Примерное время чтения: 8 минут
377

Драматургия туляка Мусаева. Следователь стал помощником худрука драмтеатра

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 8. "АиФ-Тула" 22/02/2023
«Разбираясь в обстоятельствах преступления, порою становится жалко преступника, а не потерпевшего»
«Разбираясь в обстоятельствах преступления, порою становится жалко преступника, а не потерпевшего» / Кирилл Романов / АиФ

Помощником художественного руководителя драмтеатра стал подполковник юстиции в отставке, в активе которого более 20 лет работы в органах и несколько десятков пьес, поставленных в различных театрах страны.

Театральное дело

Олег Бондарь, tula.aif.ru: Рагим Гашамович, как это - следователь и вдруг становится драматургом?

Рагим Мусаев: Точно ответить на этот вопрос, наверное, не смогу. У меня всё сложилось само собой. Ещё школьником пришёл в народный театр, писал там какие-то сценарии и пьесы, потому что об этом просили, а потом и самому стало интересно. А в какой-то момент, когда появился интернет и мои произведения стали выкладывать в сети, я получил письмо от профессионального режиссёра из Белгорода с предложением о сотрудничестве. С этого всё и началось и не стало потом чем-то из разряда «вдруг». Просто на тот момент я ещё не знал, что всерьёз хочу писать. Ну не бывает в этом возрасте такого осознания. Оно пришло ко мне только лет в 35. А до этого было просто увлечение, которому я продолжал уделять внимание и при этом работать по специальности.

досье
Рагим Мусаев. Родился 6 ноября 1977 года в Богородицке. Окончил филиалы Московского университета МВД РФ и Московского университета им. С.Ю. Витте. Работал следователем в РОВД г. Тулы. 27-летнюю карьеру в правоохранительных органах завершил в должности начальника отдела следственного управления. Подполковник юстиции в отставке. В 2022-м окончил Екатеринбургский театральный институт по специальности «менеджмент» и стал помощником художественного руководителя Тульского драмтеатра. Писатель, драматург, краевед. Не женат.

- И что, даже мыслей не было сменить профиль и пойти учиться «на драматурга»?

- Так на них почти нигде и не учат. У нас сейчас все кинулись в сценаристы - все пишут для кино. При этом берутся за это те, у кого ещё и жизненного-то опыта никакого нет. Вчерашних школьников можно научить только голой технике написания сценариев. А чем её наполнять? Вот и возникает когнитивный диссонанс. В советское время всё было по-другому - создавались сценарные курсы при творческих вузах, драматургов готовили в Литературном институте имени Горького, куда поступали уже взрослые люди. Сейчас этого нет и семинары по драматургии стали большой редкостью. А сценарист и драматург - разные специалисты. Это как два доктора, один из которых «ухо-горло-нос», а другой - стоматолог. Вроде оба врача, вроде бы оба «про голову», но это же не одно и тоже.

У сценаристов считается, что для портфолио необходимо написать хотя бы одну пьесу. Вот они пишут и рассылают по всем театрам, а там потом читают и говорят: «Так это же сценарий для кино, а не пьеса». Ну, правильно - чему учили, то и сделали.   

У драматурга в отличие от сценариста другое мироощущение и пространство. То, что в кино можно сделать на крупных планах, например, показать внутреннюю борьбу, и это будет великолепно смотреться, в театре сделать невозможно. Там другой язык. И в этом смысле при написании пьесы драматург должен многое предусмотреть, вплоть до расчёта времени, когда актёр должен будет успеть между сценами переодеться.

справка
В цикле «Жизнь замечательных туляков» уже вышли спектакли, посвященные Валерию Легасову, Сергею Мосину. В работе спектакль об Андрее Болотове.

Уголовные элементы

- Есть ли у вас как у драматурга главная идея, и как она связана с опытом работы в органах?

- Всегда пытался и пытаюсь призывать людей к добру. Может быть это звучит и банально, но за этим кроется вовсе небанальное - мне всех жалко. Когда только начинал работать, мой дед, который тоже был следователем, сказал мне: «Человек, который совершил преступление, он всё равно человек». И потом я понял, что дед был прав.

 Совершённое человеком должно оцениваться объективно, и следователь не тот человек, который имеет право принимать какие-то собственные решения, не основанные на законе. Он расследует. Но разбираясь в обстоятельствах, порою становится жалко не потерпевшего, а преступника. Говорю не о том, что его нужно оправдывать, а о том, что его нужно понять. Решать будет суд. Хотя всё складывается очень по-разному и зависит от категории преступления. Отъявленные негодяи, которые целенаправленно совершают преступления, конечно же, есть. Но есть и люди, которые оступились.

- В этом, наверное, и заключается ключ к пониманию некоторых произведений в жанре русского шансона, мол, у каждого должен быть шанс остаться человеком...

- Песни есть разные, в том числе и те, которые уголовщину романтизируют. Ведь у нас, как правило, если что-то разрешается, то делается сразу и безоглядно. Так в своё время произошло и с шансоном. Недавно наткнулся на телепередачу, посвящённую этому жанру, от которой был в шоке. Пришлось наблюдать разнузданную пошлость в исполнении народных артистов России, да ещё и в прайм-тайм, и на одном из главных федеральных каналов.

- И тем не менее, шансон - это часть фольклора, он существует и от этого никуда не деться...

- Знаете, некоторые сомнительного содержания стихи Пушкина не изучались детьми в школе, но он от этого не перестаёт быть Пушкиным. Не говорю о том, что кое-что надо запретить или уничтожить, но у всего есть своё место и время. Когда во времена Советского Союза нам, как принято сейчас говорить, «насаждали» через телевизор высокую культуру в разных сферах, определённый результат от этого был.

Вот, к примеру, у нынешних старших поколений раньше был один набор сказок, которые закладывали в детях основы понимания о добре и зле, а начиная с 90-х стало появляться совсем другое искусство для детей. Те же американские мультики, которые, конечно же, яркие и эффектные, и от этого в тот момент казались нам просто необыкновенными. А если разобраться: кто там главные герои? В «Утиных историях» это миллионер Макдак, который путешествует по миру с одной целью - заработать. При этом он оставляет после себя руины: везде всё рушится и взрывается. Для мультика картинка эффектная, но это же и мировоззрение определённое. А потом мы удивляемся: почему это у нас такое поколение выросло? А потому что ему такую модель мира показали.

Это и к вопросу о том, что драматург должен думать, о чём пишет, и о том, как это будет воздействовать на зрителя. В советских фильмах все герои всегда имели профессию и место работы. Если же у них этого не было, то они, как правило, были персонажами отрицательными. В современных сериалах обыватель видит огромный богатый дом, в котором прекрасно живут люди, при этом оказывается не важным, где и чем они занимаются,  на какие средства это благополучие воздвигнуто. Можно сколько угодно ругать производственную тематику, но определённый смысл в ней всё же был. Со многим в искусстве советского периода я не согласен, но вполне воспринимаю его как некий духовный ориентир.

Неформальная Родина

- Как относитесь к тому, что в культурном пространстве начинает доминировать тема патриотизма?

- Сегодня мы возвращаемся к пониманию необходимости воспитания чувства патриотизма. Человек должен любить свою Родину. А как иначе? Главное, чтобы всё это было органичным, а не по принуждению. Иначе может возникнуть совершенно обратный эффект. Так называемого воспитания патриотизма нужно достигать разумными средствами, чтобы молодые не говорили: «Ой, это скучно, ой, нам это не надо». Нужно делать так, чтобы это, действительно, приводило к любви к своей земле, а не к выучиванию шаблонных фраз.

Думаю, что какая-то часть активно ударившихся нынче в патриотизм всё же далеки от искренности. После развала СССР патриотического воспитания на должном уровне у нас не было в течение тридцати лет. Сегодня подход изменился. Но в одночасье общество не может развернуться на сто восемьдесят градусов. Конечно, нынешняя геополитическая ситуация стала определённым катализатором патриотизма, в том числе и в искусстве. Но не нужно спекулировать на патриотизме. Одно дело, когда произведение становится результатом глубокого творческого подхода к его созданию, а другое дело, когда возникает как бы по разнарядке, мол, надо. Тогда и появляется нечто с полным набором поверхностных штампов, ничего общего не имеющее с искусством, и в конечном итоге с патриотизмом. Хотя слово «Родина» может звучать там в каждом втором предложении, но при этом никого не трогать.   

В нашем театре есть спектакль про Валерия Легасова (нашего земляка, доктора химических наук, профессора, действительного члена Академии наук СССР,  работавшего в правительственной комиссии по расследованию причин и по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, за что в 1996 году посмертно удостоен звания Героя России. – ред.) Понятно, что в спектакле в том числе и об ужасах Чернобыльской катастрофы рассказывается. Однако, люди после представления выходят с осознанием того, что они наследники героев, что они и есть народ, который совершил подвиг. При этом сам спектакль достаточно сложный и сделан без расчёта на коммерческую успешность, но пользуется популярностью и достать билет на него непросто. То есть, людям это интересно, и они чувствуют, что это им нужно.

 Я благодарен театру за этот спектакль, а директору театра Сергею Михайловичу Борисову – за идею целого театрального цикла «Жизнь замечательных туляков». Кстати, такого больше нет нигде в России. Уже вышли спектакли, посвященные Валерию Легасову, Сергею Мосину. В работе спектакль об Андрее Болотове. Я очень рад, что со спектаклей нашего цикла зрители выходят со словами: «Я горжусь тем, что я туляк».

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах