Тропа, ведущая на Эльбрус - тулячка дважды поднималась на вершину Европы

Мария СМИРНОВА / Из личного архива

Лето закончилось. Но активные туляки говорят: здравствуйте, путешествия! А некоторые добавляют: здравствуй, новый я! Стоит хотя бы немного выйти за пределы обыденного, как многие привычные вещи могут предстать перед нами в совершенно ином ракурсе. Одним из вариантов такого выхода могут стать походы - пешие, с рюкзаком за спиной, водные или, скажем, велосипедные. «Возвращаясь в город, заново приходится привыкать к тому, что для жизни нужны, например, деньги, - говорят завсегдатаи-путешественники. - К тому же в походе человек полностью раскрывается. Полезно узнать, в том числе и для себя самого, каков ты есть на самом деле».

   
   

В походном портфолио тулячки Марии Смирновой - пять серьёзных путешествий. В их числе - два восхождения на Эльбрус. Сегодня она гость нашей редакции.

Восхождение на Эльбрус

- Зачем вы отправляетесь в походы? Это же не в отпуск поехать по системе «всё включено» - не расслабишься.

Досье
Мария Александровна Смирнова родилась 6 декабря 1987 года в Алексине. Образование - кафедра теологии, гуманитарный факультет Тульского государственного университета. Аспирант кафедры философии ТулГУ. В настоящий момент работает в пиар-отделе госучреждения культуры Тульской области «Объединение «Историко-краеведческий и художественный музей»».

- Для кого-то важным является именно сам факт того, что человек сделал это - выдержал время похода, взобрался на вершину, доказал что-то сам себе. Кто-то идёт за красотами. Эстетическая составляющая практически любого путешествия действительно всегда очень сильна. Другие идут за неким опытом, который считают мистическим. Скажем, напитаться энергией гор. Кого-то привлекает адреналиновый драйв. Лично мне интересен сам процесс путешествия. Поэтому не слишком бы расстроилась, если бы не поднялась на вершину того же Эльбруса. Тем более что находиться там приятного мало: пронизывающий ветер, слепящее глаза солнце, во много раз усиленное сиянием снегов. Восхождение осуществляется в основном ночью - во избежание дневной жары. Идти долго. Выйдя примерно в полночь, я добралась до вершины где-то к 10 часам утра. Высота - 5 621 м над уровнем моря. Достигнув этой точки, наша туристическая группа была выше всех. И в России, и в Европе.

Ещё для меня важна красота. Обычно в походы мы ходим в августе, это во многом благоприятное время и по температуре, и по осадкам. И в это же время обычно бывает много цветов. Это очень впечатляет. Я сначала, помню, даже не могла поверить в реальность происходящего. Такое ощущение, что вокруг тебя не мир, а фотообои. Долго потом снились пейзажи и всплывали в памяти ландшафты.

Кстати, в Туле живёт турист, которому уже седьмой десяток, но он до сих пор ходит в походы. Его зовут Александр Эдмундович Миллер.

   
   

А на Эльбрус, помню, один из путешественников взял с собой 11-летнего сына, мужественно терпевшего лишения и преодолевавшего препятствия.

Конечно, нужно быть в форме, прежде чем куда-то отправляться. Есть коммерческие походы, в которых предполагается, что отправиться в них может кто угодно, даже если идёт впервые и без малейшей подготовки. Многие путешественники скептически относятся к этому. Я, например, к первому своему походу готовилась больше месяца - регулярно бегала по несколько километров по два раза в неделю.

Поход - дело коллективное. Фото: Из личного архива / Мария СМИРНОВА

Кстати, для новичков наступает отличное время для спокойной и глубокой подготовки. Если, конечно, не терять осень и зиму даром.

- Расскажите о первом вашем походе.

- Это был Кавказ, плато Лаго-Наки. Длился около двух недель, что считается вполне оптимальным сроком для путешествия. Я тогда только окончила кафедру теологии ТулГУ, думала о поступлении в аспирантуру, что позже и осуществила. В промежутках между этими двумя событиями и состоялся мой первый поход вместе с тульским туристическим клубом «Ирбис», руководителем которого является Александр Викторович Ефимов. Второй был через год - Алтай. Это путешествие более рискованное, климат там суровее. На самом деле то, что ты ощущаешь во время путешествия, описывать сложно, это надо чувствовать и видеть. Рассказ и фотография лишь частично передают ту атмосферу.

