Примерное время чтения: 10 минут
713

«Я знал, на что шёл». Учитель о «спартанской» школе и советском наследии

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 9. "АиФ в Туле" 28/02/2018

Чем столичные школьники отличаются от наших, нужны ли им «Заводной апельсин» и «Война и мир», каковы плюсы и минусы советской образовательной системы - об этом и многом другом мы поговорили с Евгением.

Обречён воспитывать?

Дмитрий Борисов, «АиФ в Туле»: Скажи честно: не страшно тебе было десять лет назад устраиваться в сельскую школу в посёлке с говорящим названием Спартак? Чернский район - один из самых отдалённых от центра да и далеко не самый развитый… То время было для тебя «спартанской школой»?

Фото: Из личного архива

Евгений Харченко: Я с самого начала знал, на что шёл. Не сказать, чтобы ни разу не нервничал за два часа дороги по пути из своего родного Алексина в Чернь. Но старался держаться стоически. Хотя повода волноваться, как позже выяснилось, особенного и не было. Дети везде одинаковые…

- Знакомая, недолго поработавшая в московской частной школе, рассказывала, что у детей в общей массе отношение к учителям потребительское: мол, их родители платят деньги за то, что педагоги оказывают им «образовательную услугу», - вот и будьте добры, оказывайте её, а со всем остальным не приставайте…

- Воспитательная функция из образовательного процесса никуда не исчезла, чтобы там ни говорили. Как можно работать с детьми, в той или иной степени не выступая в «родительской» роли? Не получится при всём желании. Особенно на уроках литературы. А что касается твоей знакомой: возможно, ей просто не повезло. Дети - скажу банальную вещь - это отражение своих родителей. Если родители настроили их на такую потребительскую волну по отношению к учителям - что ж, это печально. Такое тоже бывает, к сожалению. Но ведь учитель не только с учениками общается в ходе своей работы. С родителями ведь тоже может поговорить. И он просто обязан это сделать, если берёт себе классное руководство. И, может быть, в процессе бесед с родителями потребительское отношение сменится на нечто другое?

Досье
Евгений Харченко. Родился 17 октября 1983 года в Алексине. Окончил ТГПУ в 2005 году, работал в школе посёлка Спартак Чернского района, в столичной школе. Преподаёт русский язык и литературу в частной школе посёлка Свердловский Московской области. Не женат.

- Как же современный учитель должен всё это успевать?

- Ну, например, то место, где я сейчас работаю, представляет собой так называемую школу полного дня. Уроки начинаются в 9:10, заканчиваются примерно в 14:30, после чего - внеурочное время, которое длится до 17:30. Это время для детей необязательное, но почти все его используют, домой уехать не стремятся. Ребята либо готовят домашнее задание, либо ходят на кружки - их в школе множество. Хочешь - на танцы, хочешь - на театральный, хочешь - на углублённое изучение иностранного языка… И учитель, соответственно, всё это время также находится в стенах школы. Так что время есть и на выполнение образовательной, и воспитательной функции, и для того чтобы какой-то житейский совет дать или в чём-то помочь. Я классный руководитель, поэтому своим детям говорю: обращаться ко мне можно практически по любому вопросу и, в общем-то, в любое время. Я разве что по геометрии или физике вряд ли помогу… Но в целом, как правило, бываю полезен.

Смартфоны разные, чаяния схожие

- Ты говорил, что «дети везде одинаковые» - что в Чернском районе, что в Москве. Это действительно так?

- А разница, по сути, только во внешнем, в деталях. Да, столичные дети лучше одеваются. Некоторые из них бывают время от времени за границей, больше видят, чем сельские. А если говорить, например, о гаджетизации, то за последние десять лет она накрыла всех: в этом отношении, думаю, чернские дети уже не сильно-то отличаются от московских. Когда я там работал, хорошие смартфоны и для взрослых-то были редкостью. А проблемы, мысли, чаяния у детей и подростков везде примерно одинаковые. Кстати, это касается и взрослых тоже. Мы не так уж сильно отличаемся друг от друга, как нам кажется.

- Публицист и педагог Дмитрий Быков как-то заявил, что читать «Войну и мир» полностью в школе, в общем-то, необязательно. А достаточно прочесть отдельные, ключевые фрагменты. Как ты считаешь, в школьную программу по литературе нужно вносить какие-то изменения? И если да, то какие?

- Школьная программа по литературе не сильно-то и изменилась со времён СССР. Нужно ли в неё что-то добавлять? Не знаю, её объём такой, что справиться бы и с этим минимумом. У нас одна девочка, например, учится в Майами (ушла в экстернат) - так она рассказывает, что на тамошних уроках литературы повесть Хемингуэя «Старик и море» проходят три (!) месяца. Они изучают этот текст в максимальном приближении, которого только в этот трёхмесячный срок можно добиться. Соответственно, и программа по литературе там намного меньше по сравнению с нашей. А у нас на изучение какого-нибудь серьёзного романа может быть отведено всего три урока! Поэтому, конечно, объёмы такие, что увеличивать школьную программу по литературе не нужно. А вот надо ли её сокращать?.. Тут я солидарен с Набоковым, который говорил, что книгу нужно проживать, прочитывать с удовольствием, откладывать её, чтобы осмыслить прочитанное… А современный ритм жизни крайне редко кому это позволяет.

Бёрджесс, Кизи, Солженицын

- Что читают современные дети? И любят ли они вообще это делать? Мне, например, кажется, что разговоры о том, что нынешние дети меньше читают - явление типично поколенческое. Из серии «вот я, сынок, в твои-то годы…». 

- Думаю, что в основной массе современные дети действительно читают меньше, чем те, кто начинал взрослеть лет, скажем, двадцать назад. Да, они постоянно имеют дело с текстом в том или ином виде, поскольку ведут активную переписку в соцсетях. Но тексты эти совсем иного свойства и качества, и я не стал бы это засчитывать как собственно «чтение». Да, читают меньше. Но до полного исчезновения интереса к книге и тексту ещё очень и очень далеко. К сожалению, дети не любят читать классику, она им кажется чужеродной, иногда представляется как некий анахронизм. Им ближе, например, «Пролетая над гнездом кукушки» Кена Кизи, «Заводной апельсин» Энтони Бёрджесса, очень популярны сейчас «Матильда» Роальда Даля и «Книжный вор» Маркуса Зузака. А вот «Один день Ивана Денисовича» Солженицына, который в одном классе мы уже третий урок изучаем, идёт как-то не очень…

- Ну это, может, и естественные процессы. До классики нужно дорасти. Чтобы читать сегодня, например, Пушкина и понимать, почему он «наше всё», нужно проделать определённую предварительную работу. Дабы ориентироваться в исторических реалиях, понимать контекст и т. д.                                                                                                                                                         

Фото: АиФ

- Вот это именно то, что я в своих детях и хочу воспитать - умение самостоятельно работать с информацией, искать её и находить, умение критически мыслить. Кстати, такое отношение к образовательному процессу - общая установка в нашей школе. Дело в том, что сегодняшняя образовательная система работает в основном, опираясь на советское педагогическое наследие, от которого я, конечно же, ни в коем случае не призываю отказываться. Эта система имела множество плюсов, но были и минусы. Наиболее существенный из них - обучение, основанное на повторении того, что тебе говорят на уроке. Так как образование не может быть неполитизированным, детям в то время в головы вкладывали готовые выводы относительно тех или иных реалий. То же самое касалось и интерпретаций литературных произведений. Проще говоря, можно было «правильно» понимать что-то - это поощрялось. А можно было «неправильно» понимать и так же относиться, что вызывало ровно обратную реакцию.

Сегодняшняя образовательная система работает в основном, опираясь на советское педагогическое наследие, от которого я, конечно же, ни в коем случае не призываю отказываться. Эта система имела множество плюсов, но были и минусы.

Мы в нашей школе стремимся к тому, чтобы ребёнок научился не только самостоятельно мыслить и делать выводы, но и умел эти выводы излагать и аргументировать. Так, например, во внеурочное время наши дети заняты подготовкой отдельных проектов, тематика которых может быть самой различной. Например, предлагается выяснить, какие технологии используются при изготовлении классной интерактивной доски. Или вопрос стоит так: где в школе можно обнаружить применение нанотехнологий? Ребёнок не просто должен это выяснить, обосновать и описать, но и самостоятельно составить презентацию. Тем самым он не только учится работать с информацией, но и получает навык её практического применения. Переход от теории к практике для него становится не туманной перспективой, а вполне осуществимым действием, которое он совершает самостоятельно. А без этого умения во взрослой жизни шагу не ступить.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах