Гости выставки «Русский север. Народное искусство» увидели в небольшом зале Музея декоративно-прикладного искусства старинные прялки, Вологодское кружево, Щепных птиц, шкатулки из кости мамонта и берестяные туески.
Льняная «паутина»
Бросается в глаза изящное Вологодское кружево, похожее на невесомую паутину. На одной работе изображены снежинки с геометрическими фигурами, на другой – растительные узоры. Каждый орнамент по-своему уникален.
«Всё зависит не только от богатства фантазии, но и от золотых рук мастерицы. Чёткие правила кружевоплетения сложились в России в XVII-XVIII веках. Вплоть до начала XIX века рукоделием занимались дома. Потом в Вологде появилась первая фабрика, на которой трудились крепостные крестьянки. Несмотря на своё давнее появление, Вологодское кружево обрело особую популярность в конце XIX – начале XX века. Тогда эти изделия впервые попали в Европу, где очень быстро стали модными», - рассказывает первый заместитель генерального директора «Тульского музейного объединения» Марина Кузина.
Кстати, сокровище Русского севера очень похоже на Белёвские произведения искусства. И, тем не менее есть отичие.
«Если Белёвское кружево плели из французского шёлка, то Вологодское – исключительно из льняных нитей. Видите, какое оно прочное и бархатное с виду? Сразу возникает ощущение домашнего тепла», - продолжает Кузина.
Вологодское кружево очень ценилось среди купчих. В северных регионах России оно считалось одним из самых востребованных элементов декора.
Подарок дочери, невесте и жене
Бытовые предметы не только наполняли крестьянский дом уютом, но и оберегали его от нечисти. Одними из таких были резные прялки, считавшиеся символами плодородия и вечной гармонии бытия.
На выставке представлено 28 прялок середины XIX века. Все они привезены из Архангельской, Вологодской, Ярославской областей и Поволжья.
«Особенно люблю иконописные прялки из Архангельской области, на которых изображены целые узорные ряды, а в каждом ряду – свой утончённый орнамент с церковными символами», - продолжает Марина Кузина.
Древнерусская прялка состоит из подставки — «донца», где сидит пряха, и стояка, на котором закрепляется кудель — подготовленная шерсть, скатанная в валик. Самые древние экземпляры вырубались из пня с корнем. Позже прялки стали разборными, их части делали из разных пород дерева. Донце вырезали из липы или осины, стояк — из ясеня или клёна.
Искусные мастера, занимавшиеся изготовлением прялок, преподносили их в дар невестам, жёнам и дочерям. Богато украшенная резьбой или росписью, этот бытовой предмет всегда висел на видном месте. Дорогие и особо ценные прялки передавались по наследству.
Птицы счастья
На потолке висят хрупкие Щепные птицы, привезённые из Архангельской области. Их хвост и крылья с пёрышками вырезались из расщеплённой сосны, отчего эти хрупкие изделия и назывались «щепными».
«По поверьям щепная птица олицетворяла солнце и приносила в дом многие блага. Раньше такие поделки висели почти в каждом доме крестьянина в красном углу, над обеденным столом, напротив русской печи или над детской колыбелью», - рассказывает заведующая научно-просветительским отделом филиала «Музея декоративно-прикладного искусства» Виктория Киндышева.Под птицами – три шкатулки с утончёнными узорами на одной из тёмно-зелёных витрин. Холмогорская резьба по кости – сочетание русской и западной культур, а также ещё один уникальный народный промысел родного севера.
Холмогоры - село в низовье Северной Двины, административный центр и крупнейший населённый пункт Холмогорского района Архангельской области. Считается родиной русского учёного-естествоиспытателя Михаила Ломоносова.
«Материалом для мастеров служит моржовая кость, кость домашнего скота, а также бивни мамонта. Бивни мамонта используются до сих пор и даже стали основным материалом для сегодняшних изделий холмогорских мастеров. Основными работами мастеров были не только шкатулки, но и гребни, браслеты, табакерки», - продолжает специалист.
Работы серверных резчиков настолько ценились, что одни выставлялись в Оружейной палате в Москве, а другие – переходили к царским особам.
Термос из берёзы
Завершающий штрих выставки – берестяные корзинки-туески, выполнявшие в древности роль современных термосов. Предки клали в них соль, соления, молоко, масло, сметану и творог. Скоропортящиеся продукты, как правило, хранились в такой корзинке долго, а некоторые овощи даже приобретали особый терпкий аромат.
«Туес поражает простотой и мудростью конструкции. Он имеет наружную и внутреннюю стенки, между которыми остаётся небольшая воздушная изоляционная прослойка. Внутренняя стенка удерживает жидкость. Для изготовления туеса нужен сколотень — снятая со ствола целиковый кусок бересты. Его заготавливают специально, в определённое время года. Нужен немалый опыт для того, чтобы случайно не навредить дереву», - отмечает Виктория Киндышева.
Наружная стенка предназначена для декора, из-за чего её называют рубашкой. Рубашку украшали яркой и сочной росписью или прорезным кружевным орнаментом или тиснением. Иногда вплетались и полоски бересты. Интересно, что такая корзинка собиралась без гвоздей и клея.
Особым качеством исполнения отличаются изделия с реки Уфтюги и окрестностей Красноборска. Именно в этом районе существовал до недавнего времени туесовый промысел. Для классических туесков обязательны дискообразные крышки с донышками, а также деревянные ручки-дужки.