Говоря о такой редкой профессии, как иконописец, сразу вспоминаешь великий фильм Тарковского «Андрей Рублёв», где это искусство изображено в виде служения, духовного подвига. Или всплывает пренебрежительное словечко «богомаз».
Кто же эти люди, пишущие иконы и расписывающие храмы в нашем городе? Творцы, богомазы, ремесленники, просветлённые личности? Об этом мы беседуем с иконописцем Анатолием Алексеевым, сочетающим духовную живопись со светской и православие с увлечением рок-музыкой.
Художник в клетке
Олег Хафизов, «АиФ в Туле»: Откуда тяга к искусству?
Анатолий Алексеев: Наверное, от мамы. Она плела какие-то необыкновенные кружева, вышивала целые картины. Многому научил и старший брат. Когда он пришёл из армии, я был во втором классе. В то время продавались шоколадные батончики с изображениями волка и зайца из мультфильма «Ну, погоди!». Я пытался их перерисовать, но у меня ничего не получалось. Тогда брат взял лист, разлиновал его на клеточки и в два счёта скопировал рисунок.
В школе я попал в редколлегию, постоянно что-то рисовал. Но серьёзный творческий перелом произошёл лет в пятнадцать. Пытался убедить родителей, чтобы меня отдали в художественную школу, но безуспешно. Завидовал тем ребятам, которые ходили в неё, но со временем в чём-то превзошёл их и даже сам стал их подправлять.
- Ты самоучка?
- Не сказал бы. Наш выпускной год совпал с открытием учебно-производственных комбинатов. Я пошёл на отделение черчения и графики, которое вёл преподаватель Виктор Иванович Мокринский. Он сразу поставил перед нами гипсы и сказал: «Рисуйте, ребята, а мы посмотрим, кого взять». Претендентов было много, но выбрали всего несколько человек, и он нас очень здорово дрессировал в технике рисунка. В институте тоже были разные творческие кружки, стенгазеты. Там, без отрыва от учёбы, я даже окончил курсы оформителей, мне дали диплом и рекомендовали поступить в заочный народный университет искусств. И всё-таки думал, что буду инженером, а живопись - моим хобби.
Ездил заниматься в студию Дома культуры на Косой Горе, потом в Заречье, в ДК машзавода, к Виктору Ивановичу Галочкину, в ДК «Серп и молот»… Студия ДК «Серп и молот» была прославленным коллективом, её прошли многие известные художники, в том числе Порфирий Никитич Крылов из содружества Кукрыниксы.

- Тем не менее ты оставался инженером?
- В КБП я работал конструктором по распределению. В один прекрасный день узнал, что на этом предприятии есть художественный отдел, и перешёл в него. Наступали новые времена. Я одним из первых вышел из комсомола, хотя в дальнейшем у меня с комсомольцами были очень дружественные отношения, я даже оформлял им газету.
В 91-м году мои друзья создали кооператив. Они возили из Москвы компьютеры и распространяли их по предприятиям. На тот момент их зарплата была несравнимо больше, чем у сотрудника КБП, они даже покупали квартиры и автобусы. В один прекрасный день мне сказали: «Толя, хватит тебе сидеть в клетке». Дали очень хорошую зарплату на полгода вперёд, за которую я должен был написать четыре картины на продажу. С этого и началось.
Нет реализма - нет абстракционизма
- Каковы были твои творческие пристрастия?
- В то время в моей голове была страшная каша. В Москве проходили великолепные выставки: и Кандинский, и Малевич, и многое другое, ранее недоступное. Я зарабатывал хорошие деньги в стройотряде «Корчагинец», ходил по букинистическим магазинам и покупал самые дорогие художественные альбомы. Перепробовал разные жанры, но, в конце концов, вышел на стиль, в основе которого лежит классический рисунок и классическая живопись.
Я не видел художников, которые бы отрицали классическую живопись и сразу создавали что-то хорошее вместо неё. Даже главные абстракционисты, такие как Кандинский и Малевич, начинали с реализма, и очень неплохо. Может, есть какие-то дарования, к которым это правило не относится, но я их не встречал.
В том же 91-м первый раз участвовал в выставке «ню» - обнажённой натуры - в нашем Выставочном зале. Принёс туда свою картину «Женщина-кактус». Это был сидящий в горшке кактус в виде женщины - красивый, но весь в иголках. Потом познакомился с московскими бизнесменами, и банкир Саша Михайлов устроил мне выставку в самом центре Москвы, в галерее «Русские палаты». Это Арбат, дом номер один. А в 98-м году я выставлялся вместе с выпускниками Глазуновской академии.
- Каким образом произошёл переход к реставрации и иконописи?
- У нас родился ребёнок, возникла необходимость реального заработка, и тогда я занялся реставрацией, а затем и иконописью, которой занимаюсь последние лет десять. В этом деле мне также повезло с учителями. Приятель привёл к лучшему у нас специалисту этой профессии Игорю Борисовичу Щелокову. Это замечательный человек с огромным опытом, работавший во всех старых тульских храмах с 70-х годов прошлого века. Самая известная его работа - иконы и росписи храма Благовещения - самого старого каменного сооружения в Туле, не считая кремля. Он как-то ненавязчиво, но очень доходчиво поставил у меня технику иконописи. То есть никакого любительства при моём освоении этой профессии не было.
- Не секрет, что реставрация связана с антиквариатом, а эта сфера не обходилась без криминала, особенно в лихие 90-е. Приходилось сталкиваться с его представителями?
- Заказчик мне не докладывал происхождение вещи, которую принёс для реставрации. Мне не приходилось восстанавливать вещи международного значения, но я держал в руках несомненные ценности. Что касается людей, о которых ты говоришь, то можно, пожалуй, упомянуть покойного Александра Ивановича Белолипецкого. Он был не только криминальный авторитет, но и тонкий знаток антиквариата, и на редкость интересная личность. Бывает и так.
Помолясь - за дело
- Однако не каждому художнику дано писать иконы?
- Не все, даже одарённые, художники могут заниматься этим делом. Его специфику надо почувствовать. У некоторых получается сразу, у других - никогда. Многие выпускники академии пробовали и не могли писать иконы.
Начнём с того, что это искусство каноническое. Такого рода живопись, которую мы называем светской, возникла во времена Микеланджело, когда каждый художник хотел отличиться от другого. В канонической живописи, напротив, ты лишь приближаешься к какому-то образцу, но зато в этом случае возникает связь времен, связь поколений - и это очень важно.
Конечно же, это тоже живопись, но такая живопись, в которой очень много ремесла. Там есть элементы творчества, особенно в росписи храма, когда изображение нужно приспособить к архитектуре. В твоём распоряжении и элементы декора, и фоновые цвета, и многие другие прикладные средства. Но использовать их можно лишь после того, как ты освоил ремесло.
- В чем же тайна?
- Для начала надо просто уметь грамотно писать. К примеру, при работе темперой на лицо и руки образа кладётся краска, называемая санкирь, а затем начинается «вохрение по санкирю», то есть осветление охрой. Не буду вдаваться в подробности, но эту технику надо усвоить очень чётко, и с первого раза это не получится.
- Интересно, как вы работаете с золотом?
- Что касается работы с золотом, то существует два способа позолоты, один - на полименте, другой - на лаке мордан. В первом случае используется белок протухшего яйца. Белок яйца для этого специально протушивают в течение недели и используют с глинками, которые сначала наносятся на поверхность и растираются. Затем наносится полимент. Всё это высушивается, смачивается водкой, и затем уже кладутся листочки золота.
Золото используется в виде микронной фольги. Стоит дунуть - и она улетает. Для этой работы существует целый набор специальных инструментов. Золото продаётся в виде книжек из фольги, цена которых зависит от веса. Например, для позолоты куполов берут золото толстое.
- Работа на куполе - тяжёлый труд?
- Во время покрытия куполов подготавливается площадка, и вокруг купола делается что-то наподобие парника из плёнки. Под ним вообще не должно быть ветра, так что летом приходится работать в страшной духоте. При росписи куполов также иногда приходится работать в ужасно неудобной позе, по нескольку часов стоишь под наклоном.
- Иконописец обязательно должен быть верующим?
- Я знаю одного замечательного резчика, который считает себя неверующим, но, тем не менее, вырезал очень много декора для храмов, и сделал это очень хорошо. Он относится к этому просто как к искусству. Кто-то сразу приходит в вере, кто-то в течение жизни, а кто-то и никогда. У нас стены храмов возводили мусульмане. Ну и что? Что касается лично меня, то я считаю, что перед работой надо обязательно помолиться. Причём существует даже особая молитва перед началом работы над иконой. И в абсолютной массе иконописцы всё-таки люди верующие.
- Это ещё и выгодный бизнес?
- Коммерческая иконопись не просто имеет место, но для этого организовано специальное производство. Так было всегда. Например, в больших старинных сёлах среди мастеров иконописи даже существовало разделение труда по отдельным специальностям. Это только монахи писали чуть ли не на слезах. Большой беды я в этом не вижу. Все иконы не могут мироточить.
- Какие работы тебе особенно запомнились?
- Из моих наиболее значительных работ могу назвать наш Успенский кафедральный собор. Его второй этаж был расписан в начале ХХ века под Виктора Ивановича Васнецова, его учениками. Мы в этом храме делали иконостас. В нём две мои большие иконы - Пётр и Павел, а также декор почти всех других икон.
В храме Рождества Богородицы в селе Монастырщино - все иконы, посвящённые праздникам, моей работы. Над Знаменским храмом, расположенным неподалеку от Куликова поля, который будет скоро освящён, мы работали около пяти лет и сделали очень много. Более мелкие работы и перечислить трудно.
- Как иконопись сочетается с увлечением рок-музыкой?
- Рок иконописи не помеха. Эти явления находятся в разных плоскостях, и я не вижу причины их противопоставлять. Как и многие мои ровесники, я начинал с увлечения тяжёлым роком, но теперь особенно люблю арт-рок: Yes, Jethro Tull, Genesis, такие новые группы, как Gomez.
Туляков приглашают на выставку икон из льна
Сердечная икона. Как православная святыня защищает Россию
Поэзия досок. Почему стоит посетить выставку «Большая русская икона»
Проветрили мозг: в Ясной Поляне прошло научное шоу