Примерное время чтения: 7 минут
182

Пятьдесят оттенков хоббитов: что читают туляки? (06.05.2016)

Школьники и студенты, уютно устроившиеся с книгами в парках и сквериках. Вечно спешащие куда-то служащие, коротающие поездки в общественном транспорте с томиком в руках. Пенсионеры, греющиеся на весеннем солнце на лавочках у подъездов с газетами… Всё это… не про Тулу. С каждым годом читают в городе оружейников всё меньше и меньше. А если и читают, то в основном то, что предлагает масс-маркет.

А книги-то где?

Уютные магазинчики, где можно, хорошенько порывшись, найти что-нибудь эдакое, книжные базарчики, где посреди литературного старья бывают спрятаны настоящие сокровища, «Букинист», куда ходили иногда ради того, чтобы просто «подышать» книжным духом, остались в прошлом. Даже знаменитый магазин на Первомайской, некогда занимавший целый этаж жилого дома, «сжали» в несколько раз.

Сейчас в городе оружейников остались, да и то, в небольшом количестве крупные сетевые магазины. На первый взгляд ассортимент в них выше всяких похвал: гигантские залы, высоченные стеллажи, доверху набитые книгами. Настоящий рай для любителей почитать. Но при ближайшем рассмотрении оказывается, что художественной литературе отведено не так много места. Да и расположены полки с бесценными шедеврами далеко не на самых видных местах.

«Чаще всего покупатели интересуются учебной литературой, – делится наблюдениями консультант книжного магазина Марина Ионочкина. – На втором месте – детская литература. Это не обязательно «Карлсон», «Муми-тролли» или русские народные сказки. Это, скорее, многочисленные книжки-игрушки с яркими, завлекающими картинками и абсолютно глупыми, а подчас и неграмотными текстами. И только на третье место я бы поставила художественную литературу. Причем, чаще отдают предпочтение современным произведениям, а классика так и пылится на полках, пока не придет какой-нибудь школьник, которому задали прочитать «Ревизора» или «Вишневый сад»».

Про Маркеса и Болбота

По мнению Марины, главная цель «книжного» консультанта – понять покупателя, разглядеть в нём потенциального читателя, а затем помочь выбрать то, что придется человеку по душе.

Но мнение её разделяют далеко не все. Некоторые «служители книжных» храмов отнюдь не воспринимают свою работу, как некое сакральное действо.

«Помню, в старом магазине на Первомайской была совершенно замечательная продавщица, – ностальгически улыбается туляк Валерий Иванов. – У неё была привычка долго наблюдать за покупателем из-за прилавка, дождаться момента, когда он увлечётся тем или иным изданием, подкрасться сзади и очень печальным, каким-то замогильным голосом сообщить: «Это очень интересная книга». Причём, интересным у неё было всё – от «Колобка» до медицинской энциклопедии. Вот такой советский маркетинг».

Тулячке Алисе Меркуловой всё в том же магазине пришлось пообщаться с другим консультантом.

«Чтобы не терять время отправилась сразу на кассу и поинтересовалась, есть ли Маркес, – говорит она. – Девушка тут же забила фамилию в компьютер и сожалением констатировала, что такого произведения в наличии нет. Как оказалось, фамилию писателя она вбивала в строку «название книги»».

Не смогла помочь покупателю и продавец другого магазина.

«Как-то привлёк мое внимание камбоджийский политик и государственный деятель Пол Пот. Такой вот маленький каприз, – вспоминает тульский книголюб Сергей Ежов. – Пошёл в магазин. Девушка не стала переспрашивать имя и фамилию, а с уверенным видом начала набирать что-то в поисковике. Оказалось, ничего нет. Этого я ожидал. Уже уходя, заметил, что в базе данных она искала нечто, называющееся «болбот»».

Тяжко среди книг тем, кто читать не особенно любит. Пока посетители магазинов сами ищут нужные им произведения, продавцам приходится себя как-то развлекать.

«Увлекательнейшую игру изобрели как-то два консультанта магазина на проспекте Ленина, – смеется туляк Николай Светин. – Одна брала с полки первую попавшуюся книгу и называла фамилию автора. Второй необходимо было угадать имя. Точнее, даже не угадать, а выбрать один из трёх предложенных вариантов. Выглядело это примерно следующим образом. «Итак, Шекспир. Александр, Уильям или Захар?». Вторая играющая выбирает Уильяма. «Ура, Бинго». «Следующий вопрос. Толстой. Петр, Лев или Михаил?». Сначала тишина, потом слышится робкий неуверенный ответ: «Петр?»…»

Перед котиками не устоишь

Отдельно стоит поговорить о бестселлерах. Для них в книжных магазинах отводиться специальный стенд, расположенный на самом видном месте.

«Ажиотаж у нас бывает сразу после выхода какого-нибудь кассового голливудского фильма, – говорит Марина Ионочкина. – После выхода «Властелина колец» народ резко заинтересовался Толкиеном. Книги до сих пор пользуются колоссальной популярностью. Сыграл ДиКаприо Гэтсби – так у нас чуть ли не очереди за Фицджеральдом выстраивались. Я уж не говорю о Джордже Мартине с его «Игрой Престолов». Когда только стартовал сериал, книги расходились, как горячие пирожки. Всем не терпелось узнать, что же будет дальше».

И Толкиен, и Фицджеральд уже давно зовутся классиками. Но нередко за покупками в книжные туляки приходят, начитавшись восторженных отзывов в Интернете.

«Честно говоря, я не могу понять, почему такой колоссальный успех был у «Пятидесяти оттенков серого», – рассуждает Марина. – Я попробовала это прочитать. Но после фраз «он не прерывал глазной контакт» или «я была не в силах пошевелить ни единой мышцей» бросила это дело. Но это бестселлер, поэтому он у нас на каждой более или менее видной полке стоял. Хорошо продаются книги про котиков. Они милые, забавные и … довольно одинаковые. Какой-то невероятной художественной ценности в них нет. А ведь читать надо не только то, что и расслабляет, но и то, что заставляет думать, развивает…»

Наверное, оставлять туляков одних в огромном книжном море в надежде, что они прибьются к правильному острову, неправильно. Помогать людям отделять зёрна от плевел должны, конечно, и консультанты в магазинах. И учителя в школах, не заставляющие детей читать по списку к экзамену, а помогающие полюбить и понять, научиться разбираться, какая литература хорошая, а какая – нет. Не обойдется эта работа и без средств массовой информации. Только не поющих оды очередной литературной «пустышке» только потому, что её написала известная светская львица, а дающих глубокие, объективные оценки. Тогда, может, и изменится ситуация в лучшую сторону и книга из разряда «старомодное» переедет в группу «нечто актуальное».

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах