21 мая жителей всей страны пригласили принять участие в масштабной акции, посвящённой экологии и здоровому образу жизни, - «На работу на велосипеде». Всё ли получилось, сколько человек присоединилось к мероприятию, и что стоит туляку доехать до работы на велобайке, рассказала в своём письме читательница «АиФ в Туле» Анастасия Гордюшина.
«Когда я впервые услышала от друзей про акцию «На работу на велосипеде», представила себе утренний город без пробок, множество велосипедистов, стекающихся ото всюду, улыбчивых и гордых.
Фантазии растаяли, как только я прочитала, что по данным организаторов, в Туле в акции примет участие 121 человек. Кажется, я лично знаю больше велолюбителей. Я была согласна с комментариями пользователей о том, что передвигаться на велосипеде по нашему городу неудобно, а тем более в условиях утренней спешки. Статистика, на самом деле, весьма сомнительна: мы не узнаем, сколько зарегистрировавшихся действительно поехало на работу на велосипеде. И сколько тех, кто и так каждый день ездит на велосипеде, зарегистрировались. В средствах массовой информации встречались сообщения о том, что в рамках проведения акции в городе пройдут конкурсы, а участники получат призы от партнеров акции. При регистрации обязательно для заполнения было поле электронной почты. Я несколько раз проверяла почту в ожидании информации о местах встречи, конкурсах, опознавательных знаках для участников акции, в конце концов. Никаких сообщений мне не пришло.
Я решила участвовать несмотря ни на что. Давно хотела начать ездить на работу на велосипеде, и акция стала отличным поводом. Несколько раз я по вечерам проезжала свой маршрут. Но утром в одиночку ехать было страшно: велодорожек нет, по автомобильным дорогам ехать опасно, пешеходы делиться тротуарами не хотят. Кстати, о пешеходах. На Красноармейском проспекте им даже комфортнее ходить по велодорожкам. И когда указываешь им на неправоту, они отвечают, что нигде не написано, что это велодорожка и уступать не хотят.
Ещё одна проблема тротуаров - высокие бордюры. На некоторые просто невозможно заехать на велосипеде. А в тех местах, где есть съезды, их опять же облюбовали пешеходы. Все это отнимает время, которое так дорого утром.
На своем пути я встретила двоих велосипедистов. Т.к. не было предусмотрено никаких опознавательных знаков (знаю, что в Москве и Петербурге участникам выдавали специальные браслеты, а мы могли хотя бы одеть что-то определенного цвета), я не знаю, были ли эти люди участниками акции. Но они не улыбались, не махали мне, и, кажется, даже не были собой горды. Некогда улыбаться: нужно лавировать между ямами, пешеходами и автомобилями.
Есть ещё ряд причин, по которым люди не только в Туле боятся ездить на работу на велосипеде. Эти причины и их решения рассматриваются на сайте акции. Например, если вы живете далеко от работы, вам предлагают комбинировать поездки на велосипеде и на общественном транспорте. С велосипедом. В Туле, в автобусах «доступная среда» приходится уговаривать пассажиров уступить место даже для коляски. Представляю, как меня встретят с велосипедом!
Если на работе нет велопарковки, велосипед предлагают привязать к столбу или забору. Это особенно смешно, учитывая, что любой из нас может вспомнить массу случаев кражи велосипедов даже из подъезда собственного дома владельца. «Купите надёжный замок, чтобы спокойно оставлять велосипед на улице», «Если едете на встречу, заложите лишние 5 минут на поиски парковки для велосипеда» - как-то, проезжая мимо торгового центра, видела на велопарковке велосипед с замком, но без колёс.
К счастью, там, где я работаю, и душ есть, и гараж, где можно поставить велосипед. Мой путь от улицы Майской до Водного переулка занял 33 минуты, и я была на работе точно вовремя. Это хороший результат для меня и как для велолюбителя, и как для пассажира утренних маршруток - не решись я ехать на велосипеде, опоздала бы минут на 15.
К тому же, поездка дала мне заряд бодрости на весь день. Жаль только, что во время поездки я чувствовала себя единственным участником всероссийской акции, хотя и знала, что мои друзья сегодня тоже поедут на велосипеде».
И ведь, действительно, велосипеды в Туле любят – около 12 % опрошенных нами жителей подтвердили, что чаще всего пользуются именно этим видом транспорта. Глава администрации областного центра Евгений Авилов - тоже заядлый велолюбитель. Кстати, по информации другой нашей читательницы Марины, в день проведения акции парковка перед её работой была заставлена велосипедами, однако о каких-либо конкурсах она тоже не слышала. Возможно, не нашлось спонсоров для вручения призов или в Туле не выбрали координатора – кто-то же должен был быть ответственным за развитие событий? Мы надеемся, что в следующий раз мероприятие пройдёт более организовано, а пешеходы, автомобилисты и велосипедисты, наконец, перестанут бороться за место под солнцем на тульских дорогах и тротуарах.