Реконструкция велотрека на Центральном стадионе завершена. Объект сдан в эксплуатацию, и в скором времени будет презентован общественности. В этом году велотреку исполнилось 126 лет. С ним связаны судьбы многих известных спортсменов.
Верится, что будущие поколения гонщиков, которым предстоит выступать на обновленном треке, впишут в его историю еще и свои имена. А пока вспомним тех, чьи судьбы и достижения ковали славу нашего исторического циклодрома.
Парикмахер Каменев
Одним из первых тульских чемпионов был владелец парикмахерской на улице Киевской Александр Каменев. Ещё в 1898 году он брал второй приз на первенстве трёх губерний – Тульской, Орловской и Курской. В 1900 году был третьим на чемпионате России в гонке на 7,5 версты.
![Александр Каменев — в центре, в котелке.](https://static1-repo.aif.ru/1/be/2211031/c/a1d006cf5b05d962a3cf4fbcda48b7b7.jpg)
Его мама была дворовой девочкой в деревне Крюково, примерно в 30 километрах от станции Щёкино, в имении помещика Тулубьева. Она вышла замуж за Павла Каменева, который держал в областной столице парикмахерскую. Рано овдовела, и Александр первое время маме помогал, пока не увлекся серьёзно спортом. Сначала велосипедом, потом коньками, потом скачками. В то время ведь не было только гонщиков. Все себя пробовали в разных видах. Со слов его родственников, в спорте Каменев имел очень большие успехи. Однако любил не только соревнования, но и то, что после них. Потому, вероятно, сравнительно рано ушёл из жизни, в 1924 году, после инфаркта.
Публика обожала непримиримое соперничество Каменева и знаменитого московского гонщика Алексея Бутылкина. Иногда оно принимало совсем экзотические формы. Накануне одних таких гонок таинственными злоумышленниками, которых, как считалось, подговорил сам Бутылкин, у Каменева украли его велосипед. Гонщик не смог выйти на старт, и ему было засчитано поражение.
Первая чемпионка
В Туле после войны на трек ходили как в Москве в Большой театр. Так считала знаменитая гонщица Любовь Кочетова, которая ради этого города бросила будущую кинокарьеру, хотя у неё уже был маленький эпизод в фильме «Небесный тихоход», и даже оставила команду ЦСК ВВС, которую опекал Василий Сталин.
![Любовь Кочетова — самая красивая гонщица чемпионата мира в Париже.](https://static1-repo.aif.ru/1/be/2211032/c/638760b37334389ba4d96d3e072e074e.jpg)
В оружейную столицу Любовь Кузьминична приехала в 1952 году, а уже через год, на гонках в Москве, получила травму, которая могла поставить крест на её велосипедной карьере. После нечаянного столкновения во время спринтерского заезда она получила перелом височно-теменной кости и сотрясение мозга. Не только о возвращении в спорт речи не шло, врачи вообще сомневались, сумеет ли выжить. Её увезли в больницу, и она семь дней не приходила в себя.
Любовь Кузьминична была человеком с хорошим чувством юмора, и о том случае тоже потом вспоминала с улыбкой.
«Меня уже все похоронили, тело вывезли в коридорчик и накрыли простыней. Начальник общества «Динамо» вовремя вернулся в столицу, узнал про несчастье и кинулся в больницу: «Можно хоть посмотреть на Любу?» Отодвинул простынку, а у меня глаза моргают... Муж возился со мной, как с маленьким ребёнком. Я даже голову не могла наклонить, она сразу кружилась. Но к сезону следующего года я оправилась. И заработала три медали золотые за индивидуальную и командную гонку преследования и серебряную за второе место в гите на 500 метров с места. Это вообще был феномен».
А потом была её знаменитая победа на чемпионате мира. Это была первая золотая медаль, выигранная советскими гонщицами. Соперницей по финалу была англичанка Белл.
«Такая надменная была, гордая. Я думаю: «Да вот ещё, уступать какой-то англичанке!» Хотя сильнее-то была она. Но у неё было замедленное начало, а у меня — хороший рывок. Я её и ошеломила: со старта ушла в отрыв. После финала такой треск и свист стоял, все были в восторге от того, что я выиграла у Белл. Меня даже попросили успокоить публику. Я вышла к микрофону, и напомнила, что ещё должны соревноваться мужчины».
На тех соревнованиях тулячку Любовь Кочетову признали и самой красивой гонщицей чемпионата.
24 сотых секунды
Финал командного спринта чемпионата мира 1964 года оказался таким же драматичным, как и известный баскетбольный финал с легендарными тремя секундами.
«Когда в финале финишировали, было впечатление, что выстрелы, извещающие о пересечении линии, прозвучали в один момент, – вспоминал один из героев того заезда, тульский гонщик Сергей Терещенков. – И вот мы ждём, немцы ждут судейского решения. Минут через десять, которые показались вечностью, объявляют, что победила сборная СССР. Мы опередили их на двадцать четыре сотых секунды»!
![Сергей Терещенков сразу полюбился тульским болельщикам.](https://static1-repo.aif.ru/1/be/2211029/c/ea85bfbc82be44827490efcea3d123e8.jpg)
Первое для СССР звание чемпионов мира выиграл квартет гонщиков из разных городов. Терещенков — туляк, Бельгард и Москвин – ленинградцы, Колумбет из Киева. Считались они четверкой незаменимых.
«Перед чемпионатом мира меня на одной из тренировок так один гонщик сбил, что мне единственному тренер Алексей Куприянов разрешил выступать в шортах, – рассказывал Терещенков. – Вы знаете, что такое тогда выйти на старт в шортах? Это мог позволить себе только зарубежный спортсмен, а советский человек должен был выступать в штанах. Но у меня кровавая корка такая, что я ногу не могу сгибать. Мне её массажист потихонечку натирал вазелином, какими-то мазями, чтобы я мог педали крутить. Но пятого всё равно на замену не выпустили».
Советская команда была одним из главных претендентов и на золотые медали Олимпийских игр в Токио. Но тогда голландцы, по мнению Сергея Терещенкова, глотнули допинг и наших в четвертьфинале обошли. Жёсткого допинг-контроля в то время не существовало.
Первое золото Олимпиады
При всех славных велотрадициях выиграть золотую олимпийскую медаль долгое время не удавалось. Конечно, это могли сделать кто-то из великолепных гонщиц, но женские трековые виды долгое время не входили в программу Олимпийских игр. И вот наконец-то на Московской Олимпиаде одержал победу Виталий Петраков.
![Виталия Петракова в команде называли профессором.](https://static1-repo.aif.ru/1/be/2211030/c/6463a92577596d9710e880e32baeeb21.jpg)
В большой спорт Виталий Александрович пришёл только в шестнадцатилетнем возрасте. Однако хорошие спортивные данные плюс умение тактически мыслить в таком непростом виде, как командная гонка, довольно быстро принесли ему успех. В 1976 году на Олимпиаде в Монреале советская четвёрка выиграла серебряные медали, и это тоже было невероятным успехом. Никогда прежде наши велосипедисты так здорово на Играх не выступали. За всю историю была только одна золотая медаль, и та в уже отменённых гонках на тандеме.
И вот наступил 1980 год. В финале предстояло биться с командой ГДР, которую в Монреале советский квартет обыграл в полуфинале, да ещё с новым рекордом СССР. Однако в Москве состав немцев выглядел невероятно опытным: два трёхкратных чемпиона мира, двукратный чемпион и просто чемпион мира. Но и у советских гонщиков был свой козырь – два мировых рекорда подряд.
В заезде за золотые медали наш квартет, в который входил туляк Виталий Петраков, сразу взял высокий темп, и немцы его не выдержали. Уже на середине дистанции стало ясно, что советская команда свою победу не упустит. Она пришла к финишу с очередным мировым и олимпийским рекордом, опередив чемпионистых немцев на четыре секунды! Это была первая золотая олимпийская медаль, которую завоевал тульский гонщик. Но та красивая победа стала последней в его спортивной карьере. В следующем году Петракова выпроводили на пенсию в связи с критическим для советского спортсмена возрастом – 26 лет.
«В 1981 году, после окончания чемпионата СССР, мне велели сдать велосипед, сказав, что в моих услугах больше не нуждаются», – с горечью вспоминал Виталий Петраков.