Примерное время чтения: 17 минут
474

Летать охота! Тульские аэронавты в День Победы поднялись в небо

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 21. "АиФ-Тула" 20/05/2015
Анастасия Новикова / АиФ-Тула

Чем заняться 9 мая, каждый решал сам. Кто-то традиционно наблюдал утром за парадом, а вечером – за салютом. Кто-то прошёл в колонне «Бессмертного полка». Кто-то просто гулял по парку и поздравлял ветеранов. А тульские воздухоплаватели решили отпраздновать День Победы на самом «высоком уровне».

Фото: АиФ-Тула/ Анастасия Новикова

Женское дело

9 мая в Тульской области стартовал Четвёртый Открытый Кубок Малахово по воздухоплавательному спорту. В соревнованиях участвовали семь тульских и двое московских экипажей.

Фото: АиФ-Тула/ Анастасия Новикова

Вначале я наивно предположила, что все полёты смогут пройти в один день, чем надолго развеселила директора мероприятия Андрея Кулькова. Как выяснилось, полёты: два утренних и два вечерних – должны состояться в течение трёх дней. Пилотам предстояло выполнить задания на максимально быстрое прохождение дистанции, достижения нужной высоты, меткого попадания маркером в цель – всего 14 заданий. Маркер – это цветная лента с привязанным к ней мешочком с песком. Его сбрасывают вовремя прохождения определённой цели, расположенной где-нибудь в полях или на других открытых пространствах.

Фото: АиФ-Тула/ Анастасия Новикова

Точное место старта можно определить только в день полёта. Оно зависит от скорости и направления ветра. 9 мая первый вечерний полёт прошёл недалеко от деревни Липки на глазах у случайных зрителей, решивших выбраться в выходной день за город.

Фото: АиФ-Тула/ Анастасия Новикова

На место полёта мы поехали с замечательным, почти женским экипажем аэростата «Ромашка». За рулём - Сергей, а ответственными за перемещение в воздухе были пилот Мария Опарина и её дочка Оля. Кстати, женские экипажи стали участвовать в соревнованиях международного уровня относительно недавно.

Предполётный сбор. Фото: АиФ-Тула/ Анастасия Новикова

Пока добирались до отправной точки, думали: кто же отправится бороздить тульское небо: я или наш фотокор? Решили сделать выбор в пользу красивых снимков, да и высоты, если честно, я боюсь с детства.

Фото: АиФ-Тула/ Анастасия Новикова

В дороге мы узнали, что Мария занимается воздухоплаванием три года, и за это время успела поучаствовать в крупных соревнованиях российского и мирового уровня. Так что пилот нам достался опытный. Между прочим, как нас заверила Оля, полёты на аэростатах считаются одним из самых безопасных средств передвижения. Катастрофы если и случаются, то происходят, в основном, по вине «водителя», так что с этой стороны мы были в полной безопасности.

Фото: АиФ-Тула/ Анастасия Новикова

Как распускаются шары

Воздушные шары, которые правильно всё же называть аэростатами, бывают нескольких видов:

  • герметичные газовые шарльеры;
  • открытые тепловые монгольфьеры;
  • и комбинированного типа.
Фото: АиФ-Тула/ Анастасия Новикова

Наша «Ромашка», как и аэростаты других участников, умела воспарять над землёй благодаря Закону Архимеда в действии, а именно тёплому воздуху внутри купола, который при увеличении температуры становится легче воздуха окружающего. Чем сильнее нагревается воздух в шаре, тем выше он взлетает, однако увлекаться не стоит: слишком горячий воздух может расплавить оболочку шара, да и на большой высоте находиться некомфортно.

Фото: АиФ-Тула/ Анастасия Новикова

Чтобы привести один аэростат в боевую готовность, нужна слаженная работа команды, состоящей как минимум из трёх человек. Вначале собирается корзина или, как её называют профессионалы, гондола, на неё прикрепляется номер участника и устанавливается горелка и баллоны с горючим.

Фото: АиФ-Тула/ Анастасия Новикова

Затем из чехла раскатывают оболочку шара, расправляют её. Гондолу опрокидывают, соединяют с оболочкой и в таком лежачем положении шар начинают наполнять воздухом.

Фото: АиФ-Тула/ Анастасия Новикова

Вначале холодным с помощью мощного вентилятора, а затем, когда оболочка раздуется до размера двухэтажного дома, включают горелку.

Фото: АиФ-Тула/ Анастасия Новикова

Длинные языки пламени, производящие жутковатый фырчащий звук, быстро нагревают воздух внутри купола так, что ему уже не терпится оторваться от земли.

Фото: АиФ-Тула/ Анастасия Новикова

Несколько человек, наседая на борта корзины, возвращают её в естественное вертикальное положение. Экипаж ловко забирается внутрь с помощью пары выемок, и наш фотокорреспондент Настя Новикова стремительно уносится вместе с Машей и Олей за горизонт.

Фото: АиФ-Тула/ Анастасия Новикова

В погоне за ветром

Мы вместе с водителем Сергеем, который, кстати, сказать, и сам умеет управлять аэростатами, садимся в машину и по рации узнаём, куда улетели наши девушки.

Фото: АиФ-Тула/ Анастасия Новикова

Ветер в день полёта неслабый, поэтому участники затратили всего минут 40 на выполнение всех заданий. Обычно спортивные полёты длятся около часа.

Фото: АиФ-Тула/ Анастасия Новикова

Пилот с помощью горелки регулирует температуру воздуха, поднимая или опуская аэростат, и таким образом ловит разные потоки воздуха, меняя направление полёта.

Фото: АиФ-Тула/ Анастасия Новикова

В соревнованиях обычно участвует пилот и штурман, или пилот справляется с заданиями в одиночку. Спортивные гондолы не предназначены для большого числа пассажиров: лишний вес может помешать правильно рассчитать время и высоту полёта.

Фото: АиФ-Тула/ Анастасия Новикова

Существует целый свод правил, описывающий права и обязанности экипажа во время участия в состязаниях. Также задания могут выполняться только на определённой высоте или под определённым углом.

Фото: АиФ-Тула/ Анастасия Новикова

Кроме того, летать можно на «рейсере» - он состоит из совсем маленькой корзиночки и оболочки вытянутой формы, напоминающей яйцо. Купол такой обтекаемой формы делает аэростат более манёвренным в вертикальных направлениях: он быстрее взлетает и быстрее опускается. Но управлять «рейсером» без опасных последствий может только очень опытный пилот.

Справа обычный шар, слева - «рейсер»Фото: АиФ-Тула/ Анастасия Новикова

Как рассказала наш фотограф, самое страшное в полётах – это взлёт, когда команда нервничает, а корзину раскачивает из стороны в сторону, и посадка, сопровождающаяся не совсем мягкими постукиваниями о землю.

Фото: АиФ-Тула/ Анастасия Новикова

«Полёт – это красотища! - рассказывает Настя. - Ветер не чувствуется, так как аэростат движется с ним в унисон. Правда, немного закладывает уши, зато от горизонта и до горизонта простирается небо, поля, леса, речки, дачные домики с цветущими садами и людьми, радостно машущими пилотам и разноцветным «капелькам» в небе».

Фото: АиФ-Тула/ Анастасия Новикова
Фото: АиФ-Тула/ Анастасия Новикова
Фото: АиФ-Тула/ Анастасия Новикова
Фото: АиФ-Тула/ Анастасия Новикова

Огонь, земля, воздух и шампанское

После удачного приземления фотокорреспондента «АиФ в Туле», как традиционно полагается, посвятили в воздухоплаватели.

Фото: АиФ-Тула/ Анастасия Новикова

Свернув оболочку обратно в чехол, на него, как на трон, усадили новичка и поведали ему краткую историю аэронавтики, напоминающую нечто среднее между легендой и красивым тостом.

Фото: АиФ-Тула/ Сергей Штенцов

Рассказывать всё мы не будем, но суть объясним: после первого удачного полёта с участием людей, король страны, где это произошло, так обрадовался, что тут же подмахнул указ о присвоении всему экипажу графского титула и даровал им земли, над которыми они пролетали. Тогда более разумные придворные вельможи попытались втолковать счастливому монарху, что теперь-то летать на воздушных шарах начнут все подряд, и так никаких землей не напасёшься. Тогда король подумал и сделал хитрую ремарку: «Дарую земли, пока вы над ними летите».

Фото: АиФ-Тула/ Анастасия Новикова

Повинуясь этой традиции, новоиспечённого аифовского аэронавта посвятили в графский титул по названию ближайшего населённого пункта и нарекли «графиней Петровской». (Да, с пунктом нам повезло, приземлиться можно было и в каких-нибудь Козловских Трущобах.) Затем документально подтвердили, что графиня получает в полное владение все обозрённые с высоты птичьего полёта земли, пока она над ними пролетает. А после этого пришлось отдать дань главным стихиям, помогающим воздухоплавателям: огню, воздуху, земле и воде.

Исторический момент. Фото: АиФ-Тула/ Сергей Штенцов

Почему так происходит, возможно, посчастливиться узнать когда-нибудь вам самим, поэтому процедуру «пожертвования», раскрывать не будем. Скажем лишь, что около девяти часов вечера Настя абсолютно счастливая, местами подпалённая и местами облитая шампанским, была полностью посвящена в узкий круг покорителей неба.

Фото: АиФ-Тула/ Анастасия Новикова

Итоги соревнований

13 мая были подведены итоги Кубка Малахово. Больше всего баллов по итогам четырёх спортивных полётов набрал Олег Снетков – 11088 очков. Второе место занял развеселённый мною Андрей Кульков - 10539 очков. И почётное третье место досталось Сергею Баженову.

Фото: Тульская федерация воздухоплавания

Также в соревнованиях участвовали:

  • Владимир Владов,
  • Олег Жохов,
  • Дмитрий Жоховы, 
  • Юлия Селезнёва,
  • Евгений Чубаров.
Фото: Тульская федерация воздухоплавания

Наша «ромашка» Маша Опарина, набрав 7957 очков, расположилась в середине турнирной таблицы – на пятом месте.

Фото: АиФ-Тула/ Анастасия Новикова

Р.S. Вечером 10 мая я увидела, как надо мной пролетают знакомые аэростаты. Раньше я запрокидывала голову, чтобы просто поглазеть на завораживающие небесные тихоходы, которые мною, как, наверное, и большинством, воспринимались чем-то не от мира всего. Нереальным и далёким, как облака и звёзды. Но сейчас-то, сейчас я знала, что вон тот вытянутый – это рейсер пилота из Москвы, вон на том красном, «Розе Ветров» – тулячка Юля Селезнёва, а зелёным управляет такая миниатюрная, но деловитая Маша Опарина. И хочется долго-долго махать рукой, повторяя про себя пожелание попутного ветра: «Удачи тебя, Ромашка».

Редакция благодарит за помощь в подготовке материала Федерацию воздухоплавательного спорта Тульской области.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах