Примерное время чтения: 6 минут
353

На «десятку»! Стоимость проезда в Туле поднимется до 35 рублей?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 4. "АиФ-Тула" 25/01/2023
Романов Кирилл / АиФ

Перевозчики обратились в правительство региона с просьбой рассмотреть возможность повышение тарифов на проезд. Обращение подписали представители и коммерческого, и муниципального транспорта, работающие на внутригородских и межрайонных маршрутах.

Два года терпели

Заместитель руководителя транспортной компании Александр Васильчиков напомнил, что тарифы не повышались уже почти два года, а за это время, особенно в 2022 году в условиях жёстких антироссийских санкций значительно выросли расход на запасные части, страхование транспортных средств и т.д. Бюджетные средства, выделяемые по госконтрактам для компенсации части убытков, не покрывают все расходы. Перевозчики сетуют, что комплектующие подорожали вдвое, ОСАГО – на 30%, те же ПАЗики, бегающие по маршрутам Тулы и не только, 2 года назад стоили 3,8 млн руб., а сейчас – 5,2 млн.

Особенно тяжело выживать коммерческим перевозчикам, которые эксплуатируют автобусы малой вместимости. Если несколько лет назад их было до полутора тысяч, то сейчас – не более 350. Порядка 40 машин средней вместимости выпускают на линию транспортные компании, работающие по контрактам, ещё 60 единиц даёт горэлектротранс, плюс 160 больших автобусов.

Директор транспортной организации-перевозчика Алексей Крыгин предлагает поднять тариф на проезд по Туле на 10 руб. - до 35 руб. за поездку, то есть, на 40% от существующего тарифа. Ефремовское транспортное предприятие, перевозящее пассажиров до областного центра и обратно, хочет роста тарифов до 5 руб. за км, в то время как сейчас для этой зоны действует расценка 2,4 руб./км. Тем самым, предлагается рост на 52%.

К слову, на условиях анонимности эксперты говорят о том, что после появления возможности безналичной оплаты проезда, у коммерческих перевозчиков ухудшилась экономика. Для них с повышением прозрачности выручки «сузилось поле для манёвра».

Нужны новые тарифы

«Три года назад мы считали экономический обоснованный тариф на проезд по городу, он уже тогда составлял 28 руб. за поездку. За эти три года порог рентабельности, разумеется, стал ещё выше, - отмечает доктор технических наук, профессор кафедры «Транспортно-технологические машины и процессы» Игорь Агуреев. - Повышение платы за проезд должно сопровождаться комплексными изменениями транспортной политики в интересах пассажира. Нужно обеспечивать комфортабельный подвижной состав и регулярность его движения, в том числе вечером. Нельзя забывать, что транспорт играет важнейшую социальную роль – для отдельных территорий невыполнение даже одного рейса уже чревато проблемами, которые последнее время всё чаще и чаще возникают как в Туле, так и в пригородах. Нужно расширять тарифную линейку, вводить пересадочный тариф, когда пассажир, делая пересадку, платит меньше, или тариф, действующий на определённый период времени, льготные тарифы и т.д.

Нужно уходить от жуткого анахронизма, когда водители сами обилечивают входящих, что приводит к задержкам в движении и отталкивает потенциальных пассажиров от использования транспорта. В случае с трамваем это может приводить к задержкам не только самого трамвая, но и автотранспорта, который пропускает пассажиров на проезжую часть. 

Механическое повышение платы за проезд не приведёт к желаемому эффекту, т.к., опять же, все больше и больше будет подталкивать пассажира к приобретению личного автотранспорта, а это чревато целым комплексом негативных последствий – от снижения пассажиропотоков до негативного влияния на транспортную ситуацию и безопасность движения.

Проблему функционирования пассажирского транспорта, как и любую другую, нужно решать комплексно, анализируя все нюансы и риски».

Что скажут пассажиры?

Евгения Самохина давно на пенсии. Поскольку живёт не с детьми, имеющими машину, то чаще всего пользуется общественным транспортом.

«Знаю, что в сравнении с многими регионами, стоимость проезда в Туле, меньше. Но для меня дороговат коммерческий транспорт. Езжу на общественном по льготе. Льготы, как знаю, никто не отменял, так что тема повышения не очень для мня важна. Хотя понимаю, что это дополнительная финансовая нагрузка для большого количества людей. Ведь и на работу-с работы надо доехать, и с детьми куда-то съездить. А тут ещё плата за коммуналку выросла. Цены в аптеках и магазинах впечатляют до невозможности. Тут уж каждая копейка на счету».

Несколько человек, комментируя большое повышение, от досады перешли на ненормативную лексику. А двух заинтересовал не столько рост цены, сколько формат, в котором его добиваются перевозчики.

«Увеличение чуть ли не на 50% - это что такое? - удивляется токарь Егор Васильев. – Понятно, что повышение неизбежно, выросла цена бензина, ГСМ, ремонт обходится много дороже. Однако, цифры должны быть обоснованными, а появляться не по принципу: “Сколько бы мне денег стрясти? Аааа, хочу вот столько! А мой коллега Федя хочет столько!”».

Возможно, конечно, что перевозчики сейчас озвучивают такие большие суммы по принципу: проси больше, дадут меньше, в итоге получишь то, что надо.

«Странно себя ведут наши перевозчики. Сначала они обращаются к власти, не называя сумм, по сути, ожидая политического решения «повысить». Логично, что после его принятия, должны быть представлены документы, обосновывающие суммы повышения, - говорит юрист Сергей Березин. - Однако, процесс выходит за рамки цивилизованного решения проблемы: в СМИ вбрасывается информация о суммах повышения от разных организаций. Вот я правда не понимаю, зачем так делать? Чтобы народ возмутился и принимаемое решение прошло на фоне большого скандала? Или это такой ход: решайте быстро, а то мы тут такую кашу заварим…»

«Каждый год с завидной регулярностью заходят разговоры про повышение оплаты проезда. Инфляция, большие цены и т.д. - говорит депутат тульской областной думы Сергей Гребенщиков. – И это мы всё слышим от частных перевозчиков и государственных мужей, отвечающих за перевозки. Они действуют каждый раз одинаково. Говорят, к примеру, повышение на 10 рублей. Все ахнули, а потом государевы чиновники скажут – нет не 10, а 5. И поставят себе в заслугу, что не допустили чудовищного роста. За Тулой районные перевозчики подтянутся. Но вопрос, на мой взгляд, в другом.

По моему глубокому убеждению, необходимо вкладывать деньги в муниципальный транспорт большой вместимости. Тогда будет соблюдаться расписание, контролироваться перевозки. Если необходимо, дотировать перевозки из бюджета области, города, чтобы компенсировать затраты. Да, это убыток для бюджета, но поможет сохранить и так довольно скудные средства простых туляков. Ведь повышения бьют, в первую очередь, по незащищенным слоям населения.

А пока власть идёт на поводу у маршруточников, так и будут бегать маленькие лайны на просторах нашего города-Героя. И в следующем году, и через год мы услышим ту же песню о главном. Надо повышать оплату за проезд и это, как показывает время, может продолжаться бесконечно».

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах