Примерное время чтения: 11 минут
677

Тульский системщик: «Дети - копилка государства. В них надо вкладываться»

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 46. "АиФ-Тула" 12/11/2014
Кристина СОНЕВА / АиФ-Тула

В этом году по Туле пронеслась волна детского криминала. Сначала внучка с дружком убили бабушку, затем пьяная школьница разгромила окна в школе, а потом несколько подростков, торгуя курительными смесями, сами же и отравились.

Досье
Александр Николаевич Кудряшов родился 23 августа 1967 года в Туле. Окончил политехнический институт. Служил на Украине в РВСН. В Белокоровечевской дивизии. Работает в Тульском областном центре развития творчества детей и юношества. Женат, отец двух дочерей.

Наш гость - руководитель детского объединения «Радиоэлектроника» Александр Кудряшов считает, что главное - вовремя занять подростков каким-то хорошим делом и сделать это так, чтобы даже думать о всяких бедовых вещах у них не оставалось времени.

- Александр Николаевич, как вы начали заниматься с детьми?

- Совершенно случайно. Одна знакомая рассказала, что её ребёнок любит паять, заниматься с проводами и мелкими деталями. Родители решили отдать его в секцию или кружок. Начали искать, но выяснилось, что в Туле не так уж их много, мои знакомые нашли только один. Я был удивлён, поскольку, когда я учился, таких кружков было много. Потом знакомые рассказали, что кружок есть в центре, но педагога нет. Жена предложила попробовать помочь детям, я рискнул. 

Вообще заниматься радиоэлектроникой тяжело. Необходима хотя бы какая-то база, а значит, требуются вложения. Когда я пришёл сюда, оборудование было устаревшим. Но потихонечку заново оборудую и восстанавливаю учебный кабинет. Теперь хотя бы есть с чем работать.

- Центр существует на бюджетные деньги или на средства энтузиастов? 

- Я не миллионер, зарплата у меня на основной работе тоже небольшая, но в России много хороших, небезразличных людей. Да, они не отличаются высоким достатком, но детям готовы помогать, ими уже отреставрированы приборы и восстановлена элементная база. Центром запланирован серьёзный ремонт - но это отдельный разговор. 

Я же - системщик-ремонтник, человек, который знает, как и почему работает любое устройство, в котором есть хотя бы один транзистор. Могу отремонтировать и заставить работать почти любой компьютер. У меня нет педагогического образования. Его я получил уже опытным путём. Окончил Тульский политехнический институт, потом остался обучать студентов. К слову, интересная история была у меня с дипломом, который должен был быть красным, но из-за тройки по истории КПСС я оказался его не достоин. 

Меня, повторюсь, никто не готовил к преподаванию. Первое время было сложно. Приходилось вести занятия у тех, с кем я буквально «гулял в колхозе». Хотя этой аудитории можно было сказать: «Так, мужики, там мы - друзья, тут - преподаватель - студент». Сложнее было с молодёжью: если с первого занятия не завоевать авторитет, то аудитория теряется. Возникали разные ситуации, но всё же, мне кажется, я справился. Это как с плаванием. Самое эффективное - завести на середину озера, там, где глубоко, и кинуть. Это жестоко, но работает. Жить захочешь - поплывёшь. Так и у меня вышло с преподаванием. 

Александр Кудряшов может отремонтировать и заставить работать почти любой компьютер. Этому же он учит своих воспитанников. Фото: АиФ-Тула / Кристина СОНЕВА

- Сегодня вы занимаетесь с девятилетками. С кем проще?

- Конечно, с ребятами постарше. Они более спокойны и усидчивы, у них есть уже чувство ответственности. А интереснее - когда смешанная группа. Всегда находится лидер, который ведёт за собой, и через него можно подстёгивать остальных. 

И я горжусь тем, что многие мои ученики общаются со мной до сих пор. И те, что ни один мой выпускник не защитил диплом ниже чем на «4». Сейчас они все - хорошие специалисты.

- Учитель это призвание?

- Если вы хорошо помните свою первую учительницу, которая вела у вас уроки в начальной школе, то это был учитель. Учитель не просто учит предмету, он учит жизни, даёт что-то ещё сверх предметов, а преподаватель преподносит свой предмет, даёт знания и всё. Вот в чем разница.

Учитель не просто учит предмету, он учит жизни, даёт что-то ещё сверх предметов. Фото: АиФ-Тула / Кристина СОНЕВА

До Кончиты Вурст недалеко

- Но прежде чем ребёнок пойдёт в школу, его чему-то должны научить в семье…

- Сейчас много неполных семей. Одной маме трудно вырастить полноценного мужчину. С такими тенденциями мы придём к Кончите Вурст, как в Европе.

Всё начинается с семьи и семейных устоев. Если с детства не прививать ребёнку дружеское отношение к людям, правильное отношение к обществу, уважительное отношение между мужчиной и женщиной, нормальное отношение к соседям, то как из него вырастет добрый, культурный человек с правильными морально-нравственными ориентирами?

