Тема встречи – ЖКХ. Жителям расскажут о роли контроля в повышении качества услуг, о том, что годовые собрания собственников - один из механизмов влиять на работу управляющих компаний, за расходованием ими денег собственников и подготовки к отопительному сезону.
Ожидается, что на встрече расскажут о лучшем опыте управления многоквартирными домами, о том, как же контролирует УК государство.
Запланировано и выступление компаний, которые попали в красную зону рейтинга УК региона.
А на прошлой неделе глава региона обсудил с представителями центра общественного контроля ЖКХ положение в жилищно-коммунальной сфере региона, сделав вывод - вместе мы сможем изменить ситуацию.
Общий контроль
«Недобросовестные компании не должны заниматься нашими многоквартирными домами», - озвучивает общую мысль участников встречи Анастасия Дементьева, руководитель областного Центра общественного контроля ЖКХ Тульской области.
Однако они занимаются. Отсюда фирмы-двойники, компании-«однодневки», собирающие деньги с населения, не платящие ресурсникам, а потом благополучно банкротящиеся. Отсюда плохо и не вовремя сделанные капитальные ремонты, непонятные тарифы на услуги, а также и вовсе не оказываемые услуги.
Без жёсткого контроля за управляющими многоквартирными домами компаниями с ситуацией справиться трудно.
Анастасия Дементьева считает, что, помимо контроля власти и специалистов центра, имеющего своих координаторов-экспертов во многих муниципалитетах, требуется активность собственников. Потому представители центра встречаются с жителями, объясняют, как общаться с УК, как добиваться от них честной работы и прозрачной отчётности, как отстаивать свои права.
Рейтинг жёстче
«Каждый день люди к нам звонят с жалобами на УК, - говорит Елена Шмелёва, член правления центра. - Мы разбираемся. В итоге подтверждаются факты необоснованности тарифов, ненадлежащее содержание домов, предоставление неполных отчётов о расходовании денег собственников. Из 132 управляющих компаний 49 не разместили свои отчёты на федеральном портале «Реформа ЖКХ» за 2015 год. Думаю, такие факты надо учитывать при выстраивании регионального рейтинга УК».
По мнению Елены Шмелёвой, рейтинг - основной источник информации о профессиональной состоятельности компаний. И имело бы смысл его детализировать, введя информацию о сумме долгов УК перед ресурсниками, стабильности компании, работе с должниками и степени износа многоквартирных домов, находящихся в их управлении.
И если озвучить сумму долга - не проблема, то с информацией о техническом состоянии домов дело обстоит сложнее. Она находится в бюро технической инвентаризации.
«Чтобы получить документы, надо заплатить, - говорит Елена. - Сумма платы за техдокументацию должна стать публичной».
Кафедра ЖКХ
Михаил Грязев, руководитель штаба проекта «Народный контроль. ЖКХ» и ректор ТГУ, предложил усилить контроль за работой подрядчиков. И делать это вместе с общественностью.
«Есть подрядчики, которые набирают заказы, а справиться не могут. Мы ездили в Тёплое, - рассказывает Грязев, - там крышу начали делать, да так и не доделали до холодов».
Проблема качества ремонтов - не тульский эксклюзив. Поэтому на федеральном уровне готовятся единые стандарты, по которым будут определяться подрядчики.
Хотя все участники встречи понимают: дело не только в недобросовестности, но и в низком уровне профессионализма как подрядчиков, так и сотрудников управляющих компаний.
«С этим тоже можно побороться, - считает Грязев. - Давайте создадим на базе ТГУ кафедру, где будут готовить специалистов в сфере ЖКХ. У нас уже и учебные программы есть».
Идея не первого года, но, наконец, оказалась ко времени и услышана высшей властью региона.
Люди должны знать, за что платят
Алексей Дюмин, временно исполняющий обязанности губернатора Тульской области:
Наших людей возмущает, когда они не знают, за что платят. И это понятно. УК обязаны открыто держать отчёт перед людьми. А те, кто обманывает, должен нести ответственность. Вор должен сидеть в тюрьме. Что касается рейтинга, все предложения приняты. И, конечно, кафедре ЖКХ быть. В программе развития региона предусмотрена возможность готовить и специалистов в ЖКХ. Мы начали работу по наведению порядка в ЖКХ, и нам важно в этой работе опираться на неравнодушных жителей, ответственных собственников. Тогда мы сможем добиться изменений в лучшую сторону. Главам муниципалитетов дано указание тоже активно включиться в эту работу. А силовики уже начали проверять управляющие компании, объявившие о банкротстве.