Немного обманывать. А. Соловьёв об академической музыке и Михайловском

В Туле прошел VI Международный конкурс хоровых дирижеров имени И. А. Михаловского. Tula.aif.ru пообщался с членом жюри, художественным руководителем Тульского государственного хора Александром Соловьёвым о месте академической музыки в современной жизни.

   
   

Михайловский – это связь времен

Сергей Гусев, tula.aif.ru: Александр Владиславович, вы сейчас руководите знаменитым нашим хором имени Михайловского. Но сами с ним никак ведь не пересекались?

Александр Соловьёв: Нет, конечно. Иосиф Александрович ушел из жизни в 1996-м, а я тульский хор возглавил в 2016-м. Но до сих пор остались в коллективе певцы, которые помнят непосредственно Михайловского как художественного руководителя. Один из них Яков Яковлевич Нускольтер. Он работает в хоре больше, чем мне лет, представляете? Уж он-то изнутри знает, как все было при Михайловском. В прошлом году фирмой «Мелодия» и Тульской областной филармонией была поддержана моя инициатива переиздать пластинку «Без тебя» с песнями Яна Френкеля, записанная в 1978 году. С хором тогда сотрудничали выдающиеся музыканты. Вообще сейчас есть определенный тренд на возвращение к лучшим музыкальным традициям, которые были в середине двадцатого века. Мы переиздали эту пластинку на компакт-диске, на цифровых носителях, как бы дали ей вторую жизнь.

– Что вам казалось главной задачей, когда начинали работать в Туле?

– Вернуть коллектив к тому, чтобы он был готов принимать участие в самых серьезных творческих акциях. Сейчас хор приглашается на престижнейшие фестивали. Например, на зимний фестиваль искусств Юрия Абрамовича Башмета в Москве и Сочи. Мы издали «Реквием» Моцарта, где Тульский государственный хор исполнял это сочинение со сцены Московской консерватории совместно с калужским оркестром. То есть коллектив в состоянии решать любые творческие задачи серьезного уровня.

– Чем, вы считаете, важно сейчас для Тулы и для музыкальной жизни России имя Михайловского?

– Есть какие-то имена в исполнительском искусстве, которые осуществляют связь времен. Михайловский – это воспитанник Московской консерватории, кафедры хорового дирижирования. Он учился у завкафедрой хорового дирижирования Василия Петровича Мухина. У этого же профессора учился выдающийся хоровой дирижер, который основал камерный хор Московской консерватории Борис Григорьевич Тевлин. Это пересечение очень важно.

   
   
Иосиф Михайловский Фото: Тульская областная филармония

Когда меня приглашали в Тулу, и я узнал, что Михайловский – выпускник Московской консерватории, у него тот же профессиональный корень, меня это дополнительно привлекло. На протяжении сорока лет Михайловский возглавлял один из лучших региональных хоровых коллективов. Его именем названа тульская областная филармония, это важно с точки зрения взгляда на наше хоровое дело.

– А как появился конкурс хоровых дирижеров?

– Когда меня пригласили возглавить Тульский государственный хор, я подумал: как еще можно дополнительно сфокусировать внимание на том, что сейчас происходит в хоровой жизни Тулы? Пришла идея создать конкурс хоровых дирижеров. Но большом конкурсе фокус внимания обязательно должен быть к определенной персоналии. Какая могла быть выбрана другая персоналия в контексте Тулы, Московской консерватории? Ее другой просто не могло быть, только Михайловский.

Михайловский - с баяном. Летное училище, 1940 год. Фото: Тульская областная филармония

Не хор в тебе, а ты в хоре

– Вы - чрезвычайно занятый человек. Почему согласились еще и на руководство Тульским хором?

– Для любого музыканта творческая востребованность – это краеугольный камень. Действительно, в моей биографии очень много административных, организационных обязанностей, которые уводят меня в другую сторону от музыки. Но я в первую очередь выпускник Московской консерватории как хоровой дирижер. Волею судеб возглавляю один из лучших студенческих коллективов не только нашей страны, а всего мира – камерный хор Московской консерватории. Но обязательно должен быть и тренинг профессиональным хором. Судьба мне подарила возможность работать с региональным коллективом, в названии которого тоже есть статус государственного, который он получил еще в 1949 году после московских гастролей. И если говорить о занятости, то да, я, кроме того, организатор целого ряда музыкальных фестивалей. Это осенний хоровой фестиваль имени Тевлина, международный открытый фестиваль искусств «Дню Победы посвящается», фестиваль «Рожденные Россией». Раз в пять лет я организую фестиваль, посвященный творчеству Родиона Константиновича Щедрина.

– Он ведь тоже туляк.

– Его дед был регентом алексинского храма. В прошлом году, в дни когда отмечалось девяностолетие со дня рождения Родиона Константиновича, нам удалось осуществить идею исполнить его русскую литургию «Запечатленный ангел» непосредственно в соборе, где был регентом дед Родиона Щедрина. Был полный зал. Я считаю, это одно из важнейших моих художественных достижений. Концерт прошел в исторической локации, которая обладает такой магией притяжения. Родион Константинович горячо приветствовал это исполнение. Мы вообще на постоянной с ним связи – человеческой, художественной, творческой.

– Что такое вообще для человека хоровое пение?

– Это общность людей, духоподъемное ощущение. Сейчас при Тульской филармонии создан любительский хор. Им руководят наши хормейстеры, Тульского государственного хора. Это говорит о том, что люди по зову сердца приходят сюда и хотят музицировать. В этом искусстве что удобно и комфортно – не надо обладать какими-то запредельными музыкальными знаниями. Нужно иметь очень хороший слух и определенные голосовые возможности, пускай даже они скромные. Самое главное не петь фальшиво. Как сказал мой коллега, в хоре самое главное петь на шестьдесят процентов, а на сорок процентов слушать. Это замечательная мысль.

Фото: Тульская областная филармония

– То есть голос для оперного пения не обязателен?

– Даже более того – сильные вокальные голоса вредны в хоре. Задача хормейстера сделать унисон в партии. А этот унисон легче воплотить, если голоса камерные. Раньше как певцы пели – каждый по своим партиям. А теперь поют только по партитурам. Хоровой певец видит не только свою строчку, а и то, что поют соседи. И вот такой стереоэффект очень важен для общего понимания того, что происходит. Важно умение ассамблировать, работать в ансамбле. Это своего рода модель общества, когда человек должен подчинить личное  общей, коллективной исполнительской задаче. Не хор в тебе, а ты в хоре.

Сильные вокальные голоса вредны в хоре.

Стадионы зрителей

– Как считаете, хоров должно быть много?

– Много, конечно. Я часто езжу по регионам, и многие коллеги жалуются, что у них есть серьезные коллективы, но нет профессионального хора. Они не могут найти ресурсную базу для того, чтобы создать свой хоровой коллектив.

– При этом хоры сейчас отчасти в себе. Как искать дополнительный выход на публику, новых слушателей?

– Это одна из моих главных задач – как сделать так, чтобы раздвинуть наше музыкальное поле для публики. Конечно, в первую очередь за счет грамотного подбора репертуара. Например, мы в свое время в Московской консерватории подготовили программу «Дорогами Высоцкого». Были сделаны специальные аранжировки для хора, для органа. Мы пригласили на концерт сына Высоцкого Никиту Владимировича.

– И как Высоцкий звучит в исполнении хора?

– Замечательно. Никита Высоцкий сказал: никогда не думал, что мой отец войдёт в консерваторию в парадную дверь, а не откроет ее с черного хода. Всегда можно переосмыслить репертуар.

– Хор времен Михайловского тоже, кстати, шел по этому пути, исполнял эстрадные песни.

– И у них имелись очень вкусные аранжировки. Были люди, которые могли специально переложить музыку, чтобы она зазвучала новыми красками.

– Хоровому пению, как и симфонической музыке вообще у нас ведь явно не хватает хороших пропагандистов. Согласны?

– Нас сейчас пригласили принять участие в шоу «Музыка Циммера». Это известный композитор, который пишет музыку к голливудским фильмам. На него собираются стадионы зрителей.

В Москве, в Санкт-Петербурге. Месяц назад был этот проект. Стадион зрителей – десять тысяч. Это явно были те люди, которые никогда не придут в консерваторию. Но они приходят на шоу, где могут услышать симфонический оркестр, могут слышать звучание хора. Публику сейчас нужно где-то немного обманывать – давать видеоряд, светоэффекты, цветомузыку.

– А что, симфонический оркестр может звучать на весь стадион?

– Если есть хороший, грамотный звукорежиссер, который умеет вывести исполнение на весь зал, то да.

– А возможны какие-то телепроекты типа «Перепой звезду», но с симфонической музыкой, классическим хоровым пением?

– Нужно находить жанровые стыки, которые могли бы с одной стороны привлекать рекламодателей, а с другой продвигать наше академическое искусство. Мне, например, сказали, что на «Ну-ка все вместе» будет целый заезд с хорами. Еще планируется какой-то проект «Лучший хор». Все постепенно происходит. Слава богу, сейчас есть люди в руководстве нашей страны, которые понимают, что такое хоровой жанр. А если они есть, значит есть кому способствовать, чтобы наше хоровое искусство развивалось в поступательном направлении.