- Напомню – вы человек разведенный…

- К разводам я на самом деле отношусь отрицательно. Считаю, что семья - это ячейка, которая должна строиться правильно, её не надо рушить. Но если уж так случилось, то тогда надо объяснить ребёнку, что так в жизни бывает. Дети ведь всё понимают. 

От первого брака у меня дочка. Она меня любит, мы общаемся, встречаемся, разговариваем. И все же я считаю, что допустил ошибку в молодости. Возможно, надо было как-то по-другому решать семейные проблемы.

- А ваши друзья отзываются о вас как о хорошем семьянине. Удалось не повторить ошибки?

- От второго брака у меня тоже дочка. Больше времени дочери, конечно, уделяет жена. Я подключаюсь, когда у супруги заканчивается лимит воспитательно-терпеливых качеств. Дочке моей 12 лет. 

Главный принцип в воспитании для нас с супругой - это честность. Мы стараемся ничего не прятать от ребёнка. Честность и открытость должны всегда быть в общении с детьми, они чувствуют ложь. Возможно, то, что мы стараемся показать ребёнку настоящую жизнь, иногда не совсем безмятежную, кто-то сочтёт непедагогичным, но мы считаем, что поступаем правильно. 

У нас есть традиция. Каждый год мы собираемся с семьями автолюбителей из одного клуба и выезжаем на природу. Дети всегда едут с нами. При этом они видят, как общаются взрослые, как отдыхают, веселятся, но также они видят, что мы после отдыха всегда всё убираем, что никто не падает от выпитого алкоголя, никто не дерётся и не хамит. Дети понимают, что во всём нужно знать меру. 

- Однако они видят реальную жизнь не только в семье, но и на улице. В Туле отмечается новая волна употребления курительных смесей...

- В любой стране и в любом обществе существуют свои методы борьбы с наркоманией. Но один из важных факторов и методов, я считаю, - создание условий, при которых дети и подростки меньше времени будут предоставлены себе и улице. Пробуждение в ребёнке с раннего детства интереса к какому-либо делу - вот, пожалуй, основное условие. Искреннее, а не показное внимание со стороны взрослых, государственных структур к развитию детских и юношеских центров. Ведь подобные центры занимаются развитием творчества и личности ребёнка. Это то, на что в современных школах просто не хватает времени. Ребёнок, занимающийся в таких центрах, вряд ли будет иметь время для того, чтобы попасть в компанию наркоманов. И если в результате деятельности таких центров хотя бы на несколько наркоманов станет меньше, - это дорогого стоит …

Когда в руках паяльник и микросхема, уже не до гаджетов. Фото: АиФ-Тула / Кристина СОНЕВА

Про дроби не слыхали

- А вы всех берёте на свои занятия?

- Попробовать можно с каждым. Но самое печальное, по-моему, то, что сегодня у детей низкий уровень знаний по школьной программе. Самый простой пример. Спрашиваю, делится ли 2 на 3? Многие ученики 6 класса говорят, что не делится ни при каких условиях. Про дроби они не упоминают. Почему-то некоторые школьники не могут применить знания на практике. 

- У нынешних детей всегда с собой гаджеты, а на ваших занятиях дети отвлекаются на приложения из Интернета?

- Практически никогда. У них просто руки заняты постоянно: не до гаджетов, знаете ли, когда в руках паяльник и микросхема.

В целом же, конечно, смешно смотреть, когда десятилетний ребёнок 12 делит на 2 на калькуляторе. 

В глобальном смысле, то, что эти изобретения существуют, - хорошо, но то, что дети, да и не только дети, не могут сделать без них и шага, - катастрофа.

Умные и правильные занятия рождают умных и правильных детей. Фото: Коллаж АиФ / Александр ИШАНОВ

А вообще, если ребёнку что-то интересно, то ему всё равно, что происходит в его телефоне.

Важно пробудить в ребёнке интерес к чему-либо. Например, где край вселенной, откуда берётся свет, кто такой Пушкин, как погиб Лермонтов или почему на могиле Л. Н. Толстого нет креста. Кстати, в прошлом году я задал этот вопрос одиннадцатиклассникам, и никто не смог ответить. Важно развивать в детях чувство дружбы, взаимопомощи. А всё это дало бы понимание важности общего результата - как в малом деле, небольшого коллектива, так и в больших, общегосударственных делах. И, конечно же, начальное образование в школе должно быть максимально разносторонним.

К сожалению, сейчас, когда в нашем обществе допустим огромный разрыв между бедными и богатыми, трудно объяснять детям важность сплочения и единения в стремлении к общим результатам. Это не намёк на какую-либо идеологию, но какие-то ориентиры на социальную справедливость в обществе должны быть.

Дети – наши будущее. Для них надо делать всё, без оглядки на свои интересы. Очень важно, чтобы государственные мужи, то есть чиновники, понимали, что крайне необходимо создавать и стимулировать развитие центров, где дети могли бы проводить время после школы и где с ними будут работать увлечённые своим делом педагоги. Ведь дети - это копилка государства, в которую стоит вкладывать и ум, и силы, и деньги. 

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах