На протяжении последних пяти лет самой горячей темой летнего сезона остается единый государственный экзамен. Войдя в Россию как пробный в 2001 году и просуществовав в таком статусе восемь лет, ЕГЭ с 2009 года стал единственной формой проверки знаний учащихся, как при получении аттестата о среднем образовании, так и при поступлении в российские вузы. Что же приготовил этот все еще необычный для русских школьников экзамен в этом году?
2014 год показал реальное положение дел в российских школах и уровень образованности их учеников: не пользуясь ответами из интернета, помощью учителей и заготовленными шпаргалками, многие ученики не смогли превысить прошлогодний минимальный порог баллов, в частности по русскому языку, необходимых для получения аттестата.
Напомним, что в прошлом году по русскому языку эта цифра была равна 36 баллам, а по математике – 24. В настоящем году, как сообщает Рособрнадзор, минимальный порог по обязательным предметам пришлось значительно снизить. Теперь, чтобы сдать худо-бедно экзамен по русскому языку достаточно набрать 24 балла, а по математике и того меньше – всего 20. Решение принято на основании результатов экзамена за прошлый и текущий годы. В Тульской области в этом году не смогли переступить минимальный порог (уже 24 балла) по русскому языку всего 25 учеников из 6997, в то время как в 2013 году (минимальный порог – 36 баллов) их было 208 из 8009 сдававших. Безусловно, благодаря понижению количества необходимых баллов сократилось число тех, кто не сдал ЕГЭ.
Так почему же правительство вынуждено пойти на такие меры – действительно ли ученики обладают довольно низкими знаниями или есть другие причины их неудач?
До введение единого государственного экзамена школьники сдавали обычные письменные и устные экзамены своим родным учителям в стенах знакомых школ, что по своей сути было репетицией перед сдачей вступительных экзаменов в выбранный вуз. Ребенка подготавливали и старались создать как можно более комфортные условия, сегодня же ЕГЭ – это стресс. Как сообщает глава Минобрнауки РФ Дмитрий Ливанов, «со следующего года надо будет снижать фактор психологической нагрузки на человека. В момент, когда он сдает экзамен, он может быть психологически не готов». Совершенно очевидно, что ученик, идя на экзамен, действительно не готов к многочисленным проверкам, обыску, пристальному контролю и давлению. Но могут ли эти внешние факторы выбить из колеи выпускника на столько, чтобы он окончательно забыл русский язык или же за три часа можно успокоится и продемонстрировать свои знания, если они есть?
С введением тестов, последние два года обучения в школе уходят на то, чтобы школьники научились правильно заполнять бланки, искать верные ответы и аккуратно их вписывать. Однообразное заполнение однотипных бланков вряд ли может способствовать развитию школьников, их познанию и эрудиции. «В школе учат определенному набору действий, - делится учительница русского языка одной из тульских школ. – В течение всех своих уроков я должна отрабатывать одни и те же тестовые задания, которые пригодятся при сдаче. Учителя натаскивают детей на эти тесты, создана целая база клише для написания сочинений. Конечно же, это облегчает работу педагога, но значительно сокращает способности ученика мыслить самостоятельно». Таким образом получается, что именно подготовка к сдаче ЕГЭ лишает учеников возможности изучать предмет основательно и глубоко, грамотно формулировать свою мысль, а не просто заучивать правила в случае с русским языком.
«На родном языке нужно не только писать, но и уметь говорить, красиво излагать свои мысли и в той, и в другой форме, – говорит мама одной из выпускниц города Новомосковска. – Мне кажется, что под влиянием интернета современные школьники не умеют ни того ни другого, поэтому падает уровень образования, поэтому русский язык не может сдать огромное количество школьников». Действительно, одним из факторов снижения минимального порога может являться то, что ученики слишком много времени проводят в интернете, там общаются на своем молодежном сленге, читают статусы, написанные с грамматическими ошибками, вместо книг и выражают свои мысли по средствам коротких сообщение в два-три слова.
Отношение к понижению минимального порога баллов по обязательным предметам вновь разделило общество на две категории: одни считаю, что причиной низких показателей является сам ЕГЭ и методы подготовки к нему, другие же высказывают мнение, что единый госэкзамен стал своеобразной лакмусовой бумажкой, которая помогла выявить все эти болезненные моменты и бреши в знаниях учеников. Сторонники ЕГЭ считаю, что именно благодаря этой форме проверки стали очевидными пробелы в системе образования, которые теперь и предстоит заполнить. Их оппоненты полагают, что подобная система проверки не эффективна и не приемлема для россиян.
Так или иначе, но реальность говорит о том, что уровень знаний учеников по русскому языку довольно низкий. В этом году экзамен по государственному языку не сдали бы около 20 % всех выпускников, если минимальный порог остался прежним. Ситуацию можно назвать плачевной. Отменять ЕГЭ или оставлять – уже второстепенный вопрос, потому как гораздо важнее, проанализировав результаты экзаменов этого года, направить все силы на повышение уровня знаний учеников.
Мнения туляков
Дмитрий Анатольевич Романов, председатель региональной предметной комиссии по русскому языку в Тульской области, доктор филологических наук, профессор ТГПУ им. Л.Н.Толстого:
«В этом году исполнилось 10 лет, как я возглавляю областную предметную комиссию. И, несмотря на многочисленные трудности, с которыми приходилось сталкиваться, могу сказать, что мое отношение к ЕГЭ положительное. Говоря о результатах в Тульской области, приятно отметить, что средний балл по русскому языку у нас на протяжении уже пяти лет остается стабильным – он варьируется от 62 до 64 баллов. Надеюсь, что он и впоследствии не будет понижаться. Что же касается понижения минимального порога, то, на мой взгляд, это гуманно по отношению к слабо подготовленным школьникам. Тем более, что вузы порог вступительных испытаний не понижали и вправе сами его устанавливать, а, значит, тот, кто пишет ЕГЭ на 27 баллов, вряд ли сможет набрать их в достаточном количестве для поступления в университет. Таким выпускникам надо искать иное применение своим силам».
Екатерина Кукуруза, выпускница МКОУ СОШ №19, г.Новомосковск, мкр.Сокольники:
«О ЕГЭ можно говорить долго. На самом деле сдавать было трудно, к экзаменам мы начали готовиться с 10 класса, т.е. два года нас держали эти экзамены и сейчас после сдачи чувствуешь огромное облегчение. Я сдавала 4 предмета: русский, математику, биологию и обществознание. Когда приступаешь к работе волнуешься, потом успокаиваешься, собираешься с мыслями и начинаешь решать. Русский я сдала хорошо, поэтому понижение минимального порога меня не сильно затронуло, но в целом считаю, что это неплохо – ведь теперь больше учеников может сдать выпускной экзамен и не оставаться на второй год».
Иван Соколов, ученик 10 класса Лицея №2 им. Б.А.Слободкова:
«Я учусь в десятом классе и через год мне предстоит сдавать ЕГЭ. Естественно, подготовка к нему у нас идет полным ходом. Мы решаем варианты, учим материал, который необходимо знать, для сдачи предмета и снова решаем тестовые задания. Если говорить о моем личном отношении к ЕГЭ – то я против. По-моему, готовясь к этому экзамену, школьники получают материал беспорядочно, нет системы, некогда закреплять пройденное, что ведет к отсутствию прочных знаний. Именно это, по-моему, привело к тому, что возникла необходимость снижать порог по двум основным предметам».