В пятый раз в областной столице прошёл Всероссийский фестиваль дирижёров и солистов профессиональных оркестров русских народных инструментов «Серебряные струны».
Идея в 2015 году зародилась у главного дирижёра оркестра народных инструментов Тульской областной филармонии Владимира Аленичева, которому в этом году исполнилось 50 лет.
Незримый фундамент
Музыкальный путь Владимира Витальевича начался в семь лет. Схема стандартная – в школу пришли два преподавателя по классу домбры и балалайки, показали инструменты, сыграли, записали всех желающих, которых на первом этапе – добрая часть класса. Девочки – на домру, мальчики – на балалайку.
Как это обычно бывает, из записанных приходят в музыкальную школу в несколько раз меньше, остаются ещё меньше, а продолжаются творческую карьеру единицы. Среди этих единиц и оказался Владимир Аленичев.
«Мои родители не были профессиональными музыкантами, но оба учились играть на аккордеоне, который звучал у нас на каждом семейном празднике, - рассказывает музыкант. – Наверное, именно на этих домашних посиделках и закладывался незримый фундамент на будущее, зарождалась любовь к русской песни, к русской музыке. Ведь так или иначе эти воспоминания остаются с нами на всю жизнь».
От балалайки до гуслей
Вся творческая жизнь Владимира Витальевича неразрывно связана с музыкой. На балалайке он не остановился и вторым инструментом его жизни стали гусли. И вновь помог случай.
«Несколько лет назад в Туле был лишь один преподаватель по классу гуслей - Наталья Григорьева. У нас она задержалась всего на пару лет, после чего обратилась ко мне: «Я никому кроме тебя не могу отдать своих учеников». Пришлось изучать неведомый мне на тот момент инструмент, изучать практики других регионов, которых кстати немало».
Изучение древне-русского инструмента увлекло Владимира Витальевича на столько, что он стал не просто преподавателем, а взрастил множество победителей Всероссийских и международных конкурсов. Среди них обладательницы золотых медалей Молодёжных Дельфийских игр России Иоанна Зубенко и Влада Андрияненко.
Кроме того музыкант и преподаватель создал методические пособия для детских музыкальных школ по игре на гуслях.
«Мне кажется, я смог создать что-то среднее из того, что предлагается в регионах, где этот народный инструмент более популярен».
Владимир Аленичев признаётся, что вопрос «на чём играть сложнее – на гуслях или балалайке?» слышит часто и всегда отвечает: «Играть на любом инструменте очень сложно. «Вы должны играть так, чтобы все говорили, что это легко», – так я говорю ученикам, и никто не должен знать о мозолях, сбитых пальцах и прочих издержках профессии. Музыку надо любить».
И продолжает: «Мне нравятся все инструменты, на которых исполнитель играет классно. Если человек выходит на сцену, он должен показывать мастерство».
Музыка – пластилин
В 2014 году Владимир Витальевич назначен художественным руководителем и главным дирижёром Оркестра русских народных инструментов «Тула» Тульской областной филармонии.
«Дирижёром я стал благодаря лучшему педагогу – Виктору Бригу. Он заложил основы профессии и определи вектор, когда я даже не планировал работать в этом направлении».
Аленичев признаётся, что дирижёрство – большая ответственность. Музыкант, хоть и является частью оркестра, в первую очередь отвечает за свою партию и исполнение. Для того чтобы исполнение каждого стало единым целым, руководителю необходимо создать атмосферу и донести идею.
«Дирижер – это художник, перед которым есть палитра красок – разных тембров. Всё это надо замешать красиво, гармонично, интересно. Это большая ответственность. На сцене всегда можно сиюминутно что-то изменить. Музыка – это пластилин, в который всегда можно добавить штрих. Например, скульптура – это застывшее искусство, она уже закончена, в музыке же всегда остаётся небольшой знак вопроса», - говорит дирижёр.
На сцене всегда можно сиюминутно что-то изменить.
Для детей
Более 40 лет Владимир Витальевич отдал музыке, которая вдохновляет его и даёт силы, на преподавание и дирижерство каждый день.
«Переключаться с одного вида деятельности на другой не просто, но мы справляемся. Большинство наших музыкантов также совмещают работы в оркестре с преподаванием».
Как рассказывает дирижёр, оба рода деятельности перекликаются и пронимают друг в друга.
«Весной у нас проходит фестиваль детского творчества «Ступеньки мастерства», в котором участвуют как учащиеся музыкальных школ, таки студенты колледжей. Они выступают как солисты в сопровождении оркестра народных инструменты. При этом юные музыканты играют не только на народных инструментах, у нас часто также звучат скрипка, флейта, фортепьяно, гитара».
И всё же молодое поколение не рвётся в музыкальные школы, а у филармонии не стоят очереди из желающих примкнуть к оркестру. Проблема одна – нехватка кадров.
Причин, как уточняет Аленичев, несколько – близость к Москве, а также недостаток рекламы.
«Чем чаще музыка определённого стиля звучит, тем она популярнее. Однако говорить о полном закате нашего направления нельзя. Когда даже эстрадники берутся за народные песни, то это уже тоже воя лепта – дети слушают, запоминают слова и знакомятся с народным творчеством хотя бы так. О качестве исполнения говорить не будем. Мы же со своей стороны стараемся придумать что-то новое, результатом чего и стал наш фестиваль «Серебряные струны». Он даёт возможность соприкоснуться с яркими страницами музыки разных регионов нашей страны, привлекает интерес к исполнительскому искусству на народных инструментах и самое главное – фестиваль неизменно становится ярким и незабываемым событием для публики, центром притяжения для зрителей всех возрастов, подлинным праздником для всех, кому дорога национальная культура».