Там всё настоящее

- Как технически осуществляется поход?

- Есть руководитель, есть те, кто отвечает за приготовление пищи, есть фотограф, есть летописец - человек, ведущий путевой журнал, записывающий всё происходящее. Руководителя нужно слушаться. Он отвечает, разумеется, за всё происходящее, но если кто-то оторвётся от группы и посчитает нужным побыть в одиночестве в каком-то понравившемся ему месте, никто не может гарантировать, что на него не нападёт, например, медведь. Тут я утрирую, потому что все маршруты, по которым идут туристы, - это хоженые тропы и опасности такого рода там минимизированы. Но всё равно могут быть неожиданности. Наша группа, например, однажды стала свидетелем камнепада - мы были в безопасном месте в тот момент, но близость происходящего и масштабность была поразительна. Стоял такой грохот, который сложно с чем-то сравнивать. Поход - дело коллективное. Быть индивидуалистом небезопасно.

Люди, долгое время находящиеся в непосредственной близости друг с другом, в далёких от комфорта условиях, когда поблизости даже нет населённых пунктов, раскрываются полностью. Если ты сходил с человеком в поход и всё было нормально, значит, на человека этого впредь точно можно положиться.

Вообще, с точки зрения психологии очень многое меняется во время путешествия. Начинаешь по-другому относиться к тому, что мы привыкли считать само собой разумеющимся. Например, к элементарному комфорту: сон в кровати, а не в спальном мешке, душ, домашняя еда, тепло, крыша над головой. Понимаешь важность этих простых вещей. И наоборот, то, что многим кажется сверхценным, утрачивает своё значение. Например, деньги. В походе они практически не нужны, про их существование просто забываешь. Настолько, что заново приходится привыкать к необходимости их использования. Становится очевидным чуть ли не рабское положение современного человека - неизбежность быть встроенным в систему ценностей.

В походе нет ничего лишнего. Каждая вещь важна, безделушки будут создавать дополнительный вес и потому исключаются. Отношения между людьми искренние и честные. Всё как на ладони. Всё настоящее. «Звёздное небо над головой и нравственный закон внутри нас».

К слову, когда люди узнают, что у меня теологическое образование, интерес возникает неподдельный. Собираются у костра, чтобы расспросить о многом. Походная обстановка располагает к мыслям о действительно важных вещах.

«Мы были выше всех в России и Европе». Фото: Из личного архива / Мария СМИРНОВА

Как гору покорить

- В нашей группе - студенты и педагоги, дизайнеры и механики, инженеры и гуманитарии. Даже школьники. Я, например, сейчас работаю в тульском музейном объединении.

- Полагаю, сегодня тульского студента или школьника привлечь к музею по трудозатратности - наверное, то же самое, что взобраться на гору.

- Тульская музейная жизнь испытывает те же трудности, что и музеи других городов России, за исключением столичных. Музеи мало интересуют молодёжь, и её привлечение как раз и есть наша первоочередная задача. Как правило, наши мероприятия малобюджетны и не столь ярки, поэтому они с трудом конкурируют с клубами и центрами развлечений.

Хотя нельзя не отметить, что в последнее время всё же наблюдается позитивная тенденция и городская администрация всё больше уделяет внимания внешнему историческому облику центра города. Обновился краеведческий музей, открылся центр патриотического воспитания молодёжи, реставрируется комплекс Тульского кремля, возрождаются тульские промыслы. Правда, деятельность тульских мастеров мало востребована на родной земле. Зато высоко ценится в столице.

Музей со своей стороны может поддержать их лишь информационно, но не обладает финансовыми средствами, которые необходимы для полноценного существования и процветания традиционных промыслов Тулы.

Но, конечно, в музее трудиться можно и нужно, прежде всего это приносит большое удовлетворение. И пусть не хватает средств, но именно от работы экскурсовода, музейного смотрителя, менеджера и методиста зависит имидж, который мы создаём для центра культуры, коими являются наши музеи.