МЧС, в этот же день исполнится 26 лет. С представителем этой редчайшей для Тульской области профессии - наш разговор с глубоким погружением в тему.

   
   

Кольца, иномарки

Дмитрий Борисов, «АиФ в Туле»: Алексей, всё-таки водолазы ищут клады или не ищут?

Фото: Из личного архива

Алексей Панин: На клады как-то не особенно везёт. Я, например, занимаюсь аварийно-спасательной работой. Это чаще всего означает, что ищу утопленников.

- Ничего себе у вас специализация…

- Ну эту работу кто-то же тоже должен выполнять. Вот недавно ездили в область доставать из водоёма утонувшую старушку. Нам сообщили, что жила она в частном доме. Калитка выходит прямо на речку Красивую Мечу. Туда уже приезжали кинологи с собаками, те шли по следу, обрывавшемуся на берегу. На кольях старого забора, ограждающего дом, развешены бабушкины вещи, рядом - прощальная записка.

Но это ещё не самое страшное, с чем приходилось сталкиваться. Я как-то извлекал из воды трупы двух девочек 13 и 14 лет. Одна начала тонуть, другая кинулась её спасать - и тоже утонула. Они так и лежали на дне, буквально в метре друг от друга. Это было в Ясногорском районе.

- Очень оптимистичное начало. Что ещё интересного расскажете?

Досье
Алексей Викторович Панин родился в Туле в 1989 году. Окончил Тульский автомеханический колледж транспортного строительства. Проходил срочную службу в армии, в Ногинском спасательном центре. Окончил ТулГУ. Водолаз V разряда 20-й специализированной части ФГКУ «19-й отряд ФПС по Тульской области». В прошлом году получил звание «Лучший водолаз» в региональном этапе VI Всероссийского фестиваля «Созвездие мужества». Не женат.
   
   

- Да нет, подобное, к счастью, случается нечасто. Я, например, как-то помог человеку найти обручальное кольцо, соскочившее у него с пальца при купании. Это было в Куракове. Товарищ женился неделю назад - и тут такой конфуз. Позвонил в МЧС, говорит: «Домой ехать боюсь: жена суеверная и рука у неё тяжёлая». Повезло, что он далеко не заходил в воду, а только плескался у берега. Всего несколько часов поисков - и брак был спасён.

Доводилось вытаскивать машины стоимостью под 2-3 миллиона. Из прудов. Я серьёзно. Почему-то чаще всего именно представительского класса авто не вписываются в поворот рядом с водоёмом. За всё время работы только одна-единственная «нива» затонула. Остальные «утопленники» - иномарки.

Это было под Алексином. Мужик приехал порыбачить, закинул удочки и… уснул. А проснулся оттого, что стало вдруг мокро, темно и совершенно непонятно, где он и что происходит. Оказалось, его машина скатилась по пологому склону в воду. Хорошо ещё, сон у него был чуткий, успел выбраться.

Правила подводного движения

- И, конечно же, о такой будоражащей душу профессии вы мечтали с детства?

- Вовсе нет. Как-то даже не думал об этом раньше. Не я нашёл профессию, а она - меня. После армии устроился пожарным. А спустя полгода в МЧС появились штатные должности водолазов. И мне сказали: одним из них будешь ты. Я и стал. Из моих сослуживцев, кстати, в водолазы пошёл только один человек, сейчас он работает в отряде «Центроспас» в Москве. Но зато многие - в структуре МЧС, по разным специальностям.

- А у вас в армии какая профессия была?

- Профессия была интересная: водитель-химик.

Фото: Из личного архива

- «По образованию я электромеханик, а по призванию - специалист по снижению веса». У вас так же как в анекдоте?

- Нет, всё совершенно серьёзно. Я служил в Ногинске, в 179-м спасательном центре. Это нормально для армии, когда происходит совмещение двух профессий. Как водитель я, понятное дело, управлял транспортом. А как химик занимался приготовлением растворов для дезинфекции техники, оружия, местности. Служил в войсках радиационной и химической защиты.

И именно в Ногинске я потом обучался на водолаза. Это очень серьёзная подготовка. Нас - вместе с будущими космонавтами - погружали в барокамеры. Это такая бочка, в которой искусственно понижается давление и создаётся эффект погружения под воду. Считается, что условия под водой максимально приближены к условиям невесомости. И нужно обладать не только очень хорошим здоровьем, но и иметь отличную выдержку и умение ориентироваться в полной темноте.

- А зачем вам ориентироваться в темноте?

- Да потому что только в кино можно наблюдать красивые подводные съёмки. Где-нибудь в Египте на Красном море, где видимость при погружении - все 20-30 метров. А рядовой водолаз передвигается практически на ощупь. Ну разве что свою ладонь, если поднесёт к лицу, ещё как-то сможет заметить. Водолаз передвигается по дну, цепляет ил, вся эта муть поднимается вверх. Зрительные ориентиры практически полностью отсутствуют. Иногда просто не понимаешь, в каком положении ты находишься, вверх ногами ты или вниз.

Фото: Из личного архива

Чтобы не запутаться окончательно, водолаза контролирует его страхующий напарник. По сути, им управляют сверху. Это происходит благодаря привязанной к телу верёвке. Если, например, водолаз дважды не отвечает на призыв, его тут же, без всяких разговоров, выдёргивают из воды. Считается, что с ним что-то случилось. Существует даже целая система сигналов, построенная по логике частоты и силы подёргиваний этой верёвки.

- И есть свои правила подводного движения? По аналогии с ПДД…

- Ну в каком-то смысле это так. Оно и понятно, ведь водная среда существенно отличается от воздушной. Твои действия ограничены, совершать быстрые телодвижения не получится. Если на улице дует ветер, он не сносит тебя, даже если и сильный.

В воде же водолаза элементарно может унести течением. Поэтому и учат этой профессии так основательно и тщательно.

- И всё это ради того, чтобы выуживать трупы и обручальные кольца?

- Нет, есть разные направления деятельности водолазов. Есть сварщики, есть поисковики, есть ремонтники.

Вообще же для Тульской области это очень редкая профессия. Нас здесь всего четыре человека. Ещё в Щёкине есть спасательная служба областного значения - там работают 6 или 7 водолазов. Вот, собственно, и всё. Но это не учитывая военных водолазов, настоящее число которых достоверно не знает никто, - тайна.

Мы, например, ещё занимаемся ежегодным плановым осмотром пляжей перед открытием купального сезона. Очень скоро нам предстоит начать эту серьёзную работу. Коллеги из спасательной службы осмотрят водоёмы Щёкина и Советска. Нам же, вчетвером, примерно с 27 апреля и до 24 мая придётся прошерстить все оставшиеся пруды Тульской области.

Дайвер водолазу не товарищ

- Как вы провели мегазасушливое лето 2010-го?

- Меня с коллегой отправили на дежурство на один из крупных водоёмов, пользующихся популярностью у отдыхающих. Мы вдвоём на лодке, с 9 утра и до 21 вечера, плавали по пруду. Каждые полчаса мы оповещали граждан о правилах безопасности, о том, как нужно вести себя на воде. И так каждый день. Весь август. Люди от тогдашней жары просто сходили с ума. Кто-то купался пьяным, кто-то нырял в неположенном месте. Один мужчина побежал по мосту, хотел прыгнуть в воду, но вместо этого со всего маху рухнул на доски. Мы срочно вызвали «скорую», подумали, что он сломал позвоночник. Но, к счастью, обошлось. Как и в остальные дни.

Водолаз в нашем регионе - профессия «штучная». Фото: АиФ-Тула/ Дмитрий Борисов

- Есть ли какие-нибудь сообщества водолазов наподобие дайверских? Наш бывший градоначальник Прокопук, как известно, тоже каждый сезон доставал бутылки со дна пруда в Центральном парке, чтобы потом рассказать об этом газетам и телевидению. И своим именем популяризировал дайверство как таковое.

- Мы дружим с водолазами из 106-й десантной дивизии. А вот называть водолаза дайвером - это оскорбление. Это любители, у которых нашлись средства на покупку костюма и билета в экзотическую страну, но не нашлось желания и времени как следует подготовиться к спуску под воду. А вода ошибок не прощает. Надо популяризировать безопасный спуск под воду.

- В Туле последнее время наблюдается странный ажиотаж не менее странного скульптуростроительства. Ёжик в кремлёвском скверике, которому «начистить нюх» не приходил только ленивый (последними были фанаты «Спартака»). Была идея сделать памятник тульскому мужику, бросившему пить и курить. А теперь мы все ждём появления на свет блохи-киборга. Может быть, лучше возводить памятники спортсменам, рабочим, врачам, сельхозпроизводителям? Как это было в советском прошлом. Или, например, водолазам. Вот и будет вам слава.

Фото: Из личного архива

- У нас же есть олимпийская чемпионка Ольга Слюсарева. Можно установить ей прижизненный памятник. И насчёт врачей и рабочих тоже хорошая идея. Можно было бы ещё открыть у нас даже не памятник, а целый музей, посвящённый десантникам. Как в Рязани. А водолазам… Нет подходящего масштаба профессии в Туле для запечатления в бронзе.

- Не могу не спросить о воинах в вашей семье…

- Мой дед Иван Петрович Панин был лётчиком. Он тоже занимался исследованием пространства, но только надводного ландшафта. Составлял карту местности, осматривая землю с воздуха. Когда началась война, ему было 14 лет. Он жил в Дубенском районе.

В дедовой деревне, как он рассказывал, немцы однажды бросили танк, спасаясь бегством от советских солдат-освободителей. В 1943-м, когда деду исполнилось 16 лет, его призвали на фронт. Говорит, положение иной раз было такое, что 3-4 человека отбивались одной винтовкой. Но наши бойцы выстояли.

Мой дед до сих пор с нами. Я поздравляю его и всех ветеранов с наступающим Днём Победы. Крепкого вам здоровья и огромное человеческое спасибо за ваш подвиг. Буду счастлив увидеть вас на параде Победы, в котором наш маленький коллектив обязательно примет участие.

Смотрите также: