Уже в восьмой раз приезжаю в республику. Бывал в разные годы (начиная с 2003-го) и разное время года. И каждый раз ловил себя на мысли, что открываю её для себя вновь и вновь.
Привидения и надгробия
Дворец Пусловских в селе Коссово поразил проведённым объёмом работ. После пожара в июле 1944 года от него остались только стены. Восстановлено всё! И, кроме собственно музея, работают ресторан и гостиница и ресторан. В ней с семьёй мы и заночевали. Прошлогодняя ночёвка в Несвижском дворце разочаровала: ожидали увидеть там приведение – «чёрную панну». Так называли польскую королеву Барбару Радзивилл, романтическую и трагическую фигуру средневековой истории. Она якобы до сих пор изредка появляется в траурных одеждах, чтобы предупредить людей об опасности. Её якобы видели во дворце незадолго до пожара 2002 года. Мы – не увидели – к сожалению или счастью.
Свои привидения были и в Коссовском замке. По легенде это служанка, которую не видели живой после встречи со львом, выпускаемым хозяевами дворца на ночь. И дух графини Ядвиги Пусловской. Она очень любила кататься на санях и делала это даже летом – по её прихоти двор и сад засыпали очень дорогой тогда солью. До сих пор зимой рядом с замком иногда появляются следы её саней… Но и тут для нас всё обошлось без мистики, хоть накануне выпал снег.
А на окраине села Коссово в окружении католического кладбища есть часовня. В качестве стройматериала для неё использовали и… старинные надгробия. Сегодня в её стенах надписи на польском и латыни. Легенда гласит, что в часовне можно услышать голоса, шепчущие невнятные польские или литовские слова. Считается, что это возмущения тех, кого лишили надгробий для построения каплицы. В безлунные ночи на кладбище будто бы можно увидеть мерцающий свет, словно кто-то зажёг свечи на старых могилах. По местным поверьям, любопытный, пришедший к часовне ночью, может не дожить до утра…

Вы чьих будете?
Напротив дворца – реконструированный дом польско-американского революционера Анджея Тадеуша Бонавентуры Костюшко. Он воевал на стороне североамериканских колонистов против британской короны, потом поднял восстание против Российской империи, которой досталась восточная часть разделённой Речи Посполитой, кроме Галиции. После поражения поляков он был пленён и около двух лет содержался в Петропавловской крепости, но не в слишком строгих условиях. Потом был отпущен и уплыл в США. Безуспешно пытался там освободить чернокожих рабов, потом вернулся в Европу и надеялся, что Наполеон воссоздаст польскую государственность. Разочаровавшись в политике императора французов, под конце жизни взял сторону России. Предлагал императору Александру I через 10 лет отменить крепостное право в Царстве Польском, но ответа не получил. Умер в Швейцарии в 71 год.
Сегодня на малой родине его порой пытаются представить… белорусом! Объясняют: мать Костюшко была белоруской, и крестили его сначала в православии, а потом – в католичестве.
Кто такие «тутэйшие»?
В парке средневековой истории «Сула» под Минском в новодельном здании «коллегиума» молодой «историк» на родном для нас обоих русском языке убеждал меня: мол, русские и белорусы – разные. А объединяет нас «всего лишь» 190 лет совместного пребывания в едином государстве после разделов Речи Посполитой. На самом деле, в этом году будет отмечаться 230-летие третьего, последнего раздела этого государства, поэтому, даже если вычесть 18 лет оккупации Западной Белоруссии Польшей в межвоенный период, тезис про 190 лет всё равно представляется, мягко говоря, спорным. Как и утверждение, что мы «разные». Тем более, в самой России менталитет жителей этнически русских регионов может существенно отличаться, что не делает их менее русскими.
А ещё нам взахлёб рассказывали, какие возможности для «социального лифта» белорусов давали польские коллегиумы. Правда, выпускников таких учебных заведений потом настойчиво зазывали в католическую «номенклатуру». Закрыла этот пережиток разделённой Речи Посполитой Екатерина Великая после присоединения белорусских земель к Российской империи. Оказавшись в едином государстве с единоверным русским народом, белорусы избавились, по крайней мере, от национального и религиозного угнетения.

Чужие на родной земле
В Ивацевичах мы узнали: к 1939 году за два десятилетия польской оккупации в Западной Белоруссии не осталось ни одной национальной школы! Белорусский язык был запрещён как официальный. Всё чиновничество в этих землях было польским, там же активно селили осадников – колонистов, с помощью которых ополячивались оккупированные ляхами территории. Там царила экономическая и социальная отсталость, была высока доля сельского и неграмотного населения, которое вынужденно и массово эмигрировало на чужбину.
В Западной Белоруссии сотнями закрывались православные храмы, шло окатоличивание коренного населения, а осадники активно продвигали варшавскую политику «пацификации», то есть, усмирения белорусов, этнически чуждых свирепому польскому режиму.
При этом в современной Белоруссии свыше 140 тысяч граждан республики с 2008 году получили так называемую «карту поляка». Она дала возможность без визы посещать Польшу, но требует от обладателя документального признания принадлежности к польскому народу. Для сравнения: на Украине, население которой в лучшие годы было в пять раз больше белорусского, выдали лишь 120 тысяч таких карт. И многие из этих «поляков» давно считают себя частью Европы.
Без вести пропавшие
Но перенесёмся на восток Белоруссии, в Могилёв. Чуть южнее этого города есть деревня Буйничи, 15 лет назад преобразованная в агрогородок. Здесь в июле 1941 года насмерть стояли 12 тысяч местных ополченцев, а вместе с ними – воины 110-й и 172-й стрелковых дивизий, сформированных из мобилизованных на тульской земле. Бились там и воины Тульского добровольческого коммунистического батальона. Тысячи туляков сложили свои головы на Буйничском поле. Среди них – воины 388-го стрелкового полка под командованием полковника Семёна Кутепова, уроженца деревни Большие Калмыки, что под Тулой. Он стал одним из прототипов собирательного образа генерала Серпилина в романе Константина Симонова «Живые и мёртвые». Писатель лично общался с Кутеповым, посещая в качестве военкора «Известий» позиции наших бойцов под Могилёвом. Только за один день 11 июля они сожгли 39 танков Гудериана. Генерал-майор Михаил Романов, командир дислоцированной накануне войны в Сталиногорске 172-й дивизии, был ранен и взят в плен, содержался в лагере смерти под Могилёвом. Потом был переправлен в концлагерь на территории Германии, где умер от последствий ранения в декабре 1941 года. Полковник Кутепов пропал без вести.

А Симонов ещё встретится с туляками, которые погнали того самого Гудериана от стен города оружейников тогда же, в декабре. Но сердцем и душой писатель на всю жизнь остался под Могилёвом. Мужество и стойкость защитников города настолько потрясли его, что он завещал после смерти кремировать его и развеять прах над Буйничским полем. Воля Симонова была исполнена.
Широко о том подвиге туляков стало известно после выхода романа-хроники тульского писателя-фронтовика Николая Константиновича Дружинина «Без вести пропавшие». 25 лет назад Тула и Могилёв породнились, а Дружинин стал почётным гражданином обоих городов.

Не в пользу Тульского дворика
В Туле тогда могилёвцы построили сквер, а туляки в одном из могилёвских дворов сделали инсталляцию с малыми архитектурными формами – самоваром и чашкой под ним. И об этом чуть ниже. Так-то Могилёв не слишком богат на достопримечательности. Но напротив мемориального комплекса в Буйничах, который скоро дополнят музеем Великой Отечественной войны, открыли зоосад и белорусскую этническую деревню XIX века с рестораном и гостиницей. Так появился целый культурно-туристический кластер, где всё удобно: дорога, соседство трёх объектов и рядом город.

Настолько рядом, что 15 минут на машине – и ты в центре, в том самом Тульском дворике у дома №43а по Ленинской улице. Въезд во двор украшает арка с названием. Герба Тулы не хватает, но он есть на фасаде дома слева. Огромному металлическому самовару сносу, конечно, не будет. А вот постамент под ним постепенно разрушается без признаков какого-либо ремонта. Да и вокруг инсталляции-разрытия – видимо, зима, как местами и в России, неожиданно в этот двор пришла. Недавно косметически отремонтированный Могилёвский сквер в Туле на фоне Тульского дворика в Могилёве выглядит несравненно приличнее. Остаётся надеяться, что горисполком обратит внимание на эту проблему.

Кому и где жить хорошо
Но в целом город выглядит опрятным, чистым, ухоженным. Несмотря на то, что он значительно уступает Туле как по численности населения, так и по площади, на центральных уличных магистралях там есть выделенные полосы для общественного транспорта. По городским маршрутам курсируют сочленённые автобусы-гармошки, коих в Туле давно нет. Есть в Могилёве и электробусы – тоже невиданный для туляков зверь. Троллейбусная сеть города на Днепре насчитывает 8 маршрутов против пяти тульских. А вот трамваев там, опять же в отличие от Тулы, отродясь не было. Одна поездка в могилёвском общественном транспорте обойдётся примерно в 25,5 руб. против 36 руб. в тульском при оплате наличными.
Сравнение зарплат и цен в двух городах позволяет прийти к выводу о том, что у нашего белорусского побратима значительно дешевле молочная продукция и мясо (кроме курятины). А вот белый хлеб и мясо цыплят-бройлеров оказались дороже, чем у туляков.
Языком цифр
- Население: Тула – 460 тыс. чел. Могилёв – 353 тыс. чел.
- Средняя зарплата: Тула – более 70 тыс. руб. Могилёв – около 60 тыс. руб.*
*(в пересчёте по курсу 30 рос. руб. за 1 бел.руб.)
Цены на ряд основных продуктов питания в крупном тульском / могилёвском гипермаркете в российских рублях по вышеуказанному курсу без учёта скидок, акций и т.д.
- Хлеб «Орловский новый»/«Хожевский», 1 кг 86,42 / 42,7 руб.
- Батон «Нарезной»/«Столица», 1 кг 134,26 / 149,3 руб.
- Молоко цельное/отборное 3,4-5% жир. «Бежин луг»/«Здравушка» 1 л 118,91 / 73,5 руб.
- Масло сливочное 72,5% «Глобус»/«Брест-Литовск» уп. 180 г 269,99 / 130,8 руб.
- Сыр голландский полутвёрдый 45% жир. «Село Зелёное»/«Брест-Литовск» уп. 200 г 251,99 / 129,9 руб.
- Яйца куриные С1 «Волжанин Стандарт»/«Глубокская рапсовая линия», 1 дес. 119,99 / 100,2 руб.
- Говядина, тазобедренная часть, 1 кг 1099 / 776 руб.
- Лопатка свиная без кости/Лопаточная часть свиная для запекания, 1 кг 529,99 / 389,7 руб.
- Тушка цыплёнка-бройлера охлаждённая «Приосколье»/«Петруха», 1 кг 189,99 / 205,5 руб.
Примечание. При сравнении цен на продукты нужно принимать в расчёт и стоимость коммунальных услуг, и моторного топлива, и проезда в общественном транспорте и ряд других факторов, влияющих на покупательскую способность населения.