Кадры опять решают всё. Но где ж их взять, если специалисты практически всех областей причитают: профессионалы переводятся, а новые не появляются. Как из обычного среднестатистического студента воспитать успешного и преуспевающего специалиста, размышляет профессор ТулГУ Роман Хмелёв.
Однажды 20 лет спустя
Олег Бондарь, tula.aif.ru: Роман Николаевич, согласны ли вы с тем, что студенты вузов сегодня получают знания не актуальные, а 20-30-летней давности?
Роман Хмелёв, профессор университета: утверждение несколько критично и мало объективно, потому что учебные заведения все разные, и подготовка кадров происходит в них по-разному: с учётом науки, которую ведёт каждая кафедра, имеющегося оборудования и преподавательского состава.Но отрицать существование огромного разрыва между теорией и практикой в целом нельзя. Это касается не только вузов и техникумов, но и школ. Причём теория может преподаваться на самом высоком уровне, но, чтобы уметь применять её на практике, необходимо постоянно мониторить происходящее в каждой конкретной отрасли. А мир меняется слишком быстро, и он непредсказуем. Профессиональные знания устаревают быстрее, чем человек успевает отучиться в университете.
К примеру, в транспортной сфере даже в течение одного календарного года появляется столько изменений, что если их не учитывать, то мы не сможем дать выпускнику актуальные знания, которые он сразу же сможет использовать в своей профессии. Изменения эти связаны с законодательством, внедрением новых технических средств, в частности систем ГЛОНАСС и видеонаблюдения, счётчиков пассажиропотока и так далее. Подобные перемены постоянно происходят и в других отраслях. Поэтому практически все выпускники российских вузов, не получившие передовых знаний, при выходе на работу переносят болезненный период адаптации. Работодателям приходится затрачивать дополнительные усилия, чтобы вводить молодых специалистов в курс дела, потому что в вузах их учили, так сказать, на пальцах, а до практического применения теоретических знаний так и не дошло. То есть, работодатели по сути берутся выпускников доучивать.
- А что мешает ликвидировать пропасть между теорией и практикой ещё на стадии обучения в вузе?
- Шаги в этом направлении предпринимаются. Причём в системе образования они реализуются на уровне федеральных стандартов с попыткой внедрения практико-ориентированного обучения. Вводится также новый предмет - проектная деятельность. Это когда с первого курса студенту поручается работа над реальным проектом, и он под руководством наставника эту идею реализовывает. Скорейшее вовлечение студентов в проектную деятельность, а также интегрирование её в учёбный процесс в качестве дополнения к основным предметам позволит на выходе получать более дееспособного специалиста.
Так что реформирование системы образования идёт, но хотелось бы, чтобы это происходило быстрее с учётом современных реалий.
Предприятия просят толковых
- Что следовало бы ещё изменить в системе профессионального образования?
- На мой взгляд, сегодня в вузах и техникумах людей во многом учат решать задачи рутинные - чётко поставленные и чётко инженерные. Это когда студент выполняет полученное задание, используя шаг за шагом методичку, и получает заранее известный результат. А вот решать творческие задачи в процессе обучения они, как правило, не умеют, и никто их этому не учит. От этого нужно уходить.Самим же студентам надо стараться выходить из зоны психологического и других видов комфорта. Если человек делает только то, что отведено учебной программой, то не будет нужного эффекта. Мыслить надо шире.
Предмет «Методология научных исследований», который я веду, как раз и ориентирован на формирование у обучающихся зачатков понимания творческой деятельности и того, как она связана с их профессией. Ведь инженер-выпускник, научившийся решению только рутинных задач, не может проводить научные исследования, аналитическую работу и создавать новые решения, касающиеся его производственной деятельности, а также дальнейшего развития его самого и предприятия. «Методология научных исследований» есть во многих учебных заведениях и учит рассматривать инженерный функционал в тесной связи с деятельностью научной. А работодатели при выборе кандидата на работу делают ставку на портфолио реализованных проектов и гибкие навыки. - Как выпускникам быстрее прийтись «к месту» на предприятиях и приносить им пользу?
- Считаю, что подготовить специалиста для предприятий реального сектора экономики, можно только при их поддержке. Эти предприятия имеют огромное количество возможностей для формулирования тем и проблем, по которым нужно работать университетам. По моему мнению, идеальная дипломная работа должна делаться по заявкам предприятий на основании реально существующих проблем. При этом результат работы обязательно должен быть подтверждён внедрением. То есть, чтобы не вышло так, что делали-делали и всё напрасно.
Надо возрождать кружковое движение. Благодаря ему первые шаги в науке смогли сделать многие выдающиеся учёные.
Стать Циолковским
- А может быть следует приучать к творческому подходу ещё детстве?
- Совершенно верно. Сейчас дети с головой погружены в гаджеты. А почему бы вместо них не дать ребёнку, к примеру, набор по робототехнике, чтобы он собрал свой первый автомобиль. А ещё считаю, что надо возрождать кружковое движение, ведь благодаря ему в своё время первые шаги в науке смогли сделать многие выдающиеся учёные. В том числе конструктор ракетно-космических систем Сергей Королёв и основоположник современной космонавтики Константин Циолковский.
Разнообразие федеральных конкурсных площадок позволяет обучающимся выбрать интересующее направление, заявить о себе как об авторах нового интересного проекта и что не маловажно - получить финансовую поддержку. А ещё человек понимает, что он не просто что-то делает для себя, а действует на более высоком уровне, и все видят его результат. Есть очень точное высказывание «Если человек делает что-то хорошо, но об этом никто не знает, значит он делает это плохо».
Идеи молодых
- Каковы успехи тульской молодёжи в разработке передовых проектов? - Примеров много. Отметил бы работу студентов одного их тульских вузов, разработавших систему выращивания огородных культур, начиная от зелени и заканчивая ягодами. Проект предусматривает оснащение участка земли средствами мониторинга и датчиками, фиксирующими влажность и уровень освещённости. При этом система обеспечивает автоматический полив и даже внесение удобрений. Техническая составляющая работает по типу «умный дом», только это уже не «умный дом», а «умная теплица». Мне понравился этот проект и тем, что включает в себя ещё и ускоренную демонстрацию отснятого на видео процесса всхода растения и его последующего развития.
Команда презентовала проект на примере выращивания салата, который считается наиболее дорогостоящей культурой в плане продажи. Сейчас авторы хотят оформить проект как коммерческий продукт и предлагать систему фермерским хозяйствам. При этом составлен бизнес-план, включающий доказательства окупаемости и получения прибыли.
Ещё один из интересных проектов подразумевает разработку, производство и реализацию встраиваемых систем автоматизации с открытым исходным кодом для российского рынка и способен заполнить пустующую нишу востребованных АСУ. А также частично решить задачу по ипортозамещению устройств зарубежного производства. Один из предполагаемых продуктов - система автоматизации работы сеялок.
Весьма любопытен и проект «ТулКвест», направленный на развитие туристической привлекательности города. Планируется создание цифровой инфраструктуры для удобного и понятного прохождения исторических квестов. Для этого надо создать программное обеспечение, сюжета на основе архивов и истории Тулы, договориться с туристическими компаниями о включении этих квестов в маршруты экскурсий и поездок.- Какие знания молодого специалиста наиболее востребованы?
- Согласно официальным данным Всемирного экономического форума, первостепенное внимание в современных условиях обращается на умение решать сложные задачи и на обладание широким набором знаний и навыков. Вторая по значимости - предрасположенность к любому творчеству, в том числе и в технике на уровне изобретательства. И третье - критическое мышление, позволяющее специалисту мыслить индивидуально и пропускать окружающую действительность через призму своего мнения.