Федеральный закон о приватизации государственных и муниципальных унитарных предприятий, работающих на конкурентных рынках, президент Владимир Путин подписал в конце 2019 года. В Туле МУПы начали приватизировать гораздо раньше. Недавно в частные руки ушло легендарное «Спецавтохозяйство» («САХ»), работающее с 1993 года. Предприятие долгие годы было монополистом в сфере механизированной уборки улиц и вывозу твёрдых бытовых отходов.
Компания время от времени врывается в информационную повестку, правда, всё больше по скандальным поводам. Ещё в 2003 году это тогда ещё муниципальное унитарное (впоследствии – казённое) предприятие возглавил Александр Прокопук. Занимал этот пост до декабря 2012 года, затем его избрали главой Тулы – председателем городской думы. Но, как показали дальнейшие события, «САХ» его не отпускало ещё долго. В июле 2014 года Прокопук ушёл в отставку с поста градоначальника и почти сразу стал фигурантом уголовного дела.
В 2012 году по его распоряжению подрядчику за невыполненные работы перечислили около 5 млн руб., которые впоследствии были похищены. 12 мая 2016 года Центральный райсуд Тулы приговорил Александра Прокопука к 7 годам лишения свободы со штрафом в 1 млн руб. и запретом на 3 года замещать государственные и муниципальные должности. Кстати, 5 лет и такой же штраф получил его заместитель в «САХ» Александр Жильцов.
Сможет ли частник улучшить работу предприятия и сделать город чище?
Продавайте всё!
«Спецавтохозяйством» к тому времени уже руководил Игорь Гусев – с января 2013 г. Ранее, в его бытность директором МУП «Комбинат благоустройства города» решением Арбитражного суда Тульской области от 04 мая 2011 года было признано банкротом. Кредиторскую задолженность предприятия пришлось покрыть за счёт туляков: из бюджета на эти цели выделили 19,7 млн руб.
Но в «САХе» у него дела идут куда как более успешно. По сведениям сервиса «Контур.Фокус» в 2019 году (за 2020 год информации пока нет – ред.) составила 1,2 млрд руб., что совпадает с объёмом госконтрактов предприятия. Отсюда вывод, что всё заработанное тогда – это оплаченный бюджетными деньгами заказ администрации города.
С 2019 года в результате «мусорной реформы» вывозом твёрдых коммунальных отходов эта организация больше не занимается, однако возглавляет её по-прежнему г-н Гусев. На его глазах и при его непосредственном участии «Спецавтохозяйство» прошло все этапы приватизации – от акционирования в сентябре 2015 года и продажи 26% акций города в ноябре 2018-го до полной продажи в частные руки буквально на днях. 49% акций хозобщества выкупила на аукционе некая Оксана Гусева (уж не однофамилица ли Игоря Гусева?), заплатив за ценные бумаги 175 млн 647 тыс. руб. – ровно столько, сколько предполагалось стартовой ценой. Да и других желающих купить крупный пакет акций такого «лакомого» предприятия почему-то не нашлось.
К слову, эта дама значится в качестве единственного акционера (100%) «Тульской мусорной компании» и держит 25,5% акций в «Тульской мусороперерабатывающей компания» (столько же там у «Корпорации развития» и 23,5% у администрации города). А соучредителем этого хозобщества является директор «САХа» Игорь Гусев. Словом, мусор – наше всё.
Хуже точно не должно стать.
Председатель комиссии по ЖКХ, строительству, дорогам и транспорту Общественной палаты Тульской области Геннадий Кочетков, считает: «Туляки вряд ли почувствуют разницу в работе «Спецавтохозяйства» до и после его окончательной приватизации. Хуже точно не должно стать. А вот у администрации города будут развязаны руки. Раньше муниципалитет должен был загружать предприятие заказами как своё, теперь же появляется возможность создания конкурентной среды в сфере закупок этих услуг. Ну, и в бюджет поступят средства, вырученные от продажи «Спецавтохозяйства».
Владимир Соколов, депутат Тульской городской думы II и III созывов вспоминает: «Ещё в 2001-2010 гг. мы говорили в думе о необходимости сохранения контроля со стороны города над стратегическими предприятиями. В конце концов, это не только вопрос жизнеобеспечения, но и возможность заработать. Муниципальное предприятие тоже ведёт коммерческую деятельность для извлечения прибыли, используя при этом муниципальное имущество. Акционируя и продавая такие предприятия, власть теряет над ним контроль. Да и цена, по которой продаются акции бывших МУПов и МКП, мне кажется, порой явно занижена. Обратите внимание: в «Спецавтохозяйстве» в последнее время появилось много новой техники. Не за бюджетные ли средства она закупалась? Ведь 49% акций «САХа» до сих пор держала администрация города. А то что же тогда получается – сделали актив более привлекательным на народные деньги и продали частнику?»
Мнение эксперта
Ольга Гиличинская, заместитель директора экспертной организации: Рынок механизированной уборки города теперь должен стать более конкурентным. Это политика федерального правительства – борьба за конкурентную среду. Другое дело, сколько теперь будут стоить эти услуги – адекватно или собственник будет выкручивать руки администрации и требовать больше денег, сказать сложно.