В Москве вышел в свет двухтомник «Евреи Тулы XIX - XX веков». О том, кому это надо, почему евреев называют жадными и кто делает историю, рассказала кандидат педагогических наук профессор Татьяна Викторовна Майорова.
Антонина Позднякова, «АиФ в Туле»: Татьяна Викторовна, почему вы взялись писать историю тульских евреев?
Татьяна Майорова: Еврейский вопрос волновал людей давно, в России особенно, и туляки не исключение. Многие интересуются, есть ли в Туле еврейская община, ведь о грузинской или, например, армянской диаспоре знают, про евреев - нет. Ещё более интересный вопрос: как они попали в наш город?
Еврейская община в Туле образовалась в середине XIX века, с назначением первого казённого, т. е. государственного раввина. А идея написания истории евреев, с тем чтобы создать музей при общине, принадлежит не мне, а главе общины Ф. П. Саневич и её сыну Григорию. Они же помогали мне работать в областном архиве. Три с половиной года я просидела среди документов, имеющих отношение к Тульской губернии и Туле, выискивала информацию, касающуюся евреев, переписывая вручную или заказывая фотокопии, перелопатила всё, что было доступно, но уверена: есть много закрытой информации под грифом «секретно». И только после того как в общинном доме на ул. Свободы, 41, в 2013 году был открыт музей, возникла идея написать книгу.
- Знаю, что изначально планировался всего один том…
- Информации действительно оказалось много, хотелось обо всём рассказать. В первом томе преимущественно архивные источники, во втором - воспоминания, личные дневники, никогда не публиковавшиеся, очерки о выдающихся личностях нашего города и даже стихи.
- Не боитесь, что читателей обилие архивных сведений может утомить и до второго тома дело не дойдёт?
- Цитируются архивные документы часто, но они очень интересные. Тогда они писались другим языком: одни, официальные, - скупым и одновременно витиеватым канцелярским, другие, авторами которых были простые, порой неграмотные люди, - житейским языком. Эти архивные материалы - не только источник исторических фактов, это и культура общения, живая речь туляков, ведь евреи в основном на рубеже XIX - XX вв. говорили по-русски. Очень мало документов, в тексты которых вкраплён идиш на ивритской графике.
Пойманники
- Так как же в Туле появились евреи?
- В России они появились благодаря Екатерине II, которая, можно сказать, открыла им ворота в нашу страну. И хлынули они сюда из Польши, Белоруссии, Украины, Прибалтики. Но не каждый мог остаться - нужны были лишь ремесленники и купцы. Ремесленники сдавали экзамен «на мастерство» и получали аттестат. Тех, кто не мог его сдать, отправляли назад. Отмечу, что слово «родина» в контексте темы я беру в кавычки, потому что многие не знали, где эта родина, ведь евреи обзаводились потомством уже в России.
Императорский тульский оружейный завод нуждался в рабочей силе, особенно в обслуге. После указа 1811 года о создании подвижных инвалидных рот такие подразделения под № 9, 10 и 11 были созданы при ТОЗе. Большинство служивших в них низших чинов (солдат) были евреи, буквально пригнанные в Тулу «с западной полосы». Их ловили в местечках прямо на улицах, отрывая от матерей 12 - 13-летних детей, которых отправляли в так называемые школы кантонистов до 18 лет (их называли «пойманниками»), а потом - 25-летняя служба в царской армии. К середине XIX века при оружейном заводе числилось более 300 евреев.
- Получается, и военных среди евреев встретить нельзя было?
- Вплоть до начала XX века они не могли быть офицерами, но это касалось тех, кто исповедовал иудаизм. Если же человек принимал крещение, то мог дослужиться самое большее до унтер-офицера. Многие из них крестились, меняли имя, отчество, а иногда и фамилию, для того чтобы «сделать карьеру». Жили не в казармах, а на квартирах - в Оружейной слободе, в Чулкове.
Они всегда брались за любую работу. А скаредность и мелочность я назвала бы бережливостью и расчётом.
Позже ремесленники начали занимать центральную часть города. Кашин переулок, ныне Центральный, был еврейским кварталом. Второе массовое поселение - ул. Фридриха Энгельса, бывшая Петровская, там же находился молельный дом. К концу XIX века - это ул. Миллионная (ныне Октябрьская). После отмены крепостного права в 1861-м подвижные инвалидные роты были переформированы и превращены в артиллерийские команды, солдаты стали называться канонирами, фейерверкерами и обслуживать орудия. Так, первый тульский раввин Меер Исаакович Зафрен был младшим канониром 4-й артиллерийской команды. Прослужив «верою и правдою» (его слова) царю и отечеству 25 лет, он до 1889-го оставался тульским раввином, вёл метрические книги, благодаря которым мы теперь можем многое узнать о них, заботился о еврейском кладбище и одновременно был деловым человеком, что позволило ему стать впоследствии купцом 1-й гильдии и почётным гражданином города Тулы.
До хлеба не допускали
- Как отразилась отмена крепостного права в 1861 году на простых евреях?
- Кто поумнее да похитрее, начал богатеть. В Туле первые ссудные кассы, то есть ломбарды, открыты евреями - Вайнером, Черкинским, Кисельманом. В начале 1900-х в областном центре открыт первый синематограф (кинотеатр) евреем Фридманом. Некоторые занимались ювелирным делом, починкой часов, открывали небольшие фабрики по мыловарению, винокурные заводы, лесопильные мастерские. Бывшие лесные склады до сих пор сохранились возле автостанции в Заречье и на Оборонной (в те времена ул. Воронежской), а у Ряжского вокзала - купца Берлина. Однако до двух ремёсел евреев не допускали - до производства самоваров и выпечки хлеба.
Принятие православия или атеизма не повод отрекаться от своих предков.
С самоварами ещё понятно: не хотели конкуренции, а вот насчёт хлеба могу только предполагать, что предвзято относились к представителям этой национальности. Выпекать они могли лишь свою мацу, причём просили разрешение у губернатора на это, указывали адрес и время, когда будут печь. Но один еврей-самоварщик поступил очень хитро. Он открыл, можно сказать, подпольную самоварную фабрику на Старо-Павшинской (ныне ул. Мосина), набрал рабочих, а самовары собирал по частям, заказывая их в деревнях. Было это в начале ХХ века, с 1901-го по 1908-й, пока его не выслали из Тулы «на родину». Несмотря на то что он обращался к губернатору разрешить производство самоваров со своим клеймом, ему в этом было отказано.
Русские завидуют?
- Почему евреев называют скупыми и мелочными?
- Я думаю, что это всё зависть русского Ваньки-разгильдяя. Евреи всегда работали так же, а может, даже больше, чем русские. Они брались за любую работу. А скаредность и мелочность я назвала бы бережливостью и расчётом.
Среди евреев очень сильно была развита благотворительность. И когда дело касалось помощи ближнему, то жадности места не было.
Наша книга - попытка показать, что евреи тоже часть нашей губернии, нашей истории. Эта нация пустила здесь корни и дала хорошие плоды. Тульские евреи всегда считали своей родиной город Тулу и делали всё для её развития, для её блага. В архиве сохранилось много списков, например, инвалидных рот, или торговцев на Жигалинском базаре в годы нэпа, или владельцев мелких предприятий и их рабочих-евреев, поэтому тульские потомки евреев смогут найти там информацию о своих предках. Впервые полностью публикуется мартироло́г закрытого еврейского кладбища. Я в этих списках обнаружила много известных в Туле фамилий. Историю делают люди, а не серая масса. К сожалению, есть такие, кто до сих пор стесняется своей национальности, уверяя, что они уже в пятом поколении крещёные и не имеют никакого отношения к евреям. Но принятие православия или атеизма - не повод отрекаться от своих предков…