Команда джиперов не раз становилась героями наших публикаций. Зимой и осенью они бесплатно помогали застрявшим в снегу и грязи машинам скорой помощи добраться до заболевших жителей региона. А как-то услышали о них: «Шкуру сдерут, если попросишь вытащить забуксовавшую в лесу машину». Tula.aif.ru решил поближе познакомиться с руководителем команды Алексеем Астаповым и разузнать про «шкуры» и житье-бытье команды.
На собственной шкуре
Алексей Мурат, tula.aif.ru: Алексей, вы родились и до 15 лет жили в Казахстане. Родители вывезли в Россию?
Алексей Астапов: Это был Целиноград, северная, русская столица Казахстана. К слову, город рекордсмен по переименованиям. Он был и Акмолинском, и Акмолой, и Нурсултаном. Сейчас — Астана, столица республики. Это был довольно русский город, а потом с распадом СССР русские стали уезжать, их становилось всё меньше, а оставшимся приходилось всё сложнее там жить. Стало просто как-то некомфортно — в школе, на улице, везде. У отца был небольшой «гаражный» автосервис. Как-то пришли казахи — давай, мол, будешь нам платить за «крышу». Мы поняли — пора уезжать. Это был конец девяностых.
Сначала поехали с отцом, братьями и сестрой, к родственникам в Воронежскую область, посёлок Панино. После Целинограда он воспринимался просто как большое село. Так что школу я окончил в России. Когда ещё был жив отец, помогал ему в Москве помощником электрика, потом он приехал работать в Тулу, я трудился помощником сантехника. Мы раз только-только сюда все перебрались, когда папы не стало. Быстро всему учился, стал сантехником, помощником руководителя фирмы, открыл свою.
— Почему решили вызволять машины из бездорожья?
— 10 лет назад это было. Я тогда ездил на большом корейском внедорожнике весом 2,5 тонны. Там, чтобы включить полный привод, нужно было выходить из машины и прокручивать хабы, по асфальту в таком режиме нельзя ездить. Как-то ночью решил покататься в поле, а режим повышенной проходимости не включил, поленился. Вроде и не сыро было, а застрял. Знакомые джиперы, конечно, у меня были, но неудобно было беспокоить людей ночью. Начал через интернет искать эвакуаторы, там всего-то метров 300 до асфальта было, а они отказывались ехать — боялись застрять. В итоге только утром знакомая девушка с отцом приехала, и они меня вытащили.
Вот тогда и пришла мысль создать в соцсети сообщество взаимопомощи в таких ситуациях, позже появился и сайт. Сделали форму регистрации и разрослись до 500 человек по всей России. О коммерции тогда вообще не думали, но потом начали и зарабатывать на этом, правда с целым рядом оговорок.
Не берём платы в случаях, если кто-то из наших джиперов ехал попутно и смог оказать помощь водителю на бездорожье. Кроме того, работаем с тульским отрядом «ЛизаАлерт», недавно заключили соглашение и с калужскими поисковиками. Там тоже никакой коммерции, разумеется, быть не может.
Если же человек где-то застрял на машине, скажем, на рыбалке, и не может выбраться, тогда мы определяем, кто из наших товарищей находится ближе всего к этой точке. Причём, иногда это могут быть коллеги из соседних регионов. Затем оцениваем сложность задачи, озвучиваем заказчику примерную стоимость работ, и при достижении договорённости, едем.
— Бесплатно вытаскивать машины выезжаете в каких случаях?
— Если помощь требуется оперативным службам — скорой помощи, пожарным и спасателям, полиции. В основном, это случаи, когда идёт эвакуация нуждающихся в экстренной госпитализации, пострадавших в ДТП и тому подобное. Например, в Белёвском районе во время весеннего паводка помогали медикам вывезти из малонаселённой деревни на «большую землю» пожилого мужчину с подозрением на инсульт. Во время майских ливней аналогичный случай был уже в окрестностях Большой Тулы. Там и скорая застряла, и трактор, и спасатели. Мы пробились туда, эвакуировали человека для последующей госпитализации.
Физика в помощь!
— Почему спасатели на мощных высокопроходимых машинах застревают?
— Бывает, техника МЧС едет на вызов, но застревает сама, и спасатели обращаются к нам. Правда, их задача — прежде всего, людей спасти, а машины — это вторично. Моё мнение: людей подводит плохое знание законов физики. Даже большой и тяжёлый КамАЗ можно вытащить «Нивой», если знать — как. Обычно ведь как пытаются вытащить — тросом, и всё. Но очень часто в таких случаях не обойтись без лебёдки.
— А случались трагические ситуации, когда не удавалось спасти людей?
— Доводилось помогать с вывозом тел умерших людей, но это несколько другая история. Однажды помогали по вызову ЕДДС Венёвского района, обнаружили в машине тела рыбаков, которые застряли и пока пытались выбраться, надышались угарного газа и погибли. Мы вызвали полицию, а их машину вытащили.
— Больше двух лет Россия под санкциями, серьёзно изменился авторынок. Если говорить именно о джипах, что происходит в этом сегменте?
— Мы с нашими ребятами держимся за свои джипы, да и вообще нормальную машину сейчас никто продавать не будет, разве что хлам какой-нибудь. Когда у меня возникла мысль поменять машину, и было 2 млн рублей, я встал перед выбором: взять б/у агрегат из проверенных или новый китайский «танк» за 6 млн в кредит. В итоге за 700 тыс. руб. купил «японца» 2001 года с пробегом 200 тыс. км, а реально думаю — все 500 тыс. Вложил в него ещё 1,3 млн руб., сделал машину для себя, пока не подводила.
— Судя по страничке в соцсети, вы много путешествуете, в том числе, по Кавказу...
— Да, люблю Абхазию за её природу, уникальные заброшки. Меня это всё привлекает. Да и море там другое — не такое, как в Краснодарском крае. Путешествую, разумеется, на автомобиле. В Дагестане были с семьёй, в том числе — горном.
— А насколько оправданы страшилки про эту республику?
— Мы были там незадолго до того, как начали запрещать никабы — это такие головные уборы у женщин, когда полностью закрыто лицо, только глаза видно. И очень много женщин было именно в таких никабах. Моя жена купила местное платье — как сувенир, ну, и чтобы не слишком бросаться в глаза там. Так вот, мы с ней шли, держась за руки, в одном из горных селений, и нам сделали замечание — мол, нельзя так ходить, даже если вы муж и жена. Считаю, это совсем уже перебор, если честно.
В марте были в Крыму — это хорошее время, чтобы поездить, осмотреть достопримечательности. Исколесили всё, поднимались на плато Ай-Петри, там ещё снег лежал.
Три правила
— Посоветуйте, как обычному водителю на обычной машине не оказаться в числе ваших клиентов?
— Во-первых, не доверять навигатору. У нас очень много клиентов, которые ориентировались на его команды без учёта реальной ситуации. Если он вас ведёт якобы по дороге, а на самом деле, это перепаханное поле, зачем искушать судьбу? Во-вторых, обязательно держите в машине лопату — бывает, нужно подкопать, чтобы выбраться. И, в-третьих, не ленитесь выйти из машины, пройти вперёд пешком и проверить состояние дороги, когда это необходимо.