Талант «заявляет о себе»
Дмитрий Валерин, «АиФ в Туле»: Елена Геннадьевна, насколько я знаю, колледж и для вас является альма-матер?
Елена Харькова: Да, я стала студенткой в 1999 году - училась не театральном отделении и получила специальность «Педагог-руководитель детского творческого коллектива». Уже после четвёртого курса мои педагоги предложили мне остаться работать здесь, что я с радостью и сделала после получения второго образования в Орловском институте культуры. В колледже преподаю режиссуру у студентов, обучающихся по направлению «фото- и видеотворчество».
Мне было очень интересно начинать работать со своими студентами. Я всю жизнь воспитывалась в среде театралов - это люди шумные, открытые, обращающие на себя внимание.
А здесь - спокойные, сосредоточенные, сидят один на один с техникой, такие «вещи в себе». И я понемногу начала понимать их темперамент, стала видеть, как работает их творческое начало, давая на выходе совершенно другой культурный продукт - статичный. Это удивительно, как статичное изображение иной раз может передавать невероятную гамму чувств. И как много может давать статика. Для меня, как человека, привыкшего к динамике, это было открытием.
- А как в детях раскрывается их талант?
- По-разному. Во-первых, к нам ребята приходят уже с определёнными навыками. Невозможно, скажем, учиться танцам и хореографии, если ты до этого никогда не танцевал. То же самое и с фотографией.
Во-вторых, талант, как правило, начинает с того, что «заявляет о себе» устами ребёнка. Это то, что называется амбициями. Совершенно нормальная и естественная история. Юноша или девушка приходят и говорят: я умею фотографировать. Потом выясняется, что не то что до умения далеко - человек не всегда знает, какие кнопки нажимать, а на уроке боится подойти к фотоаппарату. И это тоже на определённом этапе естественно. Всему нужно учиться. Я всегда говорю: не бойтесь трудностей. Бойтесь себя самих, не желающих эти трудности преодолевать.
Всему нужно учиться. Я всегда говорю: не бойтесь трудностей. Бойтесь себя самих, не желающих эти трудности преодолевать.
Также в обучении детей крайне важно научить их спорить. Студенты должны быть готовыми к тому, что результат их труда не всегда будет нравиться аудитории. Но спровоцировать аудиторию на мысль и на интерес к своему результату он обязан. В споре ребёнок учится отстаивать свою точку зрения, аргументировать, доказывать свою позицию. Но для того чтобы эта позиция в принципе была, сначала нужно обогатить своё мировоззрение.
С ними мир другой
- Вы работаете не первый год - как меняются поколения, чем отличаются друг от друга?
- Нынешние дети не те, что прежде, как бы банально это ни звучало. Они не хуже или лучше - нельзя так говорить. Они просто другие. Это нормально. Если я в возрасте своих студентов бегала и играла в лапту, то они уже умеют собрать и разобрать компьютер.
Вообще, с молодёжью всегда интересно. С ними видишь мир другими глазами. Их глазами. Мы привыкли тащить из своей жизни свои законы и правила, придуманные нами самими для нас же самих. А с детьми можно взять и эти правила нарушить. Пойти со студентами вместо занятий в кино, например. Если картина касается предмета изучения. Или вместо лекции организовывать беседу или встречу. Подобные нестандартные методы обучения также могут способствовать раскрытию таланта.
Кстати, в этом отношении я всегда поражаюсь родителям, которые отдают детей с раннего возраста в музыкальные кружки и художественные школы с колоссальной нагрузкой, а когда ребёнок заявляет, что хочет поступать в театральный, резко возражают: «Какой театральный? Пойдёшь на юридический».
Даже были такие случаи, когда родители приходили к нам и говорили: «Ваше учебное заведение – причина конфликта в семье. Мы считаем, что наш ребёнок не должен здесь обучаться».
Но после того как их чадо завоёвывает первую грамоту или, скажем, Гран-при в престижном конкурсе, родители не редко меняют точку зрения. И в таких случаях очень приятно видеть, как папа и мама сами начинают взрослеть. Получается, что ребёнок оказывается в этом смысле «старше» своих родителей…
Почва для творчества
- В Туле есть возможности для развития творческой личности?
- Я приезжий человек, Тула для меня не родной город. Правда, я живу здесь давно - уже 23 года. Только последние 6-7 лет этот город стал таким, откуда не хочется уезжать. Я горжусь настоящим Тулы, уважая и чтя легендарное прошлое города-героя.
В областном центре открыли множество интересных креативных площадок, их число увеличивается от года к году. И самое главное - видно, что интерес у молодёжи к этому колоссальный. Поэтому, конечно же, сегодняшняя Тула - город, подходящий для развития творческого потенциала.
- В прошлом году вы помогали организовать фестиваль «Студенческая весна»?
- Да, один из значительных блоков церемонии открытия был под нашей ответственностью. Он был полностью построен на народном танце. Хореограф постановщик, преподаватель нашего колледжа – Андрей Плотников и его молодая команда. Участвовали все крупные танцевальные коллективы Тулы: «Овация», «Варенька», сборная ансамблей разных школ искусств, студенты педуниверситета. Вообще, мы всегда работаем в команде. Это коллективное творчество и чувство локтя тут крайне важно.
Наши студенты участвовали в праздничных мероприятиях Дня города, парада Победы, фестивале военного кино имени Юрия Озерова. Сейчас готовимся к кино-фестивалю «Улыбнись, Россия!».
- Колледж располагается в здании, имеющем историческую ценность…
- Да, это здание XVIII века, где в разное время были присутственные места и дворянское собрание. С 1849 по 1851 год в должности канцелярского служителя дворянского собрания состоял сам Лев Николаевич Толстой - как один из самых главных дворян в Российской империи. Именно здесь располагалось врачебное отделение, председателями которого были врачи Викентий Игнатьевич Смидович и Николай Петрович Каменев. Сюда на службу ходил Петр Петрович Белоусов, который в середине XIX века был главным санитарным врачом города. Позднее в здании располагались редакции двух газет - «Тульские губернские ведомости» и «Тульская молва».
Я горжусь славной историей своего колледжа и считаю должной соответствовать его высокому предназначению.