Председатель Тульской облдумы Сергей Харитонов, входящий в состав рабочей группы по подготовке поправок к Основному закону страны, предложил создать территории с особым конституционно-правовым статусом.
Зачем они нужны?
«Существуют территории, в силу своей специфики требующие особого управления, - объяснил глава законодательной власти Тульской области. - Это обусловлено вопросами безопасности, экологии, экономики. Например, территории, где размещаются военно-стратегические объекты, такие как космодром «Восточный», заповедники и иные особые особо охраняемые зоны (озеро Байкал, Кавказские Минеральные Воды). Поэтому предлагаю внести в Конституцию поправку о том, чтобы на территории Российской Федерации могли быть созданы федеральные территории, не входящие в состав территорий субъектов Федерации. Создание таких территорий было бы правильно осуществлять в соответствии с федеральным конституционным законом в случае его одобрения законодательными органами государственной власти не менее чем двух третей регионов. Организация власти на таких территориях также может быть установлена этим федеральным конституционным законом».
Сопредседатель рабочей группы, руководитель комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Андрей Клишас отметил, что это принципиальная и достаточно важная новелла.
«Законодательство многих государств знает такой институт, - сказал сенатор. - В основном, это государства англосаксонской группы, есть такие территории в США, Индии, Австралии, Канаде. Там, где они создаются устанавливается специальный правовой режим.
У нас это было
«Особым образом», в частности, управляется расположенный на территории Казахстана космодром Байконур.
Кроме того, в нашей стране существуют так называемые ЗАТО – закрытые административно-территориальные образования, куда ограничен или запрещён вход и въезд посторонним, где существует строгий пропускной режим и прочие атрибуты секретности и тайны. Массово ЗАТО появились в послевоенные годы, что было связано с разработками новейшего оружия, в том числе и атомного. В наше время такие образования создаются решением президента страны, а федеральные органы власти определяют полномочия регионов по функционированию ЗАТО.
Была такая административно-территориальная единица и в Тульской области – Тула-50, что в Арсеньевском районе. Её создали в мае 1961 года для обслуживания и временного хранения «спецбоеприпасов». Фактически это был арсенал Ракетных войск стратегического назначения. К февралю 1998 года воинская часть там была расформирована, а глава администрации ЗАТО был назначен губернатором Василием Стародубцевым. Кстати, им стал последний командир тамошнего учебного полка генерал-майор Юрий Скопинцев. Население бывшего военного городка осталось без работы, но выручило КБП, разместив там одно из своих производств. В 2008 году Тула-50 стала посёлком городского типа Славный – в память о позывном расформированной воинской части. Сейчас в России насчитывается порядка 40 ЗАТО.
Комментарии
Анатолий Артемьев, участник Конституционного совещания 1993 года, занимавший в различные годы также посты заместителя губернатора Тульской области и депутатов областного и федерального уровней: В своё время по инициативе предсовмина СССР Алексея Косыгина создавались совнархозы, объединявшие 4-5 областей. Тульская область, входила в совнархоз совместно с Калужской и Брянской. Вокруг этого создавались предприятия, развивались отрасли, социальная сфера, а министерства в Москве решали технологические вопросы. Это было время самых высоких темпов развития страны. Однако, потом партийные руководители, почувствовав, что контроль ослабевает, а сами они «выбывают из обоймы», добились роспуска совнархозов.
Известно, что революционную реформу административно-территориальную реформу готовил генеральный секретарь ЦК КПСС Юрий Андропов. И наши новомосковские руководители, когда приезжали к нему, видели карту с разделением СССР на 16 штатов. Но он не успел эту реформу реализовать.
А инициатива Харитонова интересная, поддерживаю её, ведь у нас часть областей слабые, не могут работать без дотаций. Возможно, ими нужно управлять напрямую из Центра.
Владимир Исаков, депутат тульской гордумы: Сложно «причесать под одну гребёнку» столь разные объекты и территории, как космодром, курорт и заповедник. Кроме того, нужно смотреть и считать, какого дохода лишится регион в случае выделения в «федеральную территорию» курорта, который, собственно, является основной его экономики. Потеря такого источника дохода была бы весьма болезненной для любого субъекта Федерации. И, напротив, снятие кого-то финансового бремени с региона в случае выделения «федеральной территории», наверное, пошла бы ему на пользу.
Ну, а, скажем, Байконур, в любом случае, подпадает под особый статус, как минимум, в силу того, что он оказался за переделами Российской Федерации. Думаю, универсального решения здесь быть не может, каждый случай должен рассматриваться индивидуально.