Примерное время чтения: 6 минут
235

«Меня жовут Лома». Как экология и гаджеты влияют на мозг и речь детей

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 18. "АиФ в Туле" 29/04/2020
Александра Горбунова / АиФ

По статистике министерства образования, 56% младших школьников имеют речевые нарушения. Возникают они, конечно, не в школе, а в раннем дошкольном возрасте. Если раньше нарушения имел в среднем каждый четвёртый, то сейчас таких детей стало гораздо больше. Почему так происходит, когда нужно бить тревогу и что делать, рассказала логопед Татьяна Федорова.

Екатерина Дементьева, «АиФ в Туле»: Почему ребёнок может неправильно произносить звуки?

Татьяна Федорова: Звуки речи – это сложные образования, которые управляются центральной нервной системой. Наиболее распространёнными причинами формирования неправильного звукопроизношения становятся укороченная подъязычная связка или, как её называют в простонародье, уздечка, большой или маленький язык. Если уздечка короткая, то язык не может подниматься вверх достаточно для того, чтобы образовывать звуки верхнего ряда: шипящие, сонорные.

Если язык очень большой, он не помещается во рту у ребёнка и затрудняет правильное положение для образования звуков. С маленьким наоборот – много лишнего пространства. 

За последние 20 лет дети стали слабее и без медикаментов выправить речь получается у единиц.

Влияет также построение нёба. Если оно очень высокое, язык недотягивается. Если уплощённое, не образовывается достаточной щели для постановки шипящих звуков. Толстые или малоподвижные губы – переключение от звука к звуку затруднено, потому что моторная сфера нарушена, речь смазывается.

Прикус тоже может быть проблемой. Верхняя или нижняя челюсть выпирают, не образовывается правильного уклада, воздух выходит неправильно. 

– С чем чаще всего обращаются к вам?

– Если не брать детей с особенностями развития, например ДЦП, то много детей с задержками или нарушенным фонематическим восприятием. Многие на слух плохо воспринимают информацию, не слышат близкие по звучанию звуки. Оппозиционные звуки – «б-п», «в-ф», которые акустически похожи, – сложно различать. Поэтому и речь смазывается, лексикон не наращивается. Второе – моторное звено. Двигательная активность детей сейчас очень снижена. Они физически ослаблены, и речь смазывается. И ребёнок может быть либо вообще не говорящим, либо с большим количеством искажений.

– Когда родителям надо срочно вести ребёнка к специалисту?

– Есть разная градация и появления звуков, и появления слов. Можно начинать бить тревогу и к двум годам. Но если у ребёнка нет каких-то элементарных звукоподражаний типа «мяу-мяу» даже к году и восьми месяцам, году и десяти, нужно обращаться не только к логопеду, но и к неврологу. Логопед посмотрит строение артикуляционного аппарата. Если обнаружатся аномалии в нём, родителям нужно будет решать именно этот вопрос. Кроме того, нужно сделать тесты на слух, он может снизиться после прививок. 

Если нет коротких фраз вроде «дай пить», «мама, иди» в два года, это уже темповая задержка в речи. К трём годам должны быть полноценные предложения.

Хотя логопеды в Туле предпочитают брать с четырёх, а то и с пяти лет. Я думаю, так происходит потому, что с маленькими детьми заниматься тяжело. Проще выяснить этот момент, когда ребёнок станет более усидчивым. Но я работаю с детьми с года и восьми месяцев.

– В каких случаях логопед работает с другими специалистами?

– Если логопед у ребёнка замечает снижение в интеллектуальной сфере, он может к своей работе подключить психолога или дефектолога. Если нарушена только речевая сфера, логопед работает один. Но сейчас, как показывает практика, дети очень слабенькие, их приходится подтаскивать медикаментозно. На одних занятиях выправиться могут единицы. Двадцать лет назад можно было позаниматься и выровнять только с педагогической помощью, а сейчас уже так не получается.

– Почему?

– Изменилось очень многое – от экологии до технического развития, которое сильно влияет. Если раньше у нас ведущими были указательный и средний пальцы, то сейчас из-за гаджетов особенно развиты большие пальцы. А ведь существует тесная связь рук и головного мозга. Пока заключений учёных о том, к чему это приведёт в плане развития детей, нет. Но изменения, очевидно, будут.

Плюс современные родители не поют колыбельные, как делали наши, зато сейчас есть автоматические кроватки с песнями. Отсюда – слуховое звено нарушено, нет сенсорного добора.

– Проблемы могут быть связаны с наследственностью? Если папа не выговаривал «р», ребёнок тоже не будет?

– Прямой зависимости нет. Ребёнок, может, конечно, подражать папе и воспроизводить неверный звук. Ещё есть такой момент: если у родителей неправильная речь из-за физиологии, ребёнок может унаследовать, например, слабость мышц. Сами нарушения звукопроизношения передаваться не могут.

– Обязательно ли исправлять все дефекты речи?

– Обычно говорят, что дефекты могут привести к проблемам в школе с освоением русского языка. Должно быть точное понимание, что на слух ребёнок различает звуки, которые произносит неправильно. Он говорит «палта», но должен писать «парта». То есть, если дефект не будет мешать письменной речи, можно не исправлять. Но корректировкам более взрослые люди поддаются тяжелее.

– Представим: ребёнок только учится говорить. У родителей с речью всё в порядке. Как им вести себя, разговаривать с ним, чтобы хорошо развивать его речь?

– Но не сюсюкайте, говорите нормально. Обращайте внимание на звукоподражательные моменты и помогайте ему с ними. Например, ребёнок ведёт машинку и говорит «дрр-др» – он это должен уметь. Обучайте этому, показывайте. Если он в этот момент говорит «ффф», поправьте его и следите за тем, как он будет повторять.

Этапы развития речи у здорового ребёнка (плюс-минус полгода):

  • 1 год – у малыша в пассивном словаре должно быть 10–20 слов, которые он понимает и может показать на названный предмет. В активном словаре – 5–10 коротких слов.
  • 2 года – активный словарь должен увеличиться до 100–300 слов, в речи появиться короткие предложения-словосочетания «дай пить», «пёсик бежит».
  • 3 года – активный словарь вырастает до 1000 слов, ребёнок может дать адекватный ответ на вопрос.
  • 4 года – ребёнок должен правильно повторять слово из четырёх слогов за взрослым.
  • 5 лет – нужно уметь повторить предложение из девяти слов.
  • 6 лет – в активном словаре становится более 2 тыс. слов. Можно учить составлять рассказ по картинке.
  • 7 лет – активный словарь превышает 3 тыс. слов, сформирована связная речь, ребёнок может пересказать услышанную историю или прочитанный рассказ.
Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах