Препятствия начались быстро. В тротуаре возле Главпочтамта кто-то невероятно хозяйственный вытащил плитки, уложенные год назад. Щербины и создали проблему нашим колясочникам. На вопрос, куда делась плитка, Сергей Шлемов, начальник отдела дорожного хозяйства администрации Тулы, развел руками: «Не знаю, кто это тут делает». Через несколько минут «допроса» с пристрастием», Сергей Александрович вспомнил, что претензия ушла подрядчику - тульской компании ООО «Лама». Пару дней назад. И что компанию непременно призовут к ответственности, в случае, если не залатает дырки.
Не шибко комфортно
В нескольких метрах подземный переход. Спуститься невозможно – слишком крутой спуск, а поручней и пандусов нет. А если кто-то и поможет, то уж выбраться на поверхность Артёму и Сергею будет совсем тяжко. Там и здоровому на двух ногах как-то не шибко комфортно.
Елена Гаранова, молодая чиновница, рассказывает-оправдывает: в прошлом веке его строили. Отчего в нынешнем не отремонтировали она не знает. Но уверяет: подземка значится в плане ремонта. Только неизвестно в каком, на какой год и кто за эту программу отвечает. Тихонько кивает на Сергея Шлемова – может, де, он знает. Но он не знает. Обещает к вечеру сказать. Как выясняется вечером, в этом году переход исследуют, составят смету, тогда и будет понятно, когда за него возьмутся. Но уже ясно, что денег надо много, а значит Артёму, Сергею и многим людям с инвалидностью и без придётся ждать долго.
«У нас хорошие подземные переходы на Мосина, на Станиславского, - утешает Сергей Шлемов. - А проблемы ещё есть в переходе на пр. Ленина и улицы Агеева, где не установлен пандус. Тоже надо делать».
Шлемов обещает к 1 сентября подлатать небольшой участок тротуара - от Каминского до ул. Пушкинской.
«Чип и Дейл спешат на помощь»
Подняться к дому быта не даёт хоть и «изъеденный», но всё ещё высокий бордюр. С грехом пополам катимся дальше.
Возле здания областного суда съезд нормальный. А вот заезд… Не приведи Господи судиться. Замаешься. Сергею подъем даётся сложно. Артём, более опытный товарищ в уличном движении, присматривается, приноравливается и как-то бочком-бочком переваливается колёсами черед бордюры, но тут и он завяз.
Шлемов кидается на помощь.
«Мне прохожие в таких случаях всегда помогаю», - говорит Артём удовлетворённо.
В этот момент хочется к каждому колясочнику, выбравшемуся в город, приставить по чиновнику. Пусть катают, если сделать тротуары не могут. Каждая ливнёвка – небольшая, но проблема. Да это ерунда, говорят ребята. А вот участок у областной филармонии– это да, впечатляет.. Чиновница, всё время старающаяся не попадать в кадр фотоаппарата, в приступе человеколюбия кидается вперёд и пытается затащить коляску Сергея на ровное место. Никак. Шлемов спешит ей на помощь. Вдвоём управились.
Жить полноценно
Сергей оглядывается на Артёма. У того коляска на аккумуляторах. Он легче справляется с преградами.
«Хорошо тебе на электричке-то».
Зато у Сергея не руки, а ручищи, не плечи, а плечищи. Сильные, крепкие, накачанные. Он быстро быстро перебирает колёса и едет с приличной скоростью. Только толстые перчатки стираются быстро – две пары за день вылетают.
«Здесь ещё ничего, - говорит Сергей. – В Заречье вообще капец. Я живу в Высоком. Добраться туда трудней всего. Хотя сейчас хоть немного сообщение появилось. Мама добилась – дорогу сделали, автолайн пустили».
Обычно мама и возит Сергея по городу. Это он сегодня ради чистоты эксперимента один в путь отправился.
11 лет назад, когда он сел в коляску, казалось, всё - город для него закрылся. А недавно нашёл работу в АНО РМЦ «Ресурсно-методическом центре «Мир, доступный для всех».
Как говорит его руководитель Алексей Иванов, первое время Сергей боялся в автобусе проехать. Это очень не просто и физически, и морально. Ну не приспособлен наш город, как и большинство российских городов, для таких людей. Но им надо что-то делать, полноценно жить, чувствовать свою необходимость обществу. Как это произошло у Сергея. Да, жаль ушло столько лет на осмысление этого простого факта. Но ведь случилось. Сегодня это совсем другой человек, говорит Алексей Владимирович.
Он один из тех, кто оценивает проекты грядущих строек с позиции доступности среды для инвалидов: слепых, колясочников. И если проект не соответствует требованиям, его отправляют на доработку. Причём подкупить организацию, дающую заключение, в которую входят общественные организации людей с инвалидностью, по словам Иванова, никому не удаётся. Потому многие современные проекты вполне подходят для людей с ограниченными возможностями, а город «открывается».
Это же подтверждает и Михаил Евсеев, председатель тульского отделения «Всероссийского общества слепых», чьи представители тоже входят в экспертную группу центра.
По косой и в столб
«Тот путь, что мы сейчас прошли, более менее нормален для плохо видящих, Хотя колясочникам трудно его преодолевать. А вот на Первомайской…. Я бы, с моим остаточным зрением, если бы не прошёл дождь, сделавший выбоины более заметными, мог бы и упасть, - говорит Михаил Васильевич. - Вот и спрашивается, что лучше – асфальт или плитка. Плитка не удерживает воду, но её часто кладут не так как надо, и чинят дольше, чем асфальт.
На пешеходном переходе на ул. Болдина и Оружейной её положили с косыми направляющими. При этом она ведёт ровнёхонько в столб. Сделали пандус на Красноармейском проспекте, уложили перед ним тактильную плитку. Хотели как лучше. Только это большое неудобство для колясочников. Нет, но надо же голову включать…»
На пешеходном переходе на ул. Болдина и Оружейной её положили с косыми направляющими. При этом она ведёт ровнёхонько в столб. Сделали пандус на Красноармейском проспекте, уложили перед ним тактильную плитку. Хотели как лучше. Только это большое неудобство для колясочников. Нет, но надо же голову включать…
А вот возле ДК в Щегловской засеке всё хорошо сделали. Светофор озвучили, тротуар отремонтировали.
Как считает Михаил Евсеев и в этом его поддерживает Алексей Иванов, потихонечку город работает над доступностью улиц, дворов.
«Мы часто обращается в администрацию, - говорят. - Раньше больше было равнодушия и нежелания решать проблемы. Сегодня тон задает Евгений Авилов, глава администрации Тулы. А он человек с тонким отношением к людям. Да и многие чиновники, понимают проблемы и стараются что-то сделать».
Как говорит Михаил Васильевич, много значит и то, что регион возглавил руководитель, с потребностью не играть в бирюльки с туляками, а услышать здесь живущих и реализовать их идеи. А идей много. В том числе и у Евсеева, и у его товарищей. Например, они давно предлагают губернаторам создать школу для слепых. Одна такая в области есть. Только там учатся все без разбора –и слепые, и глухие, и умственно отсталые. При этом даётся не полное образование. Вот и получается - аттестат за 9 классов. Ну, такой, для «галочки».
«Проще было бы в Туле создать школу и в неё привозить из районов людей с инвалидностью. И сделать общежитие, в котором они бы могли неделю жить, уезжая на выходные домой. Не намотаешь же на учёбу. Сколько денег, сколько сил надо, - говорит он. - Ещё бы светофоры с озвучкой везде поставить. У нас их на весь город несколько штук. А ничего ужасного в них нет. Днем пищат, вечером замолкают. Ну, если нельзя всё озвучить, то хоть в основных мест».
И светофоры, и хорошие съезда, и пандусы не только инвалидам нужны, а и мамам с колясками, и старичкам, наконец.
… А тем временем Артём и Сергей «взяли свой Эверест» - добрались до парка. В парк не поехали. С одной стороны дорожка разрушенная. С другой - бугристый тротуар. Но, как говорит Алексей Иванов, всё это пустое: раньше было 150 препятствий, а сейчас 3-4. Это уже нормально.
Артём обещает чиновникам в сентябре прокатиться по этому же маршруту. Посмотреть, как и что отремонтируют.
А мы бежим дальше, ловя себя на том, что внимательно приглядываемся к пешеходной дорожке на улице Фрунзе, оценивая, где коляска пройдет, а где встанет. И понимаем: ни Артём, ни Сергей ни за что самостоятельно не доберутся до трио весёлых смайликов в белых перчатках. Почти в таких же, как у Сергея, когда он только выезжает из дома на улицу. Потому что кто-то опять не включил голову, когда устанавливал высоченные бордюры и не сделал съезды…