Примерное время чтения: 7 минут
394

8 жизней лётчика Плешакова. Аса сбивали много раз, а он возвращался в строй

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 25. "АиФ-Тула" 22/06/2022
Александра Яковлевича считают своим героем аж в нескольких местах бывшего СССР.
Александра Яковлевича считают своим героем аж в нескольких местах бывшего СССР. Public Domain

21 июня исполняется сто лет со дня рождения летчика-аса, Героя Советского Союза Александра Плешакова. Хотя, конечно, возраст сто совсем не про них, этих отчаянных парней, которые совершали свои подвиги будучи молодыми, 20-летними мальчишками.

Общий герой

Александра Яковлевича Плешакова считают своим героем аж в нескольких местах бывшего СССР. Прежде всего в Пензенской области, поскольку он оттуда родом. В селе Наровчат, на Аллее Героев даже установлен его бюст. В Узбекистане, поскольку до призыва в армию он жил в Ташкенте, и даже окончил семь классов. Конечно же, в Оренбурге, где Плешаков учился в летной школе, и в 1943 году окончил Чкаловскую военную авиационную школу пилотов.

Но и Тула в не меньшей степени может считаться родиной Александра Яковлевича Плешакова. Ведь именно в этом городе он прожил большую часть своей жизни. В 1958-м сюда приехал, умер в 2001-м, уже в новом веке.

После окончания авиашколы его направили в действующий авиационный полк Приволжского фронта. Так он оказался на войне, честно и мужественно исполнял свой долг до самой Победы. Освобождал Северный Кавказ, Кубань, Тамань, Крым, Белоруссию и Польшу.

Восемь раз Плешакова сбивали, но каждый раз после госпиталя он возвращался в часть.

За время войны произвел 123 успешных боевых вылета, сбросив на головы фашистов 54 045 кг бомб, расстреляв 57 153 снарядов и патронов, а также 418 РС-82. РС-82 – это неуправляемые реактивные снаряды, которые использовались против танков, но особенно эффективно против живой силы противника, находящейся вне укрытий. Также эти снаряды применяли в оборонительном воздушном бою.

Александр Яковлевич лично сам уничтожил и повредил 17 танков, три автобронемашины, три железнодорожных эшелона, две переправы, 58 автомашин, до 12 батарей полевой артиллерии, 18 зенитно-артиллерийских точек, 4 склада с боеприпасами, 60 подвод с военным грузом, до 800 солдат и офицеров противника. Сам и в группе провел 13 воздушных боев. Восемь раз Плешакова сбивали, но каждый раз после госпиталя он возвращался в часть.

Советские штурмовики Ил-2 прогревают двигатели перед вылетом с полевого аэродрома.
Советские штурмовики Ил-2 прогревают двигатели перед вылетом с полевого аэродрома. Фото: Public Domain

Завидный список

Его ценили за то, что он отлично изучил все повадки врага, овладел в совершенстве самолетом Ил-2. Всегда в своей боевой работе улавливал тактику противника и противопоставлял ей свою. Александра Яковлевича нередко посылали в паре на самолете Ил-2 для прикрытия группы штурмовиков от истребительной артиллерии противника.

Несмотря на то, что на фронте Плешаков оказался сразу после учебки, он практически сразу показал себя умелым лётчиком, не теряющим самообладания даже в самых непростых ситуациях.

Так, 23 сентября 1943 года в составе пяти самолетов Ил-2 он получил боевое задание уничтожить автоколонну противника на Кубани. Погода для полётов была неблагоприятной – низкая облачность, местами дождь, что затрудняло ориентировку, а также противозенитный маневр по высоте от зенитно-артиллерийский точек противника, которые активно прикрывали отступающую колонну.

Группа пошла на задание поверх облаков. Пробив облака, точно вышла на цель. При первом заходе ведущего сбили зенитной артиллерией. Несмотря на это остальная группа произвела ещё три захода на штурмовку, в результате которых уничтожила до 30 автомашин и до 60 солдат и офицеров противника. При возвращении от цели первый ведомый был атакован немецким самолётом. В воздушном бою Плешаков его сбил. В этом вылете его самолёт был сильно поврежден – разбиты стабилизатор, правая плоскость, что сильно затрудняло управление. Однако, обладая большой силой воли, лётчик произвел посадку на свой аэродром.

Через несколько дней, 6 октября, в составе четырех самолетов Ил-2, по требованию наземных войск, Плешаков вылетел на уничтожение артиллерийских минометных батарей и минных полей противника в районе Таманского полуострова. Здесь было сосредоточено большое количество немецких зениток, что затрудняло подход к цели.

Теряя сознание, он продолжал вести бой. Посадку произвёл на горящем самолете, на своём аэродроме, где потерял сознание. Жизнь летчика спасли вовремя подоспевшие на помощь наземные части.
Вылет был в сумерках, в конце боевого дня. К цели группа подошла на высоте 1500 метров. Связавшись со станцией наведения, по её команде, были сброшены бомбы, а затем ещё произведены три захода на штурмовку с бреющего полета, расстреливая минные поля и пехоту, засевшую в траншеях. В результате удара было уничтожено до двух батарей полевой артиллерии, расстреляна большая площадь минных полей и много солдат и офицеров противника. После этого вылета наши  наземные войска продвинулись вперед до двух километров.

9 декабря в составе четырёх самолетов Ил-2 Плешаков выполнил задание по уничтожению танков противника, который контратаковал наши части южнее Керчи. Погода была плохая – дождь, сплошная облачность. Работать с группой было нельзя. Несмотря на это, Александр Яковлевич задание выполнил отлично. При подходе к цели его атаковали истребители противника, вышедшие из облачности прямо в лоб. Атаку отбил из пушек и пулеметов. Бомбами зажёг два танка и при трёх остальных заходах со снижением до бреющего полета расстрелял живую силу противника.

Звено штурмовиков Ил-2 во время боевого вылета.
Звено штурмовиков Ил-2 во время боевого вылета. Фото: Public Domain

Возвращаясь с боевого задания, Плешаков снова был атакован тремя Ме-109. При отражении атаки, он был сильно ранен в голову, и при этом прямым попаданием зенитного снаряда ударило в мотор. Истекая кровью, которая залила глаза, теряя сознание, он всё-таки долетел на свою территорию и посадил самолёт.

В мае 1944 года группе четырёх самолетов Ил-2, в которую входил Плешаков поставили задачу уничтожить артиллерийские позиции и живую силу противника в районе горы Кая-Баш в Севастополе. Район цели прикрывался сильным преградительным огнём зенитной артиллерии. Плешаков сделал первый холостой заход, определив точную цель, на втором заходе сбросил бомбы, а на третьем был атакован двумя Ме-109. Искусно маневрируя, отразил атаку. При выходе от цели самолет снова был встречен тремя Ме-109, которые зашли сзади. Воздушный стрелок был ранен, мотор поврежден, ранен и летчик Плешаков. Теряя сознание, он продолжал вести бой. Посадку произвёл на горящем самолете, на своём аэродроме, где потерял сознание. Жизнь лётчика спасли вовремя подоспевшие на помощь наземные части.

Это, конечно, только часть его боевых подвигов.

Гражданская жизнь героя

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 февраля 1945 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм гвардии лейтенант Александр Плешаков был удостоен звания Героя Советского Союза.

После войны он продолжил службу в армии. В 1947 году окончил Краснодарскую высшую офицерскую авиационную школу. В 1958 году в звании подполковника уволен в запас. Став гражданским человеком, уехал жить в Тулу. Работал сначала литейщиком, затем сменным и старшим мастером цеха литья под давлением, начальником бюро технического контроля, начальником отдела заводоуправления на «Штампе», жил в многоэтажке на улице Кутузова.

Бюст Героя Советского Союза Александра Плешакова в Пенгзенской области.
Бюст Героя Советского Союза Александра Плешакова в Пенгзенской области. Фото: Public Domain
Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах