Симфонический оркестр в Туле был в довоенные годы, в 1941 году выступал на фронте, а спустя время был расформирован. Долгожданное воссоздание оркестра произошло в знаковое время – в год 80-летия Тульской областной филармонии. О подробностях рассказывает дирижёр оркестра Владислав Лаврик – гость «АиФ в Туле».
Начнём, пожалуй, с фортепиано
- Я очень рад, что в Туле мне дали возможность создать не камерный, а именно симфонический оркестр. Всех участников оркестра я прослушивал и отбирал лично. Думаю, у нас вышла неплохая команда. В новом оркестре играют музыканты из Тулы, Москвы, Ростова, Волгограда. Все они постоянно проживают в городе оружейников. Возможно, на некоторые выступления мы будем приглашать музыкантов из других регионов, но основной костяк у нас сформирован. И уже с этим составом нам есть что показать и чем удивить наших слушателей.
Антонина Поздняков, «АиФ в Туле»: - Владислав Михайлович, вы, в отличие от своих музыкантов, живёте в Москве, кроме того, являетесь главным дирижёром камерного оркестра в Оренбургской филармонии. Помимо этого вы продолжаете и карьеру музыканта. Как всё удаётся совмещать?
- Не буду лукавить, это непросто – особенно совмещать работу в оркестре и сольные выступления. Необходимо находить время на то, чтобы играть на трубе, и на то, чтобы готовить партитуры. Но я влюблён в свою профессию, поэтому, наверное, мне удаётся всё это совмещать.
- Вы начинали как пианист, позже сменили фортепиано на трубу. Почему?
- Я считаю, что всем инструменталистам необходимо начинать заниматься музыкой с фортепиано: для того, чтобы развить умение видеть музыкальные фразы, читать с листа. А вот труба, в отличие от фортепиано – инструмент очень сложный в плане звукоизвлечения: нужно думать о том, с какой силой нажать клапан, насколько глубоко вдохнуть и выдохнуть.
На фортепьяно же нет таких проблем, а, значит можно думать о мелодике, напевности, музыкальных ударениях и т.п. Лично мне игра именно на этом инструменте помогла в моей дирижёрской карьере – благодаря фортепиано я научился читать партитуры.
Кстати, я считаю, что умение играть на нескольких инструментах значительно расширяет исполнительские способности музыканта. Мне воспоминается история создания Кливлендского симфонического оркестра, одного из самых известных и успешных коллективов США. Оркестр был создан из членов одной семьи, каждый из которых играл на разных инструментах. Его основатель, глава семейства - на трубе, виолончели и на скрипке. Его дети также владели умением играть на нескольких инструментах.
Вместе со звёздами
- Вы являетесь лауреатом президентской премии. Что значит для вас эта награда?
- Мои труды, инициативы и творческие успехи были отмечены профессиональным сообществом, мне было оказано доверие и теперь на мне есть определённая ответственность это доверие оправдать. Получение таких высоких наград – знак того, что ты двигаешься в правильном направлении.
- В Туле в этом году вы провели уже второй мастер-класс для детей, которые учатся играть на духовых инструментах. Как вы оцениваете будущих музыкантов?
- Мне кажется, что в целом по России существуют сегодня проблема с духовиками – их мало. Однако талантливые ребята всё-таки находятся, пусть их и немного. Поэтому ценность подобных мастер-классов сложно переоценить. Существует и ещё одна проблема, характерная не только для провинции, но для Москвы и Санкт-Петербурга. По этому направлению не так много хороших педагогов. Нам необходимо подготовить большое количество соответствующих кадров, причём в этом деле очень важен обмен опытом, информации. Музыкальным педагогам нужно больше взаимодействовать. В США и Европе преподаватели музыкальных училищ встречаются, обмениваются опытом, организуют совместные концерты со своими учениками. Тем более, всё это более чем доступно – в наш-то век высокоразвитых коммуникаций и интернета.
И мы нашим детям – вспоминая именно этот пример – даём возможность реализовать себя на большой сцене. Практически на каждом фестивале они играют в оркестре совместно с известными музыкантами. Например, вы не могли не заметить юную скрипачку, которая выступала на нашем премьерном концерте в филармонии. Это Катя Щадилова из Тулы, которая занимается в тульском Центре одарённых детей. Ей всего 12 лет, но в её творческом портфолио уже есть такое серьёзное выступление.
Не надо заставлять детей заниматься. Прикладывать усилия следует только в том случае, если у ребёнка есть предрасположенность к музыке. А это всегда видно и слышно – есть ли у ребёнка слух, наличествует ли чувство ритма.
Это вам не симфо-рок
- Роль личности педагога и его отношения к ученику, безусловно, очень важна. Но если у ребёнка нет желания, даже самый «золотой» учитель потерпит фиаско в деле обучения и воспитания. Как замотивировать юного музыканта?
- Не надо заставлять детей заниматься. Прикладывать усилия следует только в том случае, если у ребёнка есть предрасположенность к музыке. А это всегда видно и слышно – есть ли у ребёнка слух, наличествует ли чувство ритма. Открою вам небольшой секрет: заниматься по несколько раз в день мало кому хочется, даже взрослому. Не говоря уже о ребёнке. Как замотивировать? Наверное, об этом должны думать родители. Например, если ребёнка нравятся аплодисменты и нравится выступать на публике, можно сделать акцент на этом. У каждой семьи свой секрет.
- Сегодня стало модно, когда симфонические оркестры играют рок-классику. Как вы относитесь к такому явлению?
- Для филармонического оркестра, думаю, это излишне. Поверьте, мнение о том, что академическая классика для многих скучна – это стереотипы, основанные на чьём-то субъективном мнении. В классике очень много жанров, она самобытна, и, чтобы завоевать внимание зрителей, вовсе не обязательно исполнять рок-хиты. Для классической музыки лучше всего подойдёт именно классический репертуар.