1 сентября для жителей нашего региона – это не только День знаний, но ещё и день рождение тульского велотрека, который открылся в 1896 году.
Велотрек – культовое место для всего российского велоспорта. На дорожке знаменитой овальной трассы выросли несколько поколений талантливых спортсменов, которые в разное время побеждали на главных отечественных турнирах и представляли имперскую Россию, Советский Союз и Российскую Федерацию на крупнейших международных соревнованиях.
Родина велоспорта
История великого велотрека началась 1 сентября 1896 года – именно в этот день после полудня состоялась торжественная церемония открытия «циклодрома» на тогдашней окраине города, а уже вечером прошли первые соревнования, в которых состязались как тульские велосипедисты, так и спортсмены из близлежащих губерний. Годом позже, в июле 1897 года, трассу посетил великий писатель Лев Николаевич Толстой и даже проехал один круг на велосипеде.
В 1910 году новым владельцем трека стал Василий Фёдоров, который организовал первую реконструкцию. Внешний вид трека обновился: по всей длине гоночной дорожки положили бетонные плиты, которые улучшили сцепление колёс велосипедов с трассой, а также убрали пыль.А в 1918 году именно тульский велодром принял первое первенство Советской России, оганизованное губернским олимпийским комитетом и Московским кружком велосипедистов. Именно из-за этого велотрек считается родиной российского кольцевого велоспорта. Трасса была единственной действующей в стране вплоть до 1924 года, пока в Москве не открылся новый земляной трек. Однако из-за этого тульский велодром не потерял своего величия и в 1932 году состоялась международная встреча «Англия – Тула».
В 1939 году завершилась вторая реконструкция велотрека. Теперь он стал массивным спортивным объектом, у которого были ярко выраженные бетонные виражи и вместительные трибуны. Один из легендарных советских велосипедистов Игорь Ипполитов с своей книге «На тульском треке» отмечал: «Ярко сохранилось в памяти первое впечатление от трека, когда мы въехали в ворота стадиона. Много зелени, цветов и среди них круг из белого цемента на виражах поднимался круто, как стена. «Вот это трек!» - подумал я, впервые вступив на трибуны стадиона. Именно таким он мне и представлялся».
После войны
После освобождения города от фашистских захватчиков в 1943 году состоялись первые послевоенные соревнования. По словам участников тех заездов, на трассе тогда можно было найти следы военной техники, которая с территории велотрека вела огонь по позициям немецких войск, которые стоя в Басово.
В 1953 году закончилась уже третья реконструкция велодрома, придавшая трассе более современный вид. После неё тульский велотрек стал одним из самых современных и быстрых в СССР и мире. Именно на той версии в своё время было установлено несколько национальных и мировых рекордов. В 1967 году начал свою жизнь международный «Кубок Тулы», в котором в разные годы принимали участие именитые советские и зарубежные спортсмены.
Четвёртая реконструкция трека, завершившаяся в 1986 году, стала важнейшей для судьбы этой трассы. Концепция открытого велодрома, к сожалению, морально устарела и потеряла популярность. Все главные соревнования переместились в Москву на спортивные объекты Олимпиады-80-х.
С тех пор тульский велодром стал родным домом для кольцевого и шоссейного велоспорта оружейной столицы. На трассе всё так же проходят международные, национальные и региональные соревнования, однако такого бума, как в 20 веке уже нет. А выдающиеся спортсмены по–прежнему есть.
Тульские трековые велосипедисты завоевали более 100 наград на Олимпийских играх и чемпионатах мира – этот показатель является самым высоким в России. Самыми титулованными спортсменами являются олимпийский чемпион и призёр Владимир Петраков, трёхкратный чемпион мира и мировой рекордсмен Сергей Копылов и олимпийская чемпионка, многократная победительница чемпионатов мира и Европы, обладательница Кубка России Ольга Слюсарева.
В декабре 2022-го года должна завершиться пятая реконструкция, на которую кабинет министров выделил более 130 млн руб. Средтсва пойдут на замену гоночного полотна, возведения крыша над ним, модернизация трибун и пр.
Кстати, познакомиться с историей тульского велоспорта можно ещё ближе, посетив музей спортивной славы, который находится на втором этаже восточной трибуны велотрека.