Примерное время чтения: 8 минут
261

Несостоявшийся бренд. Е. Палевская об открытиях, керамике и госструктурах

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 21. "АиФ-Тула" 24/05/2023
Елена Палевская / Из личного архивa

Керамическое производство для Тульской области имеет куда большее значение, чем принято считать, полагает Елена Палевская и размышляет о том, почему часть региональной истории оказалась подзабытой.

Мы их теряем

Олег Бондарь, tula.aif.ru: Елена Михайловна, научную работу по тульской керамике вы начали писать ещё студенткой, а Народным мастером России стали уже в 15 лет. Как такое возможно?

Елена Палевская: С детства занималась народными художественными промыслами, а образование в этом направлении у нас исторически давалось методом подсадничества, то есть, когда ученика подсаживали к некому мастеру. В своё время Союз художников организовывал ученичества у таких мастеров и ограничений по возрасту, в принципе, не было, вот я, по сути, ребёнком и попала в ученики к знаменитым и последним коренным мастерицам филимоновской игрушки, жившим непосредственно в деревне Филимоново. Бабушкам платили зарплату, а мне - стипендию. А после учёбного курса было подано заявление в комиссию по народному искусству при Союзе художников РФ и по результатам рассмотрения я и стала народным мастером филимоновской игрушки.

Фото: Из личного архивa/ Елена Палевская

- По этой части наверняка и открытия какие-то удалось сделать?

- Существует общее мнение, что филимоновская игрушка имеет дохристианские корни, а я как специалист могу это доказать. Традиционные орнаменты этих изделий можно расшифровать как древние символы земледельческой культуры. До христианства люди верили, что если они нанесут определённые знаки на какие-то предметы, то будет то, что они хотят этими знаками выразить. Есть определённые закономерности в развитии некоторых вещей и в том, что наши предки были солнцепоклонниками, можно убедиться в том числе и разглядывая филимоновскую игрушку. Но, как это часто бывает, после взлёта популярности наступает некий спад. Вообще, тульскую керамику, как явление культуры, мы потеряли на рубеже 19-20 веков. Это относится и к тульской городской игрушке, появление которой было обусловлено возникшей в 18 веке моде на фарфор. Но статуэтки из него стоили дорого, а так как в Тульской губернии в основном жили купцы далеко не первой гильдии, то и по карману были не всем. Хорошей альтернативой фарфору для любителей интерьерных украшений и стала тульская городская игрушка. Однако ненадолго. Вскоре фарфор стал широко доступен, благодаря развитию мануфактур, качественную продукцию которых можно было купить уже за те же деньги, что и самолепные изделия. Так естественные экономические причины и обусловили в конце 19 века отмирание тульской городской игрушки. Но сейчас можно говорить о том, что спустя почти сто лет, благодаря энтузиастам, промысел вновь ожил. Им так же традиционно занялись индивидуальщики.

Тихая сенсация

- Имеет ли керамика право претендовать на статус бренда Тульского края?

- Топонимы Большие и Малые Гончары говорят о том, что керамическое производство у нас было издревле. Но сомневаться, что ему уже пять веков, мы окончательно перестали в 2014 году, когда при строительстве многоэтажки в Заречье тульские археологи обнаружили огромный пласт гончарной слободы 17-18 веков - более 2 тысяч кв.м. горнов. Это, по сути, сенсация. Но мы порою не до конца понимаем значимость каких-то явлений. У меня, например, есть официальная бумага, где написано буквально следующее: судя по результатам раскопок, объём гончарного производства в Туле был сопоставим с оружейным, а учёные из Москвы только сейчас пытаются адаптироваться к мысли, что это некое новое научное знание.

«Тульская керамика опирается на мощную историческую базу и имеет полное право на существование как бренд»

Фото: Из личного архивa/ Елена Палевская

Вообще в разное время при строительстве в центре Тулы керамики находили много, но нигде не было прямых доказательств, что это именно тульское производство (может быть образцы были кем-то откуда-то привезены). А вот если бы предметы обнаруживались не просто в грунте, а непосредственно в горнах комплекса производства, тогда дело другое. И после находки 2014 года стало совершенно очевидным, что это именно тульское производство и что оно именно крупное.

И я не понимаю, почему керамика в Туле до сих пор не бренд, если смело можно говорить о широком и универсальном её производстве на нашей территории.  Помимо игрушки это и строительные материалы, изразцы, то есть художественное оформление печей, гончарка и широкий ассортимент хозяйственно-бытовых изделий. И всё это было очень развито уже в 16 веке. А вот забываться начало в 18 веке, когда в Туле по указу Петра 1 стало появляться оружейное производство. Часть историков считает, что именно по этой причине наиболее творческая и активная часть производственных сил перетекла в государственные предприятия, где был выше социальный статус и гарантированная зарплата, и гончарная слобода начала мельчать.

В чью сторону кивать?

- А что нужно, чтобы этот бренд стал в Туле, действительно, брендом?  

- Его нужно развить, сознательно создав для этого условия. Есть примеры, когда в некоторых регионах делали так, даже не имея полноправных на то исторических предпосылок. Визитную карточку региона даже из пальца высосать можно. Но гораздо интереснее получить бренд, который опирается на мощную историческую базу и имеет полное право на существование, что вполне относится и к керамике в Тульской области, где она имеет красивую историю. К тому же ей целых пять веков, а это гораздо больше, чем история некоторых стран.

Фото: АиФ/ Кирилл Романов

Считаю, что развитию народных художественных промыслов внимание уделяется недостаточное, поэтому они и исчезают. А Тула, построившая своё брендирование как город мастеров, этих самых мастеров в области промыслов, практически, теряет. Если человек желает посвятить себя этому делу, сразу же возникнет вопрос: где профессионально реализовываться? Это как такая общая история со студентами, которые не могут устроиться после вуза по своей специальности. Можно научиться ремеслу, но это останется как хобби, а это уже личная история, которая по большому счёту мало кому интересна.

- Так что же в нашем регионе мешает развитию керамики как народному промыслу?

- Не знаю кому и что мешает, мне лично не мешает ничего, но отвечать за бренд на уровне региона не могу. Могу отвечать только за свою работу как художник и как наставник других керамистов. При этом не стала бы в поисках ответа на этот вопрос кивать в сторону государственных структур. Мы с соратниками просто берём и делаем всё, что зависит от нас, и продолжаем искренне верить, что найдутся люди, которые подхватят это дело, и не только ради своей личной истории. Очень в это верю. В числе наших учеников большинство действующих керамистов Тулы, а учу я всех кто захочет, в том числе людей 45+.

А вообще, прошло ещё слишком мало времени с момента археологической находки 2014-го, когда мы поняли что тульская керамика - это часть нашей региональной истории и культуры, до момента результата каких-либо действий в связи с этим. Но важно понимать и другое: современный мир привык к ускорению и нужно торопиться придавать его любому правильному делу. Информационное поле сегодня большое и если не уделять особого внимания чему-либо конкретно, то можно это попросту потерять.

досье
Елена Палевская. Родилась 5 января 1972 года в Туле. Окончила институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина в Санкт-Петербурге. В течение 20 лет преподавала историю искусств и керамику в тульских образовательный учреждениях: детской художественной школе им. В.Д. Поленова, областном колледже культуры и искусства, ТулГУ. Народный мастер России, кандидат искусствоведения. Директор частного учреждения культуры «Центр традиционной тульской керамики». Замужем. Двое детей.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах