Реалии российской экономики таковы, что жизненно важно экспортировать в другие страны не только и не столько углеводородное сырьё. Одним из драйверов несырьевого неэнергетического экспорта (ННЭ) стал агропромышленный комплекс.
Спать не позволят
По данным из открытых источников, продажи зерна за рубеж в последние годы превысили поставки изделий оборонного комплекса. Национальный проект «Международная кооперация и экспорт» подталкивает сельское хозяйство регионов оглянуться по сторонам и найти возможность экспортировать, кроме зерна, продукты глубокой переработки. Как говорит министр сельского хозяйства Тульской области Дмитрий Миляев, пока наш регион в этом смысле в тренде. Задача - не снижать темпов.
«По итогам прошлого года экспорт региональной продукции АПК составил 141 млн долларов США, или 117% к уровню 2017 года. Наше преимущество в том, что тульские аграрии и переработчики реализуют готовую продукцию, - заявил министр. - К 2024 году экспорт в АПК должен достигнуть 323 млн долларов США, то есть за 5 лет - увеличиться почти в 2,5 раза».
Речь идёт и о компаниях, реализующих в регионе инвестиционные проекты. В том числе говорим о строительстве завода по выпуску растительных масел, о промышленных овцеводческих фермах. Есть также проект по созданию оленеводческого комплекса закрытого цикла. А это всё продукты, интересующие покупателей на внешних рынках.
Ликбез для экспортёра
На федеральном уровне широкий спектр финансовых и иных мер поддержки несырьевому бизнесу оказывает «Российский экспортный центр» (РЭЦ). За Тульскую область в этой структуре отвечает старший менеджер по работе с клиентами Екатерина Полищук. По её словам, сейчас проблема экспорта у предприятий заключается в том, что у многих нет понимания, куда идти. Сложны и дороги вопросы сертификации, жёсткие условия оплаты, сложности с получением кредитов, и они тоже достаточно дороги, непонятная логистика, долгий и непростой процесс возмещения НДС, штраф со стороны ввозного контроля, если выручка не пришла в срок. И это далеко не полный перечень проблем.
«Мы поможем определить рынки, на которых на ваш продукт есть спрос, понять требования, предъявляемые той или иной страной к вашему товару, и подскажем, как их выполнить. Объясним, как заключить внешнеторговый контракт и вывезти продукцию за границу, как рациональнее выстроить логистику доставки и как получить гарантированную оплату за товар», - объясняет Полищук.
Для поиска потенциальных партнёров за рубежом на сайте РЭЦ выложена информация о зарубежных компаниях в разделе «Аналитика». Достаточно зарегистрироваться в личном кабинете и просмотреть её. РЭЦ может и самостоятельно найти для вас покупателя за границей. Обе услуги - бесплатны. Как агент Правительства РФ, федеральный центр может компенсировать бизнесу организационные расходы на участие в различных мероприятиях: малому и среднему - до 80%, крупному - до 50%. Список мероприятий вывешен на их сайте. Есть программа по продвижению российских брендов за рубежом.
Наиболее сложная и затратная часть - получение международной аттестации российской продукции. В прошлом году у центра была возможность возместить затраты на аттестацию и патентование за рубежом. В этом, по словам Полищук, она отменена. Хотя в региональных центрах заложено субсидирование на авансирование затрат.
Есть пункты, по которым не нужно обращаться к федералам. Могут помочь и на региональном уровне. Для этого нужно просто связаться с тульским Центром поддержки предпринимательства, где в скором будущем расположится и Центр поддержки экспорта Тульской области. Здесь собираются обучать потенциальных экспортёров и приглашают на бесплатные занятия. Себя показать и на других посмотреть начинающим можно на выставках. В этом году малый и средний бизнес нашего региона приглашают в Китай, Арабские Эмираты, Германию, Азербайджан и Беларусь.
Обойти «мины»
В нашем регионе есть компании, раньше других сумевшие преодолеть финансовые сложности, административные барьеры и прочие «подводные камни» и выйти на просторы мирового рынка. Например, предприятие «Краснобор» поставляет замороженное мясо индейки и готовую продукцию во Вьетнам и уже планирует «десантироваться» в Японии. «Узловский молочный комбинат» экспортирует молочные продукты в Монголию, «Кубань-масло» направляет товары в Европу. Специалисты от первых двух компаний поделились своим опытом. Что наиболее проблемно? Сертификация товара по стандартам страны-покупателя.
«Не все лабораторные исследования продуктов, которые делают иностранные компании, можно провести и у нас. Получается, что в своей стране наш товар удовлетворяет ветеринарно-санитарным требованиям для экспорта, а в чужой - возникают препоны», - заметил начальник химической лаборатории «Узловского молочного комбината» Игорь Кожевник.
Есть вопросы и к работе родной таможни. Её ветеринарно-санитарные нормы почему-то отличаются от стандартов федерального Управления Россельхознадзора. «Что бы это значило?» - спросили производители у присутствующих чиновников. Вопрос повис в воздухе.
Сохранение собственного бренда на внешних рынках тоже оказалось делом не из лёгких.
«Приходя в какую-то страну, нужно сразу регистрировать бренд на свою продукцию, иначе вы его подарите конкурентам, - объяснил заместитель генерального директора ЗАО «Краснобор» Сергей Кокорев. - Особенно это относится к Китаю и Вьетнаму. Был случай, что каталог популярной фирмы попал на выставку, а через месяц её бренд зарегистрировала китайская компания. Много времени занимает аттестация предприятия в другой стране. Например, в Южной Корее на этот процесс уходит около двух лет. Это не считая того, что у себя в России мы должны аттестовать компанию по требованиям Россельхознадзора. Нередко представители иностранной стороны сами выезжают в Российскую Федерацию и перепроверяют всё на месте по своим стандартам...»
По данным РЭЦ, из 6 миллионов субъектов крупного, среднего и малого бизнеса России только чуть больше 25 тысяч компаний поставляют товары на экспорт. Осилит ли дорогу идущий?
Что дадут?
Председатель комитета Тульской области по предпринимательству и потребительскому рынку Вячеслав Романов: До 1 млн рублей мы готовы выделить на одно предприятие для участия в выставках продукции.
На организацию и поддержку сайта того или иного предприятия могут предложить до 150 тыс. руб. при 20% софинансирования со стороны предприятия.
До 300 тыс. руб. при вашем софинансировании в 20% дадут на сертификацию товара по международным стандартам. На экспортное сопровождение контрактов выделят до 150 тыс., но тут уже без участия предприятий. Такую же сумму, но с софинансированием могут дать на маркетинговые исследования. Правда, финансовую помощь в том или ином направлении получат не более 10 субъектов. Желающим надо спешить.