Тула становится туристической державой

   
   

Николай Травин, заместитель директора музея «Куликово поле», считает, что история, как математика,- наука точная. Вот только заблуждения бывают добросовестные и недобросовестные.

С умным видом

 «АиФ в Туле»: -Николай Юрьевич, правда ли, что у вас увольняют сотрудников, выразивших сомнение в том, что Куликовская битва состоялась на территории нашей области?

Н.Т.: - Это провокация с вашей стороны! Таких просто не берут к нам на работу. В музей, на небольшую нашу зарплату, идут только убеждённые люди. Это место, где работать надо, имея свои принципы и свою философию.

 У Александра Солженицына есть ранний рассказ «Захар Калита». Писатель приезжал на Куликово поле, когда ещё не существовало «Круга первого» и «Одного дня Ивана Денисовича». Музея в тех местах тоже не было. Но зато был местный пастух Захар, постоянно пьяный, в засаленной телогрейке. Он играл роль экскурсовода. Доставал тетрадь и с умным видом вносил данные каждого приезжавшего. Посетители давали ему на бутылку, и он рассказывал посвоему про Куликовскую битву: эти шли отсюда, а те навстречу, пули свистали, били по кольчугам. Как мог, так и интерпретировал сражение. Прихлёбывал из горлышка, важно

повествовал и сам в это свято верил.

 Тетрадь его мы, к сожалению, не разыскали, а пастуха ещё помнят в деревне.

«АиФ в Туле»: - Власти говорят об оптимизации музеев, где как раз и работают убеждённые и фанатично преданные своему делу люди. Эти предприятия культуры нерентабельны, доход в казну не приносят. Разве что сеют разумное, доброе, вечное...



 Н.Т.: -Понятие рентабельности в отношении музеев и библиотек грамотными людьми в мире вообще никогда не применялись. В культуре есть масса отраслей, которые рентабельны и нерентабельны. Допустим, попса, кинематограф. Но библиотеки во всем мире не дотируются, они финансируются.

 Мировые музеи зарабатывают меньше одного процента нормального содержания. Я подчёркиваю, нормального, а не как у нас, когда коммуналку музеям забывают оплатить.

Лувр, освобождённый от всех налогов, платит во французскую казну символический 1 ливр. У Лувра 200 своих магазинов с сувенирами, успешно продаваемыми. Это самый посещаемый музей мира. Так вот, всё, что зарабатывает один из самых ярких французских музеев с продаж билетов и выручки из магазинов, составляет 6% его бюджета.

Главная функция музеев - это хранение, вторая - научноисследовательская, только третья - социальная или, как раньше говорили, просветительская. Давайте превратим хранилища в магазины. Хранимые национальные ценности будем распродавать. В городе идёт некий процесс попыток на чём-то сэкономить в культуре. Кто-то наивно думал, что к нам придёт губернатор-олигарх и все свои деньги подарит Тульской области. Но мы на Владимира Сергеевича в другом плане надеемся - в плане понимания им жизни, его знаний, умений и т.д.

Чиновник должен разговаривать

 «АиФ в Туле»: -Это ваш комплимент, переданный через нашу газету губернатору?



Н.Т.: - Нет, просто я первый раз встречаю губернатора, с которым можно просто разговаривать. У Николая Васильевича Севрюгина были свои плюсы и минусы, но с ним невозможно было разговаривать. С Василием Александровичем Стародубцевым обсуждать что-либо было сложно по одной простой причине: любое его слово имело такой вес, что говорить что-то своё не представлялось возможным. Не могу это не сказать при всей величайшей к нему благодарности, он очень много сделал для нас. И мы, возможно, назовём его именем улицу одного из населённых пунктов Куликова поля. Но я вспоминаю одну историю приезда к нам Стародубцева. Наши реставраторы объясняют ему, что в колонне всё оставим как было, но чугунные болты надо менять однозначно, невозможно их сохранить при наших осадках. Василий Александрович взглядом седого орла посмотрел на всех и глубокомысленно заметил: «Вы думаете, что чугунные болты  это невозможно?» Это прозвучало так, что мы ощутили себя находящимися на пороге научного открытия. Естественно, возразить ему было нельзя.

 Вячеслав Дмитриевич Дудка сейчас в трудном положении, я не хотел бы давать никаких оценок. Этот умный мужик благодаря своему нарциссизму стал притчей во языцех. Его вспышки самолюбования очень затрудняли беседу.

 Владимир Сергеевич Груздев… Я увидел у него много московского пиара. Этой бизнеслогике трудно давать оценку, давайте подождём результатов.

 За бездействие не наказывают

«АиФ в Туле»: - Исторический центр скоро превратится в единый торговый комплекс. Старинные здания сносят, облик города меняется до неузнаваемости. Тула может потерять своё лицо. По-вашему, это нормально?



Н.Т.: - Первым проектом, разрушившим исторический облик города навсегда, было здание «белого дома». Сегодня гораздо сложнее было бы доказать необходимость возведения ещё одного торгового центра на площади Ленина, если бы рядом не возвышался «белый дом». Помоему глубокому убеждению, на месте нового торгового центра должен стоять чиновничий корпус. Это принесло бы большую пользу жителям Тулы и области. Сейчас человек из района должен ехать в кадастровую палату в глубь тульского Заречья, затем в Росрегистрацию на улицу Сойфера. Есть ещё масса федеральных организаций, которые у нас разбросаны по всей Туле. И человек,

приезжающий из деревни, должен полдня колесить, чтобы что-то оформить. Представляете, если бы здесь возникло новое строение в рамках кремля и «белого дома», а с учётом их архитектурных особенностей и были собраны все эти службы - и федеральные, и городские, и областные. Пришёл в одно здание и решил все свои вопросы. Это была бы реальная помощь и жителям региона, и приезжим.

Нам грех чтото говорить про торговый центр, потому что все обязательства перед музеем «Куликово поле» Рафик Гарникович Папян выполнил. Но как рядовой житель Тулы я не рад той архитектуре, которая возникла. Я не уверен, что торговый центр самый социальный проект. Но это проблема не только Тулы. Люди по всей стране вкладывают деньги в недвижимость. В этой ситуации очень много зависит от власти. Взять недостроенный театр кукол. Нынешние театры живут подругим законам, нежели в советское время. Когда проект только обсуждался, уже тогда было ясно, что театр не выживет только из-за своей коммуналки. Но всё равно стали строить, и наши чиновники умудрялись вбухивать бюджетные деньги в надежде, что придут ещё. Выкинули колоссальную сумму, а надо было продать здание ещё 20 лет назад, меньше бы теперь пришлось строить торговых центров. И не возник бы коммерческий «Утюг» на месте старинного здания XIX века.

 «АиФ в Туле»: -Вас не поразила история старинного дома на ул. Металлистов, стена которого перекосилась в одночасье?



Н.Т.: - Очень бюрократическая история. Чиновник в России должен не просто работать, он должен служить. Невозможнодля российского госслужащего просто отсидеть на месте с 9 до 18 часов с перерывом на обед или для показухи до половины одиннадцатого вечера. У нас чиновник должен брать на себя ответственность и нести, ни на кого не перекидывая. Но этого не происходит. В любой ситуации есть крайний и реально виноватый, вот я бы этого виноватого и искал. Даже если он уже на пенсии или же пошёл на карьерное повышение, его надо наказать. Но у нас в России за бездействие никого не наказывают.

Тула - туристическая держава?

«АиФ в Туле»: - Владимир Толстой стал советником президента по культуре. Поможет ли это нашей области?

Н.Т.: - Не думаю, что Владимир Ильич - такой банальный человек, чтобы, будучи советником по культуре, заниматься отдельно взятым регионом. Но его опыт и знания принесут пользу Тульской области. У нас есть масса задумок и программ по внутреннему туризму. Туляки могут и должны зарабатывать очень много на туристической деятельности. После Московской области нигде в ЦФО нет такого количества музеев-заповедников федерального значения.

 «АиФ в Туле»: -Ярмарки в Епифани принесли какую то ощутимую пользу, кроме того, что была восстановлена церковь?

Н.Т.: - Исторически город был выстроен под эти ярмарки, из торговли складывался его бюджет. В царские времена до 10 % епифанского бюджета зарабатывались за одиндва базарных дня. Современные ярмарки устраивались для того, чтобы администрация научилась зарабатывать деньги в местный бюджет. Пока, к сожалению, не получилось, не переняли опыт предков. Но ярмарки стали жить сами по себе, без участия чиновников. Продавцы без напоминаний приезжают, да и местные жители нашли себя  стали продавать свой мёд и другие товары. И медовые ряды богаче, чем в Туле.

 «АиФ в Туле»: -У музея «Куликово поле» имеются грандиозные планы…

Н.Т.: - Принято решение строить рядом с Красным холмом новый музейный комплекс, соответствующий последнему слову архитектуры, науки и техники. В нём разместятся порядка 500 кв.м экспозиционных площадей, столько же выставочных. Рядом будут построены коттеджные домики гостиничного типа, соответствующая архитектуре того времени шикарная рекреационная зона с прудом. Этот инвестиционный проект федерального правительства заложен в программу культуры на 2012 - 2015 годы. Это очень объёмный замысел, в который заложено более миллиарда рублей, и хороший подарок нашему региону. А с учётом открытия нового здания музея тульского оружия мы получаем шанс превратиться в туристическую державу.

Смотрите